КАК ПИСАРЬ КОМАНДОВАЛ ПОЛКОМ, А МОШЕ ДАЯН - ПУЛЕМЕТОМ!

У Арсентия Арсентиевича Щербакова удивительная судьба, хотя, возможно, жил он в удивительное время - ведь родился в 1917 году между двух революций 5 мая в станице Филоновская Хопёрского округа области Войска Донского (сейчас Новоаннинского района Волгоградской области). Окончил среднюю школу в 1934 году, а на следующий год курсы бухгалтеров. До призыва в армию работал в городе Грозный (в то время столица Чечено-Ингушской АССР).
В армии с 1939 года. До начала Великой Отечественной войны проходил службу в отдельном пограничном сапёрном батальоне в звании красноармейца. На фронте с первых дней войны. После переформирования остатков частей после первых боев - политрук роты 195-го отдельного сапёрного батальона младший политрук Щербаков А. А. пропал без вести в ходе боя 4 октября 1941 года, согласно представлению начальника отдела УК ГПУ, обеспечивая отступление основных сил батальона. Оглушенный взрывом без сознания политрук Щербаков попал в плен к фламандскоиу легиону , воевавшему против советских войск в составе гитлеровцев. Те решили передать "пленного комиссара" немцам, отправив его под конвоем из трех солдат. В результате Щербаков вывел 15 октября к советским позициям двух пленных бельгийцев: сам он был ранен , пленные его боялись, рассказав при допросах про "бешеного комиссара" страшные вещи, де, третьего их товарища тот попросту загрыз.
Щербакова надо было бы наградить - но пока проверяли , и отправили его старшиной роты 2-го отдельного лыжного полка в звании старшина - понижение в звании, младший политрук приравнивался к лейтенанту! А в феврале Арсентия Щербакова и вовсе арестовали. Должны были отправить в штрафбат - но было подразделение похуже: 6 бригада морской пехоты Балтийского флота (в ней воевал, например, старший лейтенант Александр Николаевич Яковлев, будущий "архитектор перестройки", сам тяжело раненый, оставшийся инвалидом на всю жизнь -, он в воспоминаниях отмечал, как десятки раз поднимал "черных дьяволов" в атаки кубанец Щербаков , числившийся адъютантом командира бригады Ивана Прыткова) Летом 1942 года Щербаков прибывает на курсы адъютантов стрелковых батальонов, и его в первый раз хотят комиссовать из войск - у него было несколько незалечаных ранений, причем тяжелое гнойное в бедро, грозившее ампутацией, вообще было непонятно, как он ходит. Тем не менее Щербаков в августе заканчивает обучение с присвоением 10 августа воинского звания младший лейтенант.
И отправляется снова на фронт. Отличился в Любанской операции . Удостоился личного доклада о храбрости лейтенанта Щербакова заместителя командующего фронтом Федюнинского , о методах которого вспоминали на 30-летие Победы:
"Однажды ночью я замещал телефониста у аппарата. Тогдашняя связь была примитивна и разговоры по всем линиям слышались во всех точках, я узнал как разговаривает наш командующий И. И. Федюнинский с командирами дивизий: «Вашу мать! Вперёд!!! Не продвинешься — расстреляю! Вашу мать! Атаковать! Вашу мать!»… Года два назад престарелый Иван Иванович, добрый дедушка, рассказал по телевизору октябрятам о войне совсем в других тонах…" Федюнинский первый раз представил Щербакова к Герою, но представление было отклонено - а сам герой оказался в госпитале.
После излечения в госпитале отправлен был на Воронежский фронт - на должность начальника отдела писарей дивизии! После переформирования получает иную штабную должность - становится 1-м помощником начальника штаба 358-го стрелкового полка 136-й стрелковой дивизии.В начале сентября 1943 года во время наступления на город Зеньков старший лейтенант Щербаков, несмотря на штабную должность первого помощника начальника штаба полка, проявил себя как умелый боевой командир. Когда командир 2-го батальона 358-го стрелкового полка выбыл из строя, ему на замену был прислан Арсентий Арсентьевич. Он организовал пулемётную роту и резерв комбата и, лично возглавив сформированную группу, сломил сопротивление противника и ворвался на железнодорожную станцию Зеньков. Этими действиями он обеспечил успех других подразделений по захвату города. За этот успех командир полка подполковник Бортник представил 12 сентября старшего лейтенанта Щербакова к ордену Красной Звезды, но, несмотря на поддержку командира дивизии, командующий 38-й армии генерал-лейтенант Н. Е. Чибисов принимает решение изменить награду на медаль «За отвагу».
При подготовке форсирования Днепра в районе острова Казачий старший лейтенант Щербаков умело организовал сбор переправочных средств. 1 октября 1943 года для выполнения поставленной задачи Щербаковым было мобилизовано население деревни Гнедынь. Всего было отремонтировано 18 лодок и 4 плота. К ночи на 2 октября Щербаковым было собрано в прилегающих населённых пунктах до 30 лодок, что позволило полку в эту ночь успешно форсировать реку. Арсентий Арсентьевич под сильным огнём противника руководил переправой полка. В течение 2 октября обеспечивал бесперебойное снабжение полка на плацдарме боеприпасами, питанием и эвакуацию раненых на левый берег Днепра. Одновременно обеспечивал управление батальонами на захваченном плацдарме. 3 октября активно участвовал в отражении многочисленных контратак противника, личным примером увлекал бойцов за собой.

