Курильские острова: "законсервированный Кувейт?"
Обновленнная ФЦП по социально-экономическому развитию Курильских островов, утвержденная правительством РФ в конце июля с.г., включает модернизацию всей лортовой системы региона. С целью, как заявил министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, "обеспечения бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между островами, Сахалином, Камчаткой и материком". Но малоизвестный "сталинский" проект - создания сквозной транскурильской автомагистрали - в эту программу не входит...
Другое направление этой программы - развитие рыбохозяйственного комплекса, горнодобывающих предприятий, АПК и курортно-туристической сферы островов.
Курильский архипелаг располагает не только крупными запасами руд цветных металлов, драгоценных и полудрагоценных металлов. На шельфе островов еще в сердеине 70-х были разведаны крупные запасы газогидратов - в буквальном смысле, "глубокозамороженного" газового сырья. Эти запасы, оцениваемые советскими и российскими геологами, минимум в 80 триллионов кубометров,,способны более чем на 80% обеспечить совокупные потребности Хабаровского края, Камчатки и Сахалинской области (в её состав входят Курилы) в этом сырье. Правда, себестоимость этих ресурсов минимум в полтора раза выше, чем традиционного газового сырья. Между тем, "шлейф" газогидратов простирается от берегов Камчатки и Командорских островов - до Тайваня и Филиппин. Причем до 60% общего объема этих ресурсов сосредоточено в охотском-тихоокеанском регионе РФ.
...В 1951-1952 гг. был разработан проект сквозной "транскурильской" автомагистрали: от южного берега Камчатки до Кунашира. Примерно в тот же период были запланированы паромные комплексы, которые соединили бы Курилы с Сахалином и Хабаровским краем. Тогда же, кстати, был разработан проект железнодорожно-автомобильного коридора между Сахалином и Хабаровским краем. Но эти и многие другие проекты в апреле 1953-го правительством СССР были "законсервированы", хотя в их реализацию уже были вложены многие сотни миллионов дорогостоящих, т.е. "дореформенных" советских рублей. Обесцененных в 10 раз денежной "реформой" 1961 года...
Что касается сквозной автомагистрали на Курилах, кандидат экономических наук, член экспертного совета Госплана СССР по вопросам развития транспортной системы страны и Совета по изучению производительных сил Георгий Кобылковский пояснил мне, что " советские специалисты в конце 40-х изучали опыт Японии по созданию сквозной автомагистрали между японским островами. Эта магистраль модернизировалась американцами в конце-1940-х - середине 1950-х. Экономическая и военно-политическая роль Курильского региона были основными факторами-стимулами для аналогичного проекта. В основном он был готов к концу 1952 года и был одобрен руководством СССР Предполагалось использовать для строительства новейшие по тому времени технологии и материалы, в основном советского производства. Тогда же готовились проекты паромов с Курил на Сахалин и Хабаровский край. А транскурильскую автомагистраль намечалось провести до Петропавловска-Камчатского и далее, на Анадырь. То есть, эта магистраль простиралась бы от Берингова пролива до границы с Японией. Кстати, аналогичную магистраль планировали в США - через Алеутские острова до штата Аляска, где эта артерия стыковалась с авто- и железнодорожным коридором Аляска - Канада - западные штаты США. Это американский проект был реализован".


А.Чичкин
- Подробности
-
Категория: Новости со всего света
-
Опубликовано 04.08.2015 21:14
-
Просмотров: 3523
Добавить комментарий