
Курица — не птица, Монголия — не заграница. Спорить с этой народной мудростью могут только монголы, и то безуспешно. С севера — ядерная держава, с армией, боеготовой настолько, что даже крупнейший геополитический противник — США — удивляется и возмущается. С юга, конечно, тоже ядерная держава — Китай. Однако, куда бы ни приходил Китай, на этой территории через сотню, а то и менее лет, оказываются китайцы. Россия, между тем, сохраняет возможности для культурного развития сотен национальностей. Похоже, текущее монгольское руководство об этом напрочь забыло, и выполняет ради «развития собственной энергетики» чью-то чужую, согласованную с кем-то из заграничных «хозяев» волю.
К чему же это приводит?
В Бурятии за 300 км от Байкала пересохли колодцы. Без воды остались жители 13 сел.
Как сообщает ТАСС, ссылаясь на информацию республиканского Минприроды, это произошло из-за обмеления Байкала. В 2014 и 2015 годах исчезновение воды регистрировалось только в прибрежных районах, а этой весной источников пресной воды лишились жители Кабанского, Прибайкальского и Баргузинского районов Бурятии.
В первой половине 2015 года уровень воды в Байкале опустился на 13 см, из-за чего в колодцах прибрежных деревень исчезла вода и осушились торфяники, что вызвало многочисленные пожары в крае.
К концу декабря 2015 года уровень воды в Байкале упал ниже минимальной отметки в 465 метров. Глава Росгидромета Александр Фролов в связи с этим сообщил, что ожидает обмеления Байкала в 2016 году еще на 30-40 см. Уже к апрелю уровень воды в озере опустится на 22-30 сантиметров ниже минимальных значений.
Обмеление уже вызвало катастрофические последствия для региона: пересохли деревенские колодцы, осушились торфяники и окрестности Байкала заполыхали, как только сошел снег. За минувший год площадь, пострадавшая от пожаров, увеличилась в 28 раз, сообщили в Счетной палате.
Впрочем, власти Монголии понимают, что продолжение такой политики означает уничтожение монгольского государства. После возвращения Крыма ни одна держава в мире не может чувствовать себя в безопасности, если нагло попирает интересы России, от ее исторической памяти до качества жизни русскоязычных граждан. Вот и лисят власти Монголии, опасаясь жесткого ответа северного и некогда дружественного соседа.
Вот и прошли сегодня сообщения, что власти Монголии пообещали не предпринимать никаких действий, которые могут нанести вред Байкалу. На сайте Минприроды РФ говорится, что по итогам переговоров с представителями страны были достигнуты определенные договоренности по этому вопросу.
"Монголия не будет предпринимать никаких действий, которые могли бы оказать негативное воздействие на экосистему озера Байкал", — заявили в природоохранном ведомстве.
Отмечается, что стороны также пришли к соглашению по поводу проведения открытых консультаций по разработке и оценке воздействия последствий проектов "Строительство Шурэнской ГЭС" и "Создание водохранилища с регулированием стока на реке Орхон".
Ранее сообщалось, что Монголия запланировала строительство трех крупных ГЭС на реке Селенга, которая обеспечивает до 80 % поступления воды в крупнейшее озеро мира.
Чтобы избежать губительных последствий строительства, российские министерства начали разработку альтернативных путей обеспечения Монголии электричеством. Если монгольские власти отвергнут такую откровенную благотворительность, я думаю, что Улан-Батор как укрепленный пункт не продержится ни одного дня. Для этого достаточно военной мощи России и ее политической воли, которой, в последнее время, у нас достаточно. Как бы ни был населен Китай, и сколько бы авианосных групп не содержали США.
Байкальский вопрос станет краеугольным камнем во взаимоотношениях России и Монголии. Как сообщил в интервью Главному редактору «ЭкоГрада» Игорю Панарину директор Департамента международного сотрудничества МПР РФ Нуритдин Инамов, вопрос о строительстве гидроэлектростанции в Монголии вызывает обоснованную озабоченность российских экологов, и будет обсуждаться на всех уровнях.
Россия пока готова вести переговоры, говорить на уровне комиссий. Но оценит ли Монголия добрую волю северного соседа? Если нет, существование такого зависимого от всех и вся государства, неспособного уважительно отнестись к объекту всемирного наследия, как озеро Байкал, ради сиюминутных энергетических интересов, может ничего не стоить. Монголы вынуждены были пойти на диалог. И, выражаем надежду, пойдут на него еще раз. Хотя бы потому, что ни одна из сверхдержав, кроме России,монголам диалог не предлагает. Это следует не только оценить, но и принять как руководство к действию. Иначе Монголия, несмотря на большую территорию, будет так или иначе поглощена. И это не угроза. Это защита национальных интересов России. Более того, интересов всего мира, которому необходима такая сокровищница пресной воды, как озеро Байкал.
Подготовил Павел Калашников.