
Почти год длится реставраця в Доме Наркомфина на Новинском бульваре. За прощедшее время на объекте произошли заметные изменения.
Перед началом масштабной реставрации в июне 2017 года журналистам показывали этот дом. Детали того пресс-вояжа здесь.
На этот пресс-тур,организованный 27 апреля, прибыли глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов и генеральный директор компании-девелопера проекта Гарегин Барсумян. Показали итоги первого этапа реставрации Дома Наркомфина. Результаты заметны и бросаются в глаза из далека при подходе к знаменитому объекту.
Главное, что было обещано реставраторами в прошлый раз достигнуто. Убрали первый этаж, который был пристроен в 1940-х годах на месте колоннады. На нем изначально и возвышалось здание, возведенное в стиле конструктивизма.
«Само слово конструктивизм подчеркивает увлечение
новыми строительными технологиями, увиденными как символ прогресса и новый способ выразительности».
Историк архитектуры Николай Васильев.
Здание было построено с применением самых актуальных разработок того времени: железобетонный каркас с легким заполнением бетонитовыми плитами, сплошные ленточные окна, эксплуатируемая кровля-терраса и один из символов проекта – колоннада, поднимающая весь дом над землей на 2,5 метра. Символом возвращения зданию первозданного облика стало открытие знаменитой колоннады (бетонные колонны в три ряда, на которых стоит дом).
В Доме работников Народного комиссариата финансов нашло яркое воплощение не только технологическое, но и идеологическое новаторство. Это был проект дома «переходного типа» от «мещанского» уклада к социалистической коммуне. Здание должно было кардинально изменить быт своих жителей и максимально вывести его из квартир в созданные для этого общественные пространства.
На пяти из шести этажей жилого корпуса расположены жилые ячейки – квартиры, планировки которых поддерживают идею социализации жильцов. В оригинальном проекте были несколько комнат по типу общежития, квартиры для больших семей (типа К), малометражные квартиры (типа F), а также сдвоенные ячейки типа 2F с 2 жилыми комнатами, столовой, передней, ванной, уборной и кухней. Общественное пространство состояло из открытой лоджии на 2 этаже и пространства на крыше, которое использовалось для солярия и цветника.
Четырехэтажный коммунальный корпус-там в самом разгаре работы - соединен с жилым зданием специальным переходом на уровне второго этажа. Нижняя часть предназначалась под спортивный центр, верхняя – для столовой, помещений для отдыха и библиотеки.
Авторы проекта Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис так задумали и реализовали. Моисей Гинзбург решил придать зданию легкий, парящий вид: для этих целей жилой корпус установили на бетонные монолитные колонны высотой 2,5 метра в три ряда, что по мнению архитектора, позволило сохранить нетронутой площадку вокруг здания.
Но колоннада была застроена перегородками ради создания дополнительных помещений, а сам памятник архитектуры потерял значительную часть своей аутентичности. За все время своего существования «Наркомфин» оставался жилым домом.Его обитатели часто вносили в первоначальный авторский проект различные изменения, возводили пристройки и делали перепланировки.Теперь колоннада восстановлена,правда, предстоит еще прозвести коррекцию почвы для возврашения опорам первоначальной высоты- 2,5 метра.
Глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов и генеральный директор компании-девелопера проекта Гарегин Барсумян рассказали журналистам о том, что уже было сделано в ходе реставрации, а также о том, что еще только предстоит осуществить. Обсудили сроки проекта и сложности, которые возникают по ходу его реализации.
Руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов. отметил, что реализация проекта, помимо восстановления аутентичной архитектуры, развеет разного толка мифы вокруг стиля конструктивизма(видео).
«Прошло меньше года с момента начала реставрации Дома Наркомфина. Уже проведены противоаварийные работы, гидроизолирована крыша жилого и коммунального корпусов, внутри удалены поздние перегородки. В здании монтируется система вентиляции.Проводятся работы в подвале. Идет тщательная работа с цветовым оформлением — специалисты, проводя расчистки стен, ищут оригинальные цвета, в которые были окрашены поверхности. И вот теперь открыт первый этаж дома, а к 2019 году весь мир увидит Дом Наркомфина таким, каким его задумали и построили Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис», - заявил Алексей Емельянов.
В конце 2016 года по согласованию с Департаментом культурного наследия г. Москвы началась полномасштабная реставрация Дома Наркомфина. За реализацию проекта взялся генеральный директор «Лиги Прав» Гарегин Барсумян. Авторский надзор воссоздания уникального образца конструктивизма осуществляет архитектурное бюро «Гинзбург Архитекс», возглавляемое внуком Моисея Гинзбурга - Алексеем.
К концу первого этапа работ девелопер проекта полностью удалил все элементы «новостроя» и отклонений от первоначального проекта: ненесущие стены, перегородки. Была восстановлена эксплуатируемая кровля коммунального корпуса и демонтированы пристройки к нему.
Девелопер также провел дополнительную архитектурную и техническую экспертизу, которая установила, что уникальная для своего времени монолитно-каркасная конструкция Дома Наркомфина при надлежащей эксплуатации прослужит еще многим поколениям.
«Мы вернем этому архитектурному шедевру его первоначальное великолепие, он снова будет радовать москвичей и гостей столицы своим эффектным обликом»,- отметил руководитель проекта «Дом Наркомфина» Гарегин Барсумян.
Проект уникален еще и тем, что одновременно реализуют девелоперский проект. После полного завершения работ квартиры будут выставлены на продажу.
Завершение первого этапа означает, что в ближайшее время начнется новая страница воссоздания объекта культурного наследия с применением самых современных материалов и технологий.
Жилой дом Наркомфина (Наркомата финансов РСФСР)
Манифест архитектуры конструктивизма, этот дом был построен в 1929-1931 годах на Новинском бульваре в Москве с целью демонстрации новаторских архитектурных и социальных принципов. Архитекторы Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис и инженер-конструктор Сергей Прохоров создали «дом переходного типа» (от индивидуального «мещанского» быта к коллективному), построенный с использованием новейших технологий – железобетонного каркаса с легким заполнением, сплошными ленточными окнами и эксплуатируемой кровлей-террасой.
Основой жилого корпуса (а был ещё служебный с прачечной и гаражом и коммунальный со столовой, клубом и детским садом) стали типовые «жилые ячейки» – минимальные многоуровневые квартиры. Большая часть их знаменитого типа F с одной спальней, гостиной, душем и встроенным кухонным элементом, а кроме них удвоенные 2F и большие К. Все ячейки многоуровневые и двухсторонние (11 типов, считая пентхаус инициатора строительства дома наркома финансов РСФСР и теоретика градостроительства Николая Милютина) выходят в две «внутренних улицы» – коридора, так что спальни освещаются утренним солнцем с востока, а гостиные – вечерним с запада.
Николай Васильев, историк архитектуры.
Жилой дом бывший Наркомфина, 1928-1930 гг., арх. Гинзбург М.Я., Милинис И.Ф." является объектом культурного наследия регионального значения. Объект принят под охрану решением Мосгорисполкома № 647 от 23 марта 1987 г. и входит в состав комплекса зданий "Жилого дома Наркомфина" совместно с выявленным объектом культурного наследия "Корпус прачечной жилого дома бывш. Наркомфина". 24 декабря 2002 г. комплекс зданий жилого дома Наркомфина отнесен к объектам культурного наследия в качестве ансамбля.
Конструктивизм:
Новаторское течение в русском искусстве 1910-1930-х годов, проявилось больше всего в архитектуре, одно из ведущих течений в мировой культуре Авангарда − раннего модернизма.
Принципы конструктивизма были сформулированы художниками В. Татлиным и А. Родченко и предлагали радикальное обновление художественного языка. Само слово конструктивизм подчеркивает увлечение новыми строительными технологиями, увиденными как символ прогресса и новый способ выразительности. В 1923 – 1924 годах термин стали применять при описании архитектуры – как временных построек ВСХВ (Всероссийской сельскохозяйственной выставки, главный архитектор А. Щусев, главный конструктор А. Кузнецов), так и конкурсных проектов.
В 1924 архитектор Моисей Гинзбург применил термин в хвалебном отзыве на проект «Дворца труда», выполненный братьями Леонидом, Виктором и Александром Весниными. Реальные постройки отличает новаторское формообразование, отказ от внешнего декора, функциональные планы и глубоко проработанные социальные концепции общественных (рабочие клубы) и жилых зданий (как массового жилища, так и экспериментов, например домов-коммун).
Николай Васильев, историк архитектуры.
Фото и видео Дорджи Нимгирова.