Наводнений меньше не будет?..

  Наводнений  меньше   не  будет?..    - фото 1По  экспертным  оценкам ТПП РФ и региональных администраций (2015 г.),  уровень изношенности водорегулирующей инфраструктуры в стране превышает 60%. В том числе,  в центрально-европейском регионе РФ -  достигает 70-75%.  Очевидно, что в этой ситуации   резкое увеличение  количества осадков  способно "закупорить" ту же инфраструктуру. Тем временем, ввиду волатильности курса рубля  дорожают   все виды техники и материалов, необходимые для обновления той же инфраструктуры. Поэтому, в большинстве случаев, дело завершается, в буквальном смысле, "латанием дыр", периодическим  повторяемым...
     Такой  подход к означенным  проблемам косвенно фактически  признаёт  замначальника центра "Антистихия" МЧС РФ Анатолий Данилов: На днях А.Данилов  заявил, что  "подтопления в городах, вызванные ливневыми дождями, были обусловлены, прежде всего, неисправностью или ущербностью ливневой канализации. Совершенно очевидна неисправность коллекторно-дренажных систем. И вопрос не только в том, что их не чистят, их ещё  и изначально неправильно проектируют. И когда строят - экономят: под землёй ведь не видно. В результате, при сильных осадках мы получаем такую ситуацию. Не разобравшись с этими причинами, в дальнейшем предотвратить подобные ЧС будет трудно".
   Схожее мнение у начальника ситуационного центра Росгидромета Юрия Варакина: ."Все проекты строительства и благоустройства должны проходить экспертизу, но на этом этапе многие экономят. Рассчитывают, исходя из средних данных о погоде за последние 30 лет. А у нас за последние 30 лет в каждом субъекте больше десятка экстремумов: температурных аномалий, промерзания почвы, осадков и т.п.".
    Но возникает, в этой связи, вопрос:  значит, соответствующие объекты  вводятся в действие БЕЗ экспертизы?  И который год?.. .
  По его словам, особенно проблема заметна в курортных городах, где сложный рельеф местности сопряжен с плотной застройкой и, местами, нет зеленых насаждений. К примеру, "в Новороссийске застроено все, залито бетоном. Склон 30 градусов, дождь идет - вроде бы катастрофы нет. Но через час это все на набережной, в землю вода не уходит, ливневка не справляется… И таких городов могу привести в пример много".
    Аналогичный пример -  Карачаево-Черкесия:  из-за недавних проливных дождей в русле реки Большой Зеленчук (основная водная артерия региона - приток Кубани)  размыло в некоторых  районах  дренажную систему. Изношенные трубы не выдерживают повышенного "вододавления" и  прорываются. В результате,  возникли проблемы с подачей чистой питьевой воды.  Как следствие, требуется прекращать подачу воды и заниматься ликвидацией тех порывов.  Таких примеров  немало и  в других регионах страны.
     Относительно всей  инфраструктуры российского ЖКХ,  глава СовФеда Валентина  Матвиенко, в ходе обсуждения  этой проблемы в СовФеде  10 июня с.г. заявила, что в других странах, "где климат  незначительно отличается от российского, энергоёмкость коммунальной сферы вчетверо ниже, чем в РФ. И часто вместо домов «обогреваются сугробы», что ведёт к значительным энергопотерям. Причем изношенность объектов данного сектора составляет от 60 до 80%". 
     По имеющимся экспертным оценкам, на комплексную модернизацию  жилищно-коммунальной инфраструктуры выделяется (государством и  частными компаниями), самое  большее, половина  необходимых денежных средств. При этом практически отсутствует  системный   подход к решению этих проблем. И во многом потому, что "идеология"  экономить средства на чём угодно, уже   проникла, что называется, во все поры экономики и  сектора  услуг.  Хотя,  уже в связи с очевидными и нарастающими  климатическими  изменениями  требуется  целенаправленная  программа  по обновлению основных фондов  всех подотраслей  ЖКХ. 
    Впрочем, означенные и смежные проблемы  "проистекают" ещё и последнего 20-летия советского периода. Когда  экономическая эффективность всех инфраструктурных и производственных проектов в стране, как уточнила  мне Татьяна  Прокофьева,  доктор экономических наук, президент ассоциации "Лог-инвест", - "измерялась" и нередко продолжает измеряться по критерию минимума так называемых "приведенных  затрат".  Отсюда, собственно, и  несистемные подходы ещё  в 70-х - 80-х  к созданию, например,  транспортной, логистической инфраструктуры, инфраструктуры ЖКХ.  По этому методу капвложения пересчитывают в эквивалентную годовую стоимость с помощью дисконтной ставки. А затем -  прибавляют к годовым эксплуатационным расходам. Таким образом и получают сумму ежегодных приведенных затрат. И чем они меньше по рассматриваемым  вариантам, тем значит,  эффективнее проект".
 Такой подход  был связан  с растущей  ограниченностью  ресурсов, с начала  70-х,   для государственных капвложений. Особенно  не  в  экспортно-сырьевые отрасли, социальную инфраструктуру и т.п. сектора, имеющие длительные  сроки окупаемости  инвестиций.
   Кстати, "отголосок" такого подхода к сектору  ЖКХ  и, в  целом, к экономике страны  был обозначен... ещё в фильме "Белорусский вокзал" (1970 г.). Когда слесарь  Иван Приходько (артист Евгений  Леонов), устраняя аварию в подземных коммуникациях, сетует на то, что "...предписывают всё  меньшими деньгами устранять, причём быстро,  все "дыры"  и "прорывы".  Нет, чтобы профинансировать капремонт всей трассы коммуникаций, построить новые...". 
  Но  упомянутый  критерий (т.е. минимум приведенных затрат), по данным Т.Прокофьевой и многих других экономистов,  основан  на  нормативных коэффициентах экономической эффективности капвложений (НКЭЭП), а они  имеют "усреднённый" характер;  лимитируются, опять-таки, усреднённым годом или сроком окупаемости капвложений. Вдобавок, величина НКЭЭП  существенно  занижена.  Хотя она должна - в рыночных условиях -  корректироваться в зависимости от  уровня инфляции и, плюс   к  тому,  не должна быть ниже процентной ставки или, к примеру, ставки дивиденда.
   Получается, что  целый комплекс  взаимосвязанных   факторов затрудняет, повторим, системное исправление  ситуации в социально-бытовой инфраструктуре  страны?..
 
А.Чичкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить