
Подписанное на днях соглашение о трансбалтийском железнодорожном коридоре, с участием в проекте Германии и Польши, - всё в том же русле поиска и "воплощения" транзитных путей в обход России и, по возможности, Белоруссии (подробнее см. https://eadaily.com/ru/news/2016/10/01/strany-pribaltiki-podpisali-dogovor-o-trasse-rail-baltica?utm_source=smi2;
http://ekogradmoscow.ru/tsivilizatsija-vek-xxi/ot-tatarstana-do-skandinavii-mozhno-budet-doekhat-cherez-rigu ).
А для большей уверенности, колея этого маршрута будет не прежней, т.е. не "постсоветской" (1524 мм), а европейской (1435 мм). Экономическая целесообразность этого маршрута спорная: объем перевозок между упомянутыми странами не столь большой (за исключением контейнерного транзита), чтобы тратиться на перешивку колеи и смежные технические мероприятия. Но та же перешивка вполне может создать трудности для железнодорожного сообщения между Калининградским эксклавом и Белоруссией, а также другими регионами России. Может, это и есть "сверхзадача" проекта?..
Скорее всего, маршрут этот может иметь больше военно-геополитическое значение, в связи с известными планами НАТО в данном регионе.
Нелишне, в этой связи, напомнить, что руководство Литовской ССР даже в "сталинский" период (и, тем более, позже) не желало прямого железнодорожного сообщения с Польшей (перевозки осуществлялись через Белоруссию и Калининградскую область): похоже, сказывались давние опасения Литвы насчет экспроприаторских устремлений довоенной Польши. И никак Вильнюс не удавалось "уговорить", а к советской Прибалтике в Москве было, как известно, максимально внимательное отношение, особенно после 1953 года. Пришлось построить дополнительную ж.д. линию между Польшей и Калининградской областью, сопредельную и с Литвой.
Напомним, что в середине 1938-го Варшава угрожала Литве военным вторжением и введением польского протектората. Но всё это не состоялось благодаря решительному вмешательству СССР, а не западных держав. А осенью 1939-го СССР вернул Литве Вильнюс, её историческую столицу, с примыкающим районом, захваченных Польшей в 1919-1920-м годах...
Железная дорога европейской колеи между Литвой и Польшей была-таки построена в конце 1980-х - начале 1990-х. Поскольку обе страны устремились в ЕС, а затем и в НАТО. Но сохранились ли в Литве, всё же, "скрытые" предубеждения против Польши - еще вопрос...