
Нобелевскую премию по литературе в 2016 году получил американский поэт и музыкант Боб Дилан, говорится в официальном сообщении.
Премию присудили «за создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции».
Боб Дилан (Dylan) (настоящее имя и фамилия Роберт Аллен Циммерман, Zimmerman) — американский фолк- и рок-музыкант, композитор, поэт и певец.
Родился 24 мая 1941 года в Дулуте, штат Миннесота, США. Воспитывался в семье среднего достатка в городке Хиббинг (Миннесота). В школе пережил увлечение новым тогда еще стилем рок-н-ролл, но, поступив в университет штата Миннеаполис, стал страстным приверженцем фольклора и одного из лидеров американского фолка Вуди Гатри, охладев к Элвису Пресли. Начал выступать в богемных фолк-клубах под псевдонимом Боб Дилан, в честь своего любимого английского поэта Дилана Томаса.
В 1959 году Дилан перебрался в Нью-Йорк, где его в 1962 году заметил знаменитый продюсер Джон Хэммонд. Молодой певец обладал не самой хорошей дикцией и понятия не имел о правильной постановке дыхания, однако оказался весьма своеобразным исполнителем на губной гармонике, великолепно играл на акустической гитаре, и публика очень тепло приняла его первые альбомы: Bob Dylan (1962), The Freewheelin' Bob Dylan (1963; возглавил хит-парад Великобритании) и The Times They Are A-Changin' (1964). Особенно впечатляли так называемые «речитативные» блюзы Blowin' In The Wind, Masters Of War и A Hard Rain's A-Gonna Fall.
Боб стал одной из сенсаций фолк-фестиваля в Ньюпорте (1963), выступив вместе с Джоан Баэз, однако многих слушателей, уже привыкших к традиционному фолк-исполнительству музыканта, смутил слишком личный текст песни My Back Pages и некоторые другие вещи. В этот период Боб Дилан «электрифицировал» свою музыку, его явный уклон в рокабилли и сравнительно жесткие трактовки классических блюзов 1920-х годов возмутили очень многих ценителей музыки. Особое негодование вызвала аранжировка песни Чака Берри Too Much Monkey Business. Очередные альбомы музыканта Bringing It All Back Home (1964) и Highway 61 Revisited (1965) закрепили за Диланом славу рок-исполнителя, подарив поклонникам ряд блестящих песен, сильно повлиявших на общее развитие рок-музыки (Ballad Of A Thin Man, Desolation Road, It's All Over Now Baby Blue, Mr. Tambourine Man, Highway 61 Revisited, Like A Rolling Stone и др.).
Английские и американские поп-группы охотно исполняли его песни (The Animals, Them, The Byrds). В 1965 году Б. Дилан появился на фестивале в Ньюпорте с цельнокорпусным «фендер-стратокастером», инструментом, на котором играли только «настоящие рокеры» тех лет, и выступил в составе блюз-роковой группы. В том же году гастролировал по Великобритании с канадской рок-группой. Не все песни Дилана принимались широкой публикой; например, Desolation Row, Like A Rolling Stone и Rainy Day Women Nos. 12 & 35 по достоинству оценили только рок-музыканты — и прежде всего английские (в частности, Джон Леннон, чье творчество развивалось под сильным влиянием Дилана). Боб Дилан заложил основы концептуального рока, первые отголоски которого можно слышать в битловской I'm A Loser. The Beatles одними из первых научились «разгадывать» стихи Дилана и часто пользовались его поэтическими приемами, тогда как другие английские рок-группы просто вставляли композиции Дилана в свои концертные программы. Песни Боба Дилана охотно включали в репертуар и американские звезды — Шер, Элвис Пресли, Дюк Эллингтон и многие другие.
В июне 1966 года, после выхода в свет двойного альбома Blonde On Blonde, Боб Дилан попал на своем мотоцикле в аварию, результатом которой стали множественные переломы ребер и шеи, частичный паралич и амнезия. Только к концу года музыкант начал подниматься с постели. Невероятная популярность «менестреля разочарованного поколения» привела к массовому тиражированию пиратских альбомов, одним из самых известных образцов контрафактной промышленности стал двойной диск Great White Wonder, который по праву считается «золотым».
Закрытый для всего мира (еще в середине 1960-х годов Дилан отказался от пресс-конференций и интервью), кроме родственников и друзей, он cотрудничал c группой The Band — так, во время посттравматической реабилитации Дилана музыканты записали в подвале его дома совместный альбом Basement Tapes (1967), который вышел лишь в 1975 году.
В 1968 году после долгого отсутствия Боб Дилан появился перед публикой на концерте памяти своего кумира Вуди Гатри. Этому событию предшествовал выпуск поп-психоделического альбома John Wesley Harding, который возглавил хит-парад Великобритании и занял второе место в США. Не менее успешным оказался и альбом Nashville Skyline (1969; в Англии занял первое место, а в США — третье), на котором представлен дуэт Дилана и Джонни Кэша. В целом альбом можно охарактеризовать как «культивированный кантри-энд-вестерн».
В 1969 на поп-фестивале на острове Уайт состоялся один из крупнейших концертов Дилана с группой The Band, сольное выступление которого продолжалось более часа. Двойной концертный альбом Self-Portrait, вышедший после этого события, занял в хит-параде Великобритании первое место, а в США был третьим. Популярность Дилана увеличилась после выхода в свет кинофильма П. Фонды и Д. Хоппера Easy Rider («Беспечный ездок»), в создании саундтрека к которому участвовали известные рок-музыканты. Боб Дилан отдал для него песню Its'Alright Ma (I'm Only Bleedin') из альбома Bringing I All Back Home.
В 1971 году Боб Дилан издал роман «Тарантул», принял участие в организации и подготовке концерта Джорджа Харрисона для народа Бангладеш, а также попробовал себя в качестве актера, снявшись в картине знаменитого американского кинорежиссера Сэма Пекинпа «Пат Гарретт и Малыш Билли», к которому написал центральную тему и песню — Knocking On Heaven's Door. В этот период Дилан почти не работал в студии, хотя двойной концертный альбом Before The Flood критики единогласно объявили «лучшей живой работой десятилетия».
В отличие от предыдущих альбом Дилана, Blood On The Tracks (1975) очень мелодичен, его композиции сложнее аранжированы, альбом сделан с большим вкусом и с несвойственной Дилану аккуратностью саунда. Успех этого альбома способствовал триумфу, с которым прошло концертное турне Rolling Thunder Tour («Турне под раскаты грома»); в нем приняли участие Джоан Баэз и Роджер Макгуинн (участник The Byrds). Затем состоялись благотворительные концерты, сборы от которых пошли в фонд помощи заключенному в тюрьму боксеру Рубену Картеру (ему же посвящена песня Hurricane из альбома Desire (1976). В это же время Дилан продюсировал телесериал Hard Rain и выпустил одноименную пластинку, а также выступил спонсором фильма «Ренальдо и Клара».
Специально для мирового турне 1978 года большинство произведений Боба Дилана 1960-х годов было переаранжировано под электророк-группу и женский хор. Дилан воспользовался обработкой Джими Хендрикса, которую тот сделал в свое время для дилановской Аll Along The Watchtower из альбома John Wesley Harding и аранжировкой Брайана Ферри для А Hard Rain's A-Gonna Fall с диска The Freewheelin' Bob Dylan. Bo время этого турне был подготовлен новый студийный альбом Street Legal, а сингл Baby Stop Crying вошел в английский Тор 20.
Широкая публика не покупала выигравший премию «Grammy» сингл Gotta Serve Somebody из альбома «христианского рока» Slow Train Coming (1979), а также «иудейский» диск Saved (1980), но успехом пользовался сингл Shot Of Life (1981).
В 1983 году поклонники Боба Дилана восторженно приняли подборку Biograph — 53-песенный сборник с 18 композициями, до того никогда в альбомы не входившими. В 1985 году в совместном турне с группой Тома Петти The Heardbreakers Дилан блистательно исполнял песни шестидесятых, в том числе и знаменитую композицию The Beatles «Here Comes The Sun». Альбом с Дэйвом Стюартом Knocked Out Loaded вышел в 1986 году и имел большой успех. По мнению критиков, пластинка опередила свое время. Дилан продолжал работать и в 1990-е годы. В записи диска Under The Red Sky (1990) участвовали звезды рока первой величины.
В 1988 году старые друзья и коллеги Боб Дилан, Рой Орбисон, Том Петти, Джордж Харрисон и Джефф Линн (экс-ELO) решили заняться совместным полусерьезным творчеством, создав группу Travelling Wilburys и выпустив два альбома, имевших большой успех. К сожалению, дальнейшего развития эта идея не получила — отчасти из-за смерти Орбисона.
Альбомы Good As I Been To You (1992), World Gone Wrong (1983) и Unplugged (1995) не принесли Дилану особой славы, но показали всему миру, что музыкант не собирается уходить на пенсию и еще способен сочинять песни, радующие многочисленных поклонников творчества этого замечательного музыканта и поэта. Дилан доказал это, выпустив в 1997 году сильный альбом Time Out Of Mind, получивший сразу три премии «Грэмми». Эта пластинка положила начало трилогии альбомов, продолженной Love And Left (2001) и Modern Times (2006). Помимо выпуска новых дисков, в 2000-х Бобу Дилану удалось в свои 65 лет покорить американские музыкальные чарты и получить Grammy за Modern Times. В 2008 году Дилан удостоился Пулитцеровской премии «за выдающееся влияние на популярную музыку и американскую культуру, отмеченное лирическими композициями исключительной поэтической силы».
http://to-name.ru/biography/bob-dilan.htm;
Комментарий Дмитрия ШАВЫРИНА, знаменитого русского музыкального критика, Facebook, газета "Джокер"
#BREAKING_NEWS #Bob_Dylan Боб Дилан стал Нобелевским лауреатом. УРА!!! Наконец-то дело дошло и до рок-музыки.The American singer songwriter Bob Dylan has won the 2016 Nobel prize for literature/ Новый достойный лауреат Нобелевской премии. Наверное, самый достойный писатель и поэт. Sara Danils, секретарь Swedish Academy, сказала, что за 54 годы на сцене Дилан доказал своим искусством быть лучшим из лучших. Один из самых известных музыкантов мира получил награду за «создание новых поэтических выражений в рамках великой американской песенной традиции». Дилан получит золотую медаль с профилем Альфреда Нобеля, изображением музы и цитатой из «Энеиды» Вергилия, а также денежную премию в размере 8 млн шведских крон (примерно $933,6 тыс.). В 2008 году Боб Дилан получил Пулитцеровскую премию «за выдающееся влияние на популярную музыку и американскую культуру, отмеченное лирическими композициями исключительной поэтической силы». Перед объявлением решения Шведской академии букмекеры называли основными претендентами на премию японского писателя Харуки Мураками, кенийского писателя и драматурга Нгуги Ва Тхионго, американку Джойс Кэрол Оутс, лауреата Пулитцеровской премии Филипа Рота и сирийского поэта Адониса. Кроме того, в числе претендентов упоминались Томас Пинчон, Урсула Ле Гуин и Боб Дилан. Гений заслуженно получил награду. В субботу у него новый концерт на рок-фестивале DesertTrip в Калифорнии и очередной гонорар в $ 7 млн, как и за выступления в прошлый уик-энд.
***
И ещё одна новость о литературном Нобеле, но на этот раз - трагическая. Ещё не было оглашено сегодняшнее решение Шведской академии, как утром стало известно о кончине лауреата Нобелевской премии по литературе Дарио Фо, сообщает La Stampa. Итальянскому драматургу и актеру было 90 лет. Две недели назад его госпитализировали в больницу из-за осложнений с легкими, уточняет издание.
Писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1997 году за свой литературно-театральный жанр со следующей формулировкой: «Дарио Фо, продолжая традицию средневековых шутов, высмеивает власть, возвращая достоинство порабощенным».
Дарио Фо создал собственный театральный жанр, который основывается на традиционной итальянской комедии дель арте и средневековом площадном представлении. Он заложил основы театральных монологов.
Мировую известность писателю принесло его произведение «Случайная смерть анархиста», которое он написал в 1970 году. Оно основано на реальной истории железнодорожного рабочего, который упал с четвертого этажа в полицейский участок Милана, где потом был допрошен.
В начале 1980-х годов Дарио Фо запретили въезд в США.
В 2006 году Дарио Фо выдвинул свою кандидатуру в мэры Милана и занял второе место на предварительных выборах кандидата от левоцентристской коалиции «Союз». При поддержке Партии коммунистического возрождения Фо собрал более 20% голосов.
Премьер-министр Италии Маттео Ренци выразил соболезнования в связи с кончиной драматурга, передает Reuters. По словам политика, со смертью Дарио Фо «Италия потеряла одного из великих героев театра, культуры и общественной жизни страны», передает Reuters. «Его сатира, исследования и многогранная художественная деятельность оставили большое наследие в мире», подчеркнул премьер-министр Италии.
По данным РБК, Газеты.Ru.