
Порты Крыма используются неэффективно, это приводит к росту цен на продукты в регионе, отделенном от остальной части России Керченским проливом. Об этом недавно заявил руководитель управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Республике Крым и Севастополю Тимофей Кураев
(см. https://lenta.ru/news/2017/02/09/fasport/ ). Но только ли в самих портах дело?..
«На наш взгляд, порты не очень эффективно сейчас используются. Есть Керченская паромная переправа, это один порт — порт "Крым", но у нас есть еще Керчь — торговый, Керчь — рыбный (порт), это Евпатория, это Феодосия, это Ялта, наконец. Каждый из них имеет историческую специализацию, каждый в свое время принимал какие-то виды грузов. Нужно постараться использовать их возможности, чтобы как можно больше и дешевле завезти товаров на полуостров», — отметил Т.Кураев.
Загрузка крымских (равно как и любых других портов) зависит от уровня загрузки сухопутных магистралей, состыкованных с этими портами. В Крыму относительно разветвлённая сеть железных дорог, но, например, в Ялту не входит стальная магистраль (хотя ее планировали в конце 1930-х, затем в начале 1950-х). А пропускная способность железной дороги от Симферополя к порту в Евпатории имеет, и уже который год, малую провозную способность. Нет и прямой железной дороги между Керчью, Симферополем и Евпаторией: путь от Керчи в эти порты поныне проходит дальним маршрутом через Джанкой (Северный Крым), отдалённый от от всех этих портов. Хотя в 2014-м планировалось включить создание прямой магистрали Керчь-Владиславовка-Белогорск-Симферополь (т.е. без "зигзага" в Джанкой), тоже запланированной ещё в начале 1950-х, в программу развития железных дорог Крыма, но этот проект затем перенесли "на период до 2030 года" (автор эти факторы и проекты отмечал - см., например, http://www.stoletie.ru/vzglyad/kak_krym_ot_rossii_otsekali_488.htm ). Эти факторы едва ли работают на рост загрузки означенных портов.
Конечно, на загрузку портов Крыма влияют и западные санкции. В то же время, остаются без движения проекты и предпроектные разработки 50-х - 70-х паромных переправ из российских портов Азовского моря (Ейск, Таганрог, Приморско-Ахтарск) на порты/терминалы крымского Приазовья. Черноморские же порты Краснодарского края РФ, хотя налажено паромное сообщение оттуда к южнокрымским портам (Геленджик-Керчь, Новороссийск-Феодосия), слабо заинтересованы в том, чтобы"делиться" грузами с портами Крыма. Вдобавок, периодически возникают закупорки на паромной переправе Крым-Кавказ (через Керченский пролив).
С учётом всех этих факторов, нетрудно зафиксировать неэффективную работу портов Крыма. Во всяком случае, повышение их эффективности, уже ввиду географического фактора, - это составное звено комплексного развития транспортной системы всего Юга России.
железные дороги Крыма (2016 г.)
Алексей Чичкин