После переброски 136-й стрелковой дивизии на Лютежский плацдарм (30 километров севернее Киева) первый помощник начальника штаба полка Щербаков снова проявил себя в качестве командира батальона. После ранения командира 1-го батальона Арсентий Арсентьевич возглавил батальон. Лютежский плацдарм полагали неперспективным. Именно сюда, как на безопасное направление, прибыло несколько британских офицеров-наблюдателей, среди которых был не так давно выпущенный из английской тюрьмы, и уже отличившийся в боях с "вишистами" будущий министр обороны Израиля во время Шестидневной войны Моше Даян. В 30-е годы он какое-то время учился в Советской Академии Генштаба, причем вместе с де Голлем и Гудерианом! Потом было обвинение в незаконном хранении оружия,- свой британский "штрафбат" он получил , командуя диверсионной группой,а глаз потерял,высматривая в бинокль цель, когда туда угодила "вишистская" пуля. рьяный вояка (дали оружие и власть дитю забитого народа!) и ненавидя немцем не только как английский солдат, вдобавок потерпевший от них личный урон, но еще и как еврей, Даян настоял остаться в действующих частях, но его в Москву в качестве помощника британского военного атташе. И , конечно, когда он прибывает на победный советский фронт - то как союзника его отправляют, где потише..Даяну-то надо погорячее!
Впрочем, как и исполняющего обязанности комбата Щербакова: интересно, какое они произвели друг на друга впечатление? У Арсентия Щербакова открылось старое ранение бедра, по описаниям самого будущего израильского министра, его встречал человек «с костылем под мышкой. Наверное, он несколько дней не спал, да и плохо ел. На грязной гимнастерке болталась медаль. А еще большая деревянная кобура с пистолетом системы "маузер" , если не ошибаюсь» А какое впечатление мог произвести ухоженный, но одноглазый английский еврей?!
Но просьбу капитана Даяна побывать на линии огня его обязали уважить. Щербаков выделил двух солдат сопровождения, которые повели гостя на фланг.И в это время немцы начали яростную контратаку, которой не ожидали в штабах. А у новоявленного комбата людей и так не хватало: он местное население мобилизовал! За двое суток батальон отразил более 10 атак фашистов. Арсентий Щербаков сам был на передовой.
Но на передовой оказался и Даян! После артобстрела, когда русские солдаты укрыли союзника телами, он обнарушил, что перед ним наступающий враг, а с ним только что мобилизованный пацан с круглыми от ужаса глазами и пулемет системы "максим". И этот одноглазый улегся за пулемет и открыл огонь, удерживая ставший своим пятачок - за Палестину, за Россию, за Британию, за жизнь!
Также как за жизнь поднял против всех правил войны остатки своего батальона Арсентий Щербаков..Противника было больше - но удержаться против таких было нельзя. С передовой Даяна, которого еле отодрали от пулемета, и Щербакова увозили вместе. Старший лейтенант А. А. Щербаков был представлен 22 октября 1943 года к званию Герой Советского Союза. 10 января 1944 года Арсентию Арсентьевичу было присвоено звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда; Моше Даян получил орден Красного Знамени, которым очень гордился.
Подлечившись несколько дней, Щербаков успеет к боям в Киев за завод "Большевик". При преследовании противника организовал конную группу, с которой захватил несколько обозов противника и первым ворвался в деревню Щербановка. Заняв деревню Жуковка, батальон, руководимый Щербаковым, отрезал от основных сил около батальона противника. При попытке прорваться на деревню Зеремье противник был полностью уничтожен. В этих боях Арсентий Арсентьевич неоднократно проявлял личное мужество. Например, с одним красноармейцем разогнал обоз противника из семи подвод и захватил автоцистерну. Преследуя противника, вырывался вперёд на расстояние до 8 километров и передавал командованию важные сведения.А. А. Щербаков в октябре 1943 — феврале 1944 года был начальником штаба 358-го полка. 4 декабря 1943 года ему присваивается воинское звание капитан. Его наградили орденом Красного Знамени.
С февраля по апрель 1944 года капитан Щербаков А. А. возглавлял 358-й стрелковый полк. Арсентий Арсентьевич принимал участие в Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской и Уманско-Ботошанской наступательных операциях. Был ранен и с апреля по июнь 1944 года проходил лечение в госпитале.
По февраль 1946 года Арсентий Арсентьевич лечился в госпитале, а потом восстанавливал здоровье в санатории. После войны жил в Москве. В декабре 1946 года окончил Офицерскую школу штабной службы, и 26 декабря ему было присвоено звание майора. С 1947 по 1958 год служил в штабе Воздушно—десантных войск на должностях офицера и старшего офицера по укомплектованию. 30 июня 1951 года Арсентий Арсентьевич получил звание подполковника. Без отрыва от службы в 1952 году Щербаков окончил экстерном Рязанское воздушно—десантное училище. После увольнения в 1959 году работал в Министерстве связи РСФСР, на должности заведующего производством в цеху по сортировке конвертов, марок и открыток,- а к 20 годовщине освобождения Киева сам нарисовал открытку.
Здоровье было подорвано многочисленными ранениями, которые и привели к смерти на 57 году жизни.
Источник: Геннадий Орешкин
- Подробности
-
Категория: Новости со всего света
-
Опубликовано 04.05.2017 09:29
-
Просмотров: 637
Добавить комментарий