Химический Нобель снова обошёл Россию

Нобелевская премия по химии за 2016 год присуждена трем исследователям: французу Жан-Пьеру Соважу, Джеймсу Фрейзеру Стоддарту из Шотландии и Бернарду Феринге из Нидерландов за изобретение молекулярных машин.

Химический Нобель снова обошёл Россию - фото 1«Миниатюрные лифты, мышцы и двигатели. Эти ученые создали молекулы с контролируемыми движениями, способные выполнять работу при подводе к ним энергии», — говорится в заявлении Нобелевского комитета.

Члены Нобелевского комитета во время презентации лауреатов сравнили изобретение молекулярных машин с развитием машин в начале XIX века, в том числе более поздним развитием электрических моторов, ставших одним из ключевых этапов промышленной революции.

Ранее наиболее вероятными претендентами на премию по химии по версии компании Thomson Reuters были названы Джордж Черч и Фэн Джан, сумевшие отредактировать геномы мыши и человека с помощью системы CRISPR-Cas9. Эта система, изначально отвечающая за выработку приобретенного иммунитета у бактерий, оказалась пригодна для задач генной инженерии.

Кроме них на награду мог рассчитывать Деннис Ло, который разработал способ обнаружения внеклеточной ДНК плода в плазме крови матери, что поможет диагностировать некоторые генетические заболевания, и Хироши Маэда с Ясухиро Мацумурой, открывшие эффект повышенной проницаемости и удержания для макромолекулярных лекарств.

По данным Газеты.Ru, российский ученый, первооткрыватель магнитных эффектов в химических реакциях, Анатолий Бучаченко входил в финальный список претендентов на Нобелевскую премию по химии, сообщает информационно-сервисный портал Indicator.Ru со ссылкой на источник, близкий к Нобелевскому комитету.

«Это наш российский ученый, который уже много лет номинируется, Анатолий Леонидович Бучаченко. Это академик РАН, доктор химических наук, профессор. Он очень крупный российский теоретик в химии. В этом году он близок к получении премии. Он уже находится в последнем списке, из которого выбирают», — сообщил источник.

Однако, по мнению источника, вероятность того, что Нобелевская премия по химии будет вручена российскому ученому была достаточно невысока. «Бучаченко выдвигается уже очень много лет, а ситуация в Нобелевских комитетах такова, что Россию все меньше и меньше воспринимают», — посетовал источник.

Анатолий Бучаченко — специалист в области физической химии и химической физики, академик РАН, доктор химических наук, заведующий кафедрой химической кинетики химфака МГУ с 1989 по 2013 годы. В научном сообществе он известен тем, что открыл магнитный изотопный эффект, обнаружил микроволновое излучение при протекании химической реакции, а также открыл радиоиндуцируемый магнитный изотопный эффект и спиновый катализ.

Химический Нобель снова обошёл Россию - фото 2

В 1999 году Бернард Лукас Феринга изготовил целый наномотор. Фото Reuters.

***

Комментарий Владика АВЕТИСОВА, заведующего лабораторией теории сложных систем Института химической физики РАН

Химический Нобель снова обошёл Россию - фото 3Работы, за которые получена Нобелевская премия, начаты примерно 10 лет назад. Именно начаты — основные исследования проходили примерно с 2010 года. Но идеи высказывались еще Ричардом Фейнманом более 40 лет назад, и до последнего десятилетия исследования находились в области мыслей и идей. Необходимо было достичь филигранной, совершенно фантастической техники синтеза, на уровне атомного, чтобы научится делать такие объекты. Нобелевский комитет присудил премию не столько за масштаб вклада, сколько подчеркнул свое отношение к созданию молекулярных машин, ставя в приоритет эту область.

Речь идет о весьма нетривиальном наномасштабном механизме — передаче световой энергии путем возбуждения быстрых степеней свободы атомов и молекул в некую квазимеханику, которая, на самом деле, соотносится с медленными степенями свободы нанообъектов. Поглощенная нанообъектами энергия может диссипировать в тепловые колебания, а может и вызвать квазимеханические движения частей машин. В данном случае речь идет о создании искусственных аналогов того, что создала природа.

В России есть несколько групп, которые занимаются молекулярным дизайном, в том числе и молекулярными машинами. Некоторые наши ученые, насколько мне известно, находятся в контакте с лауреатами. Понимаете, в научном мире это направление пока не стало мейнстримным, мощного научного комьюнити, которое бы плотно обсуждало идеи и методы, не сформировано. Я думаю, Нобелевский комитет хочет стимулировать развитие направления создания наномашин.

https://indicator.ru/article/2016/10/05/interview-avetisov/ Фото polit.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить