Российское МВД для обеспечения межнационального согласия разработало проект Стратегии противодействия идеологии экстремизма, предложив искать и блокировать радикальную пропаганду в интернете, воспитывать молодежь в патриотическом духе и вести «адресную профилактику» подверженных экстремистскому влиянию. Основную угрозу в этой сфере МВД видит в протестных акциях, перерастающих в беспорядки, и в интернете как организационом канале.
Об этом пишет в пятницу газета «Коммерсант» со ссылкой на предоставленный ей текст проекта.
Проблема ксенофобии в России актуальна и в ряде случаев проявляется в межнациональных конфликтах и связанных с ними массовых выступлениях, которые иногда заканчиваются крупными беспорядками. Так, в октябре 2013 года после беспорядков в столичном районе Бирюлево были задержаны почти 400 человек. В декабре 2012 года президент Владимир Путин утвердил Стратегию национальной политики до 2025 года. В июле 2013 года правительство составило план мер по ее реализации, в том числе поручило МВД к четвертому кварталу 2014 года подготовить Стратегию противодействия идеологии экстремизма до 2025 года.
Такая стратегия, по мысли кабмина, должна объединить усилия властей и гражданского общества «для укрепления единства российского народа, достижения межнационального мира и согласия», а также сформировать нетерпимость к пропаганде экстремизма и ксенофобии и национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности. В пятницу проект стратегии будет обсуждать президентский совет по правам человека.
Главная цель стратегии противодействия радикальной идеологии, как пояснили газете в МВД — «поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание». «Воздействие со стороны внешних и внутренних деструктивных сил прежде всего связано с распространением экстремистской идеологии и направлено на дестабилизацию общественно-политической обстановки в РФ», — цитирует газета авторов документа.
«Основным инструментом радикализации общества» в проекте названо вовлечение россиян «в протестные акции, которые трансформируются в массовые беспорядки». «Основным каналом распространения деструктивной, в том числе экстремистской идеологии» автор документа считают интернет — который служит средством «связи, рекрутирования и самовербовки новых членов» экстремистских группировок.
Экстремистской идеологией в МВД предлагают считать «взгляды и идеи, пропагандирующие рознь и вражду по национальным, расовым, религиозным, социальным и политическим мотивам».
Среди предложенных в МВД мер противодействия радикалам — поиск пропаганды экстремизма в интернете и «ограничение доступа» к ней, противодействие радикальной пропаганде в соцсетях (с участием гражданского общества и интернет-провайдеров), дискретидация экстремистов и воспитание молодежи «в духе свойственных российской культуре духовных нравственных и патриотических ценностей», обучение журналистов «профессиональным обязанностям» и «адресное профилактическое воздействие на лиц, наиболее подверженных воздействию идеологии экстремизма».
Глава СПЧ Михаил Федотов не прокомментировал газете проект стратегии и сказал лишь, что «экстремизм — это не легенда, а реальность, и мы должны отдавать себе в этом отчет». Член совета Александр Верховский (эксперт по противодействию экстремизму) заявил «Ъ», что предложенные в проекте шаги слишком размыты, чтобы «ожидать хороших результатов».