Экспертный центр «ПОРА» принял активное участие в работе круглого стола в РИСИ.
Александр Воротников, эксперт ПОРА по ГЧП, доцент кафедры государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ, PhD, принял участие в круглом столе «Реализация «Повестки 2030» и использование «зеленого» финансирования».
Эксперт ПОРА рассказал о перспективах «зеленого» финансирования инвестиционных проектов в Арктической зоне РФ. Появилось новое понятие «ответственное инвестирование», однако на сегодняшний день более распространен термин «зеленое» финансирование» (ЗФ). Оно обеспечивает преимущества в более широком контексте экологически устойчивого развития. По оценкам ОЭСР, к 2030 году объем финансирования, необходимого для реализации инвестиционных проектов, достигнет 93 трлн долларов.
Принятие ООН Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года стало ключевым фактором, благодаря которому механизмы обеспечения «зеленого» роста получили новый импульс. Актуальной задачей является внедрение принципов «зеленого» финансирования в нашей стране, в том числе в АЗРФ. По данным Банка России, потенциальная емкость этого рынка оценивается на уровне 1,5 трлн рублей. ЗФ включает в себя отбор, финансирование и реализацию «зеленых» проектов. Наиболее распространенные инструменты ЗФ в мировой практике: «зеленые» облигации, «зеленое» кредитование, гарантии под финансирование «зеленых» проектов, государственные и муниципальные «зеленые» фонды, субсидии, «зеленые» банковские и страховые инструменты, дочерние «зеленые» фонды, гранты и другие.
Эксперт «ПОРА» выделил крупные группы проектов, которые особенно актуальны для развития АЗРФ: проекты по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ), проекты в области развития возобновляемой энергетики (ВИЭ), проекты в области переработки мусора и бытовых отходов, проекты по повышению энергоэффективности, инвестиционные программы компаний, инфраструктурные проекты (проекты адаптации), проекты в области транспорта, проекты в сфере «зеленого» строительства, органическое сельское хозяйство («зеленая» агропромышленность).
Исключительно востребованными в АЗРФ будут проекты, связанные с развитием распределенной генерации и в сфере обращения с коммунальными отходами. Реализация проектов, направленных на сохранение хрупкой экологии Арктики, позволит использовать ЗФ, и в то же время это поможет реализовать их с меньшими затратами. Для этого необходимо разработать нормативно-правовую базу ЗФ, создать институты ЗФ, утвердить стандарты «зеленых» облигаций и начать реализовывать проекты «зеленого» финансирования.
Александр Воротников отметил, что устойчивое развитие Арктики невозможно без реализации проектов возобновляемой энергетики на ее территории. Развитие проектов распределенной генерации, которые включают в себя использование ВИЭ и традиционных источников энергии, в частности сжиженный природный газ, позволят обеспечить Арктику необходимым количеством энергетических ресурсов. Также в основе развития АЗРФ лежит создание опорных зон развития (ОЗР) и минерально-сырьевых центров (МСЦ). Особенно актуальным для развития опорных зон развития АЗРФ является Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
В состав транспортной части Комплексного плана входят девять федеральных проектов (ФП): Европа — Западный Китай, морские порты России, Северный морской путь, железнодорожный транспорт и транзит, транспортно-логистические центры, коммуникации между центрами экономического роста, развитие региональных аэропортов и маршрутов, высокоскоростное железнодорожное сообщение, внутренние водные пути. А энергетическая часть Комплексного плана содержит два ФП: гарантированное обеспечение доступной электроэнергией, гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата.
В ходе мероприятия эксперты также отметили большой потенциал механизмов государственно-частного партнерства для реализации проектов в области устойчивого развития.