Конец валютного рабства?

 Конец валютного рабства? - фото 1Закон о банкротстве физлиц, вступивший в силу с 1 октября 2015 года, позволяет гражданам защитить себя от требований кредиторов при неплатежеспособности.

В тот же день В.В. Путин призвал решить проблему с выселением из жилья за долги по ипотеке
на ежегодной встрече с членами Совета ООН по правам человека, назвав практику банков с отъемом единственного жилья у граждан дикостью.

 Новый закон определяет реальные механизмы для урегулирования задолженности гражданина как путем ее реструктуризации, так и списания безнадежной задолженности через процедуру банкротства. Действие закона распространяется на любые типы кредитов: потребительские, автокредиты, ипотечные, в том числе кредиты в валюте.

Ранее, в апреле, в ходе «Прямой линии» президент России заявил, что государство может и должно помогать людям, взявшим ипотечные кредиты в валюте, стоимость которых резко выросла в результате девальвации рубля, однако такая помощь не должна быть больше поддержки рублевых заемщиков. 

Позднее правительство опубликовало постановление, в котором отмечалось, что на помощь государства в деле реструктуризации взятых ранее рублевых и валютных ипотечных кредитов отсрочку по выплатам и даже прощение части долгов смогут рассчитывать граждане, оказавшиеся в результате кризиса в экономике в «сложной финансовой ситуации». Процентная ставка по реструктурируемым рублевым кредитам снижается до 12% годовых, при этом кредитор дает заемщику кредитные каникулы на 6–12 месяцев. Кроме того, размер ежемесячного платежа уменьшается так, чтобы общая сумма экономии составила не менее 200 тыс. руб. 

Журнал «ЭкоГрад» неоднократно освещал проблему ипотечных заемщиков.

Данной тематике были посвещены материалы :

«Рабов ипотеки» провесили на мосту»,

 «Владимир Гутенев: валютные ипотечные заемщики не должны лишиться собственности»,

 «Валютная ипотека ждет помощи»,

 «Одиночный пикет и голодовка против ипотеки».

Как пишет на своей страничке в Facebook Елена Николаева, 1 октября в Кремле состоялось

заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека, на котором заслушивался доклад созданной при СПЧ специальной межведомственной рабочей группы по защите прав ипотечных заемщиков, которую она  возглавляет, о решении проблем ипотечных заемщиков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

«В декабре 2014 года в результате обвала национальной валюты кредиты для большинства граждан стали непосильными (ежемесячные выплаты в рублях увеличились в 2-3 раза).
Кроме того, у многих квартира, взятая в ипотеку, является единственным жильем. Граждане остановили платежи, банки инициировали судебные разбирательства. Таким образом, тысячи российских семей оказались в чудовищной ситуации – под угрозой выселения на улицу из единственного жилья. Учитывая то, что институт жилья по найму социального использования («арендное жилье»), несмотря на принятый закон, у нас пока не развит, даже маневренного фонда (временного жилья) на всех точно не хватит. Возникли серьезные риски несоблюдения Статьи 40 Конституции РФ («Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища»).
Позиция нашей рабочей группы состоит в том, что, поскольку все проблемы заемщиков индивидуальны, у них не может быть единого решения, которые можно было бы принять законодательно. Потому рабочая группа избрала путь персональной работы с каждым нуждающимся в помощи заемщиком, будь то инвалид, глава многодетной семьи, мать-одиночка или ветеран боевых действий.
Мы создали полноценные контактные группы в ряде банков – в Сбербанке России, Банке Москвы, Москоммерцбанке, Росбанке, Газпромбанке. Вместе с ними мы индивидуально отработали кейсы 82 семей, из которых по 62 (это 73,2% от общего числа) добились положительного решения проблемы (некоторые кейсы решены полностью, иные – частично, но, в любом случае, сложное положение семей, оказавшихся с ситуации с непосильным ипотечным бременем, улучшено). При этом общая сумма кейсов, направленных в банки, составляет 256 индивидуальных случаев (к сожалению, как следует из приведенной статистики, далеко не все банки идут на контакт с СПЧ).
Более того, мы выявили ряд проблем правового характера, которые следует решить максимально быстро. В частности, это вопрос о так называемом «налоге на прощенные долги», когда при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. В настоящее время при заключении мирового соглашения между банком и заёмщиком, по которому банк прощает часть суммы долга, не выплаченная часть долга трактуется налоговыми органами как материальная выгода заёмщика по кредитному договору. Отсюда возникает требование по уплате на эту сумму заемщиком налога в размере 13%. Очевидно, что заемщик, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства, и тем более не сможет нести установленное действующим законодательством налоговое бремя в размере 13%.
Я рассказала и о наших планах продолжить работу на площадках банков в формате локальных рабочих групп, что, уже дало свои плоды. Еще одна наша важная инициатива: привлечь представителей судейского корпуса к исследованию существующей проблемы, поскольку судебная практика по делам ипотечных заемщиков только формируется, и целесообразно отработать оптимальные модели защиты жилищных прав граждан в тесном контакте с Верховным судом. Объективные знания о текущей ситуации позволят представителям судейского сообщества дать рекомендации судам первой инстанции и, возможно, предложить потенциальным участникам споров своё видение внесудебного урегулирования сложных ситуаций.
Приятно, что В.В. Путин поддержал наши предложения, признав их целесообразность.»

 Конец валютного рабства? - фото 2 Конец валютного рабства? - фото 3 Конец валютного рабства? - фото 4 Конец валютного рабства? - фото 5 Конец валютного рабства? - фото 6

 

 

 

 

С обзором

Татьяна Колесникова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить