О повышении эффективности регулирования отношений, связанных с управлением правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданных и используемых в промышленности

О повышении эффективности регулирования отношений, связанных с управлением правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданных и используемых в промышленности - фото 1В Государственной Думе РФ состоялось совместное заседание Экспертного совета по развитию предприятий ОПК Думского Комитета по промышленности, Экспертного совета по вопросам интеллектуальной собственности при Комиссии по инвестициям, инновациям и модернизации Госкорпорации Ростех и Комитета по совершенствованию законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса и высокотехнологичной промышленности ЛСОП под председательством Первого зампреда Думского Комитета по промышленности, Первого вице-президента СоюзМаш России Владимир Гутенева.

 

В мероприятии приняли участие председатель Комитета по совершенствованию законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса и высокотехнологичной промышленности Владимир Кудашкин, председатель Экспертного совета по вопросам интеллектуальной собственности Госкорпорации Ростех Алла Лалетина, заместитель директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России Сергей Матвеев, заместитель директора Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России Сергей Лещенко, начальник Управления контроля, надзора и правовой защиты интересов государства Роспатента Андрей Солонович, начальник отдела по интеллектуальной собственности Правового управления Госкорпорации Ростех Евгений Ливадный.

Открывая заседание, Владимир Гутенев отметил, что для развития отечественной инновационной экономики необходимо укрепить и совершенствовать институт интеллектуальной собственности: «В России должен сформироваться рынок интеллектуальной собственности, для этого важно создать среду, стимулирующую массовое техническое творчество и изобретательство на производствах, и условия, которые не только позволят увеличить количество подаваемых заявок на государственную регистрацию объектов промышленной собственности, но и максимально вовлечь их в экономический оборот. Важно помнить и о законодательном усилении ответственности за незаконное использование интеллектуальных прав».

Депутат напомнил, что после распада Советского Союза российская промышленность сталкивается с тем, что отечественная интеллектуальная собственность широко использовалась в других странах: «Происходит это из-за того, что значительная часть патентования осуществляется внутри страны и служит, в основном, для разграничения прав предприятий и государства, как владельцев результатов интеллектуальной деятельности, что не приводит к защите наших ноу-хау за рубежом. Уже возникают ситуации, когда крупные зарубежные компании патентуют разработанные нами изобретения».

Евгений Ливадный отметил, что нередко предприятия ОПК патентуют свои технические решения, только для того, чтобы разграничить права на РИД с государством, и почти всегда – только на территории России. В отсутствии зарубежного патентования происходит утечка технологий и утрата возможности признания исключительных прав в странах предполагаемого экспорта или производства конкурентов.

Отсутствие же правовой охраны российских РИД на территории иностранных государств имеет следствием не только утрату рынков продукции и возможности получения лицензионных платежей, но и риски предъявления встречных претензий о нарушении исключительных прав со стороны зарубежных правообладателей. Наиболее значительные усилия в этом направлении предпринимает Китай, который за последние годы стал не только ведущим производителем высокотехнологично продукции, но и одним из мировых лидеров патентования интеллектуальной собственности.

Представитель Роспатента, в свою очередь, отметил, что и на российской территории решению вопросов управления правами государства на результаты интеллектуальной деятельности государственными заказчиками уделяется крайне мало внимания. В рамках проверки 1135 государственных контрактов меры по обеспечению правовой охраны приняты в отношении всего лишь 2048 результатов, созданных по 719 госконтрактам. А введены в гражданско-правовой оборот на основе лицензионных договоров права только 11 результатов, то есть чуть более 0,5%.

Говоря об изменениях, направленных на развитие рынка интеллектуальной собственности, представитель Минобрнауки отметил, что произошли они на всех стадиях инновационного процесса. Корректировки коснулись механизмов финансирования НИОКР, выявления и учета РИД. Расширились и возможности использования научно-технических результатов. Теперь, кроме ФЦП, важнейшим источником финансирования НИОКР становится система фондов поддержки научной, научно-технической деятельности и инновационной деятельности. Все эти меры должны послужить толчком для развития творческой, изобретательской, инновационной активности, поскольку требует кратное увеличение как числа объектов ИС, так и вовлечения их в экономику, чтобы каждый объект вовлекался в оборот, а «не работал в корзину».

Участники заседания были единодушны во мнении, что среди основных проблем правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности - отсутствие у организаций ОПК и авторов РИД надлежащих стимулов и ресурсов для обеспечения их правовой охраны на территории иностранных государств, недостатки правового регулирования отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, и ноу-хау, отсутствие опыта зарубежного патентования и недостаточность средств у подавляющего большинства авторов и исполнителей НИОКР.

В целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с управлением правами на результаты интеллектуальной деятельности было принято инициировать внесение изменений в действующее законодательство, в частности, Гражданский кодекс РФ.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить