Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ?

 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 1Что произошло 23 июля на территории завода «ЗИЛ»? Куда пропали пять легендарных грузовиков? И во что превратилась старая пожарная команда завода? Как на закрытую заводскую территорию проникли толпы неизвестных? И, самое главное, почему эти загадочные события происходят в Москве, средь бела дня? В детективной истории разберется журнал «Экоград».
Москва, район станции метро «Автозаводская». Время — 16 часов 30 минут. Трое корреспондентов (я и двое моих коллег из других изданий) направляются от станции к автозаводу «ЗИЛ». Доходим до Третьего транспортного кольца. Здесь — граница. Заканчивается привычная нам Москва магазинов, кафе и сферы услуг. Начинается другая Москва, Москва автозаводская, промышленная, со своей атмосферой и собственной гордостью. Здесь любят и поддерживают своих: «Спасти Торпедо!», «Крылья Советов должны жить!» на стенах и асфальте. Это дети тех отцов, которые составляли многотысячную армию работников ЗИЛа. А может, уже и внуки. Что бы ни происходило с ЗИЛом, жизнь этого района он определил надолго. Основанный еще в 1916 году (как завод Автомобильного Московского общества — АМО), сменивший пять названий, успевший побывать Заводом имени Сталина (одно это говорит о его значении для тогдашнего СССР), ЗИЛ вошел в историю как символ мощи рабочего класса и промышленности страны. Более 200 000 автомобилей в год. Тысячи работников. Огромный комплекс подведомственных зданий. Без преувеличения, город в городе. Все это в прошлом. Конечно, нельзя сказать, что на ЗИЛе жизни нет. Но это своеобразная жизнь. «Здесь можно «Сталкер» снимать» - сказал один из моих коллег. Действительно, пейзаж соответствует. Еще высятся характерные советские здания заводских корпусов, но соседствуют они с руинами. Стройка повсюду: строят — или разбирают? И что строят? Наверняка мы знаем только одно: здесь нас ждут. На проходной №4.
От первой заводской проходной до четвертой путь неблизок: два километра, не меньше. У проходных — плакаты. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны войти в повседневный быт каждого». «Конкурсы профмастерства — это проверка знаний, умений, навыков студентов». «Ветераны труда и войны, работники завода в гостях у студентов». Это «пробивается» сквозь время старый ЗИЛ. О том, что станет с территорией завода, глава города Сергей Собянин сказал следующее: «Для производства будет использоваться территория, приближенная к ТЭЦ». Значит, автозавод останется. Но в меньших объемах и «в экологически приемлемом варианте». На большей же части территории появится жилой район с населением порядка 30 тысяч человек. Но все это в будущем. А что будет происходить на ЗИЛе прямо сейчас? Зачем нас туда позвали?
Оказывается, далеко не только одних нас. У четвертой проходной толпится народ. Вахтерши бдительны, как во все времена. Нужны пропуска. Пока их ждем, собирается порядочная очередь. И все «туда». А куда? Сейчас узнаем, уже подъехал автобус, и он точно за нами. Прямо как в песне:
Смотри, Серега, как тут все нас уважают!
Гляди — подвозят! Гляди — сажают!
Только вот «петух прокукарекав» нас будить не станет. Дорога короткая, и захочешь поспать по пути, не успеешь. Один разворот — и мы на территории завода. С непривычки немножко глохнешь. Думаю, окажись я на ЗИЛе лет тридцать пять назад, оглох бы еще больше. Тогда - «гудит как улей родной завод». А сейчас на площадке, усыпанной гравием, перед полуразрушенной пожарной станцией, во всю мощь наяривает клубная музыка. Но никто не танцует. Зато несколько человек деловито раскрашивают пять грузовиков ЗИЛ, стоящих рядком перед пожарной станцией. Что это, вандализм? Бессмысленный и беспощадный? Но настоящие вандалы обычно стараются скрыться, когда появляется кто-то посторонний. А здесь...
Друзья, приветствую вас на арт-хеппенинге «Я изобразил ЗИЛ»! - слышится голос ведущего с микрофоном, который появился аккурат рядом с ди-джеем.
Картина начала проясняться. «Арт» - это же значит искусство, если я правильно помню школьный курс английского. А «хеппенинг» - вроде как событие? То есть, все действо, происходящее на ЗИЛе — это не хулиганская выходка, а событие в мире искусства. Современного искусства, требуется пояснить.
А ведущий продолжает срывать покровы. Сегодняшний «Я изобразил ЗИЛ» - это событие, призванное вдохнуть новую жизнь в район автозавода. Здесь будет территория искусства с представительством Государственного Эрмитажа в столице, а также театрами, концертными залами, набережной и пешеходным бульваром. И пять грузовиков ЗИЛ-130 сейчас превращают в экспонаты современного искусства. Больше того, в «произведение искусства» можно превратить и само здание пожарной команды. Для этого все условия: ящики с баллонами краски всех цветов, респираторы и строительные каски (техника безопасности же!).
Искусство, вы говорите? Давайте посмотрим. Версия «вандализм под видом искусства» отпадает очень быстро. Люди, раскрашивающие грузовики, не загаживают их краской безо всякой системы. Нет, у каждой из команд есть художественный замысел, есть идея, как они хотят преобразить ЗИЛ. Крайний слева грузовик (слева от здания пожарной команды), оказывается, носит название «Летний день». Хотя, глядя на его расцветку, больше подходит «Летний вечер»: сине-фиолетовые тона, на таком фоне выделяется белое дерево. Рядом ну очень сосредоточенно трудится девушка в белом маскхалате. Что за белое привидение появляется на двери грузовика? И почему вокруг него красные шары? Замысел девушки явно очень глубокий. Оказывается, художницу зовут Юля Ефимова, а ее концепция грузовика называется «Мысли». Трудно догадаться: дальше «Дружелюбное привидение» мои предположения не простирались. А эти молодые люди, наверное, автомеханики. Очень уж уверенно получается у них лазать по машине. Вниз и вверх, вдоль и поперек, на кабину и на прицеп. И везде, где они побывали, появляются аккуратные и ровные пятна краски: красная, и черная, и синяя, и желтая. Просто? Не скажите. Они дотягиваются до самых труднодоступных мест грузовика. А название проекта, если хорошенько подумать, я мог бы и угадать: «Леденец». Крайний правый грузовик вообще трудно распознать. Стрелки, зубцы, сине-желкто-розовая гамма. Что хотел сказать этим художник? Загадка. Но называется творение живописца Димы Диярова «Электро».
Одна из работ показалась нам ближе всех — это явно эко-грузовик: темно-зеленые тона, листья, разноцветные птицы и другие обитатели леса. И, что самое ценное, весь процесс ее изготовления происходил прямо перед нашими глазами. Нарисовать листочки на машине — это не просто несколько движений баллончиком. Понадобится и клейкая лента, и лезвие — чтобы вырезать трафарет. Это творение художницы Анны Беляковой, как она рассказала нам, получило имя «Улица радуги». Но организаторы переименовали его почему-то в «Улицу радости». Что ж, Анна сказала, что оба названия ей нравятся. Ее небольшая, но дружная творческая группа «АРТельнатива» в своей работе стремилась передать радужное настроение на улице, яркие, детские цвета, поделиться с городом позитивом и радостью. Анна занимается живописью с детства: она сама выросла в семье художников, так что изобразительное искусство у нее в крови. И большие творческие планы впереди: ее творческая группа готовит несколько новых выставок, в том числе на ВДНХ.
 
 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 2
 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 3 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 4 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 5 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 6 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 7 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 8
 
 
Арт-объектами в этот день должны были стать не только ЗИЛы, но и само здание пожарной станции. Узнав, что и ее можно разрисовать, собравшиеся самовыражались как могли. Кто-то создавал действительно художественные картины: пушистый медведе-хомяк, фантастические деревья, добродушный улыбающийся монстрик, напоминающий черную белку. А кто-то вспомнил «народный фольклор»:
Руки в масле, рожи в мыле,
Мы работаем на ЗИЛе.
Ну, знатоки фольклора меня поправят, что в оригинале были совсем не «рожи», а вполне себе «пятые точки» на букву «ж». На самом деле, в оригинале граффити так и было. Но самоцензура восторжествовала, и живописец, вместо «мягкого места» нарисовал две улыбающиеся физиономии.
Заводская тематика вообще присутствовала довольно широко. От кривовато нарисованного серпа и молота с подписью «рабочий класс» до художественной панорамы тушения пожара на ЗИЛе. Сам рабочий класс, кстати, отдыхал напротив нас после трудового дня (на ЗИЛе ведутся большие работы по расчистке, демонтажу и реконструкции). Сидел на балке, покуривал, иногда с улыбкой поглядывая в нашу сторону. В скором времени живопись вышла за пределы здания. Появляются первые несмелые граффити на стенах. Солнышки, цветочки. Маленький мальчик нарисовал машину, больше похожую на старый «горбатый» «Запорожец», но упорно утверждал, что это БМВ. От черной краски категорически отказался: пацану нужен синий «бумер». За углом пожарной части кто-то «позолотил» мусор. Редкий случай, когда символизм современного искусства несложно понять: люди в буквальном смысле «сидят на золоте», и огромные выгоды станут доступны при правильной переработке отходов, не говоря уже об экологии. Мальчик с семейством продолжают «бомбить» стену пожарной части. «Процветает семейный вандализм» - гласит их очередное граффити. А вот у фасада здания трудится милая девушка. Любо-дорого смотреть за ее работой! Как она старается, вырисовывает контуры букв, тянется-тянется, изо всех сил! Что же хочет сказать нам эта очаровательная девушка? Что занимает ее внутренний мир? Ну конечно же, любовь! Огромное слово LOVE ярко-желтыми буквами. Нарисовала — и улыбается от всей своей доброй и любящей души. Зовут это чудо Нюрочка, она же пользователь Instagram под ником nyrasik. Да, кстати, насчет Инстаграм и прочих социальных сетей. Их пользователям организаторы акции «Я изобразил ЗИЛ» приготовили кое-что интересное...
Кстати, несколько слов об организаторах. Конкурс проводила девелоперская компания АО «ЛСР. Недвижимость-М» при содействии творческого объединения «Артмоссфера» – организатора одноименной выставки-биеннале уличного искусства. В жюри вошли художник Дмитрий Аске, кураторы Сабина Чагина и Полина Борисова, а также управляющий АО «ЛСР. Недвижимость-М» Валерий Забелин. Им и предстояло определить первые три места в конкурсе «Я изобразил ЗИЛ». Но имена победителей мы из принципа не напишем. Просто потому, что искусство и спорт — вещи принципиально разные. Кто лучший художник — Ван Гог или Репин, Леонардо или Васнецов, Моне, Пикассо или Левитан? Выяснять это по меньшей мере бессмысленно. Скажу только, что победителей ждали существенные денежные призы (40 000, 30 000 и 20 000 рублей соответсвенно). Ах, да, я же обещал чем-то порадовать пользователей социальных сетей! Так вот, наши юные (и не только) интернет-друзья: у вас есть тоже шанс выиграть конкурс «Я изобразил ЗИЛ». Для этого необходимо разместить самое интересное (по Вашему мнению) фото с конкурса, обязательно указав хештег #зиларт, в одной из крупнейших социальных сетей: Facebook, Twitter, Instagram и Вконтакте (vk.com). Люди, чье фото наберет больше всего «лайков» («сердечек», «больших пальцев», «звездочек», «плюсиков», «любо!», «одобрям-с!» или других подобных знаков глубокого восхищения), также выиграют денежные призы: 30 тысяч, 20 тысяч и 10 тысяч соответсвенно. И еще пару слов об организации: чтобы к мукам творчества не добавлялись еще и муки голода, участников и всех присутствующих кормили пиццей и другими быстрыми блюдами от фирмы «Папа Джонс». Прошу не считать это за рекламу.
Тем временем доступные для творчества стены начали заканчиваться. Часть художников переместилась к задней стене здания. Перекинулся пару слов с одним из уличных живописцев. Тот кратко рассказал мне о нелегкой участи тех, кто создает свои граффити на стенах. Их творения могут быть действительно художественными. Но вот полицией и законодательством все равно расцениваются как «вандализм». Правда, есть и совершенно законные возможности «работать на стенах»: нередко граффити заказывают коммерческие фирмы. Но настоящие — не продаются, сообщил мне уличный живописец. Я пообещал ему, что не сообщу его имени и не стану публиковать фото. На том и расстались... А вот на задней стене, похоже, трудится мой коллега-журналист. Большими синими буквами выводит он «ТАСС». Тут мне вспомнились «12 стульев». Кавказские горы, Бендер и Воробьянинов совершают трудный переход через перевал. Но что это? Надписи на горе! Почти у самой вершины «Коля и Мика, июль 1914». Великий комбинатор такого урона красоте Кавказа (и своему самолюбию) стерпеть не мог. «Забьем Мике баки!» - воскликнул он и забрался еще выше, чтобы увековечиться огромной надписью «Киса и Ося были тут». Примерно такое же чувство овладело и мной. Что ж, настало время приняться за творчество! Схватив зеленый баллончик, я нашел свободное место на фасаде здания (чтобы всем было видно) и оставил гордую надпись «Экоград»...
Разные, очень разные чувства оставил этот арт-проект. У каждого они свои. Даже те, кто никогда не работал на заводе, все равно могли ощутить тень былого величия. Одно из  «мест силы» Советского Союза, где создавалась Великая Эпоха. Людям того времени заводские гудки, шум, грохот, рев моторов, жар внушали мысль: так строится новая жизнь. Сейчас тяжело — но мы сильные, мы можем! Пятилетка в четыре года! Мы наш, мы новый мир построим! Энтузиазм людей во времена великих строек не может сбрасывать со счетов даже отчаянный скептик. Вдохновлялись заводской мощью и поэты. Маяковский с гордостью писал (пусть даже о другой великой стройке социализма):
Через четыре года
Здесь будет город-сад.
И город вырос. ЗИЛ определял жизнь многих тысяч людей, да во многом и всей столицы. Для людей из регионов ЗИЛ нередко был «путевкой» в московскую жизнь: времена становились более прагматичные. А потом были девяностые... ЗИЛ выжил. Не победил, именно выжил, еле-еле. Что же сейчас? Россия уже не в хаосе и смуте, как в 1990-ые: просто время таких заводов, особенно в черте миллионного города, прошло. Производство останется, но в меньшем объеме. На смену «индустриальной романтике» придет экологичность и современность. Огромная территория завода, хоть и не скоро, будет благоустроена. Город и москвичи полу¬чат уникальный, не имеющий аналогов, современный район Москвы. По плану здесь будут выстроены здания общественного назначения – Музейный центр «Эрмитаж – Москва», арт-галереи, театры, концертный зал, спортивный центр, поликлиника, универмаг, гостиница, кафе расположатся вдоль центрального пешеходного бульвара длиной более 1,2 км. По одну сторону бульвара будут возведены пяти-, восьми- и 15-этажные дома – почти миллион кв. м жилья для 25 000 человек. А по другую сторону бульвара разбит парк площадью 14,5 га. А вдоль берега Москвы-реки будет обустроен линейный парк длиной 1 км и площадью более 4 га. 
Что касается сроков, то, по оптимистичным прогнозам, Музейный центр будет создан уже к 2020 году. Осталось чуть больше четырех лет... А Маяковский сейчас снова в моде, достаточно посмотреть на уличную рекламу. И, может быть, уже современный молодой поэт, обнимая свою музу на территории будущего «Эрмитажа-Москва» (где мы сегодня «изобразили ЗИЛ»), в порыве вдохновения процитирует:
Через четыре года
Здесь будет город-сад!
 
 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 9
 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 10 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 11 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 12 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 13 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 14 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 15 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 16 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 17 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 18 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 19 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 20 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 21 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 22 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 23 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 24 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 25 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 26 Кто взял «ЗИЛ» и зачем его изобразил ? - фото 27 
 
Павел Калашников

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить