Ирбисов будут разводить в Татарстане

В Татарстане в 2017 году откроется Межрегиональный центр реинтродукции, реабилитации, разведения и охраны краснокнижного снежного барса. Снежный барс (ирбис) - одно из самых изящных, могучих и быстрых творений природы, культовое животное для "ЭкоГрада" и его постоянного автора Василия КЛИМОВА, чей давний, но вечно актуальный очерк предлагается вниманию читателей.

Ирбисов будут разводить в Татарстане - фото 1

По словам руководителя пресс-службы министерства экологии и природных ресурсов Татарстана Айгуль Амировой, основные работы по созданию центра планируется завершить в наступившем году. Об этом сообщает Интерфакс.

Центр будет размещен на базе охотничьего хозяйства «Свияжск» в Зеленодольском районе.

«Снежный барс, или ирбис, — крупная кошка, которая обитает в суровых условиях высокогорий. У нас, в Зеленодольском районе, они будут жить до восьми месяцев. Для их жизни будут созданы все условия, в частности появится скалистая местность, чтобы приблизить среду обитания ирбисов к естественным», — рассказала Амирова.

Она отметила, что в настоящее время татарстанские специалисты изучают опыт коллег из Центра восстановления леопарда на Кавказе.

В 2014 году в Саяно-Шушенском заповеднике была восстановлена численность снежных барсов.

Ирбисов будут разводить в Татарстане - фото 2

ИРБИС — ВЛАСТЕЛИН ГИМАЛАЕВ

 

Словно как смелый барс из опушки глубокого леса

Прямо выходит на мужа ловца, и, не ведущий страха,

Он не смущается, он не бежит при раздавшемся лае,

Даже когда и стрелой иль копьем его ловчий уметит,

Он, невзирая, что сам копьем прободен, не бросает

Пламенной битвы, пока не сразит или сам

не прострется…

Гомер

В суровых и холодных горах Азии обитает необыкновенный, фантастический зверь, — барс, или снежный леопард. Древние китайцы были знакомы с этим великолепным хищником всегда и издавна называли его не иначе как «драгоценный бриллиант в жемчужной оправе горных хребтов». Самое удивительное, что этот зверь и поныне обитает в этом холодном подлунном мире.

Красива и величественна природа Азии... Снеговые вершины ее беспредельно высоких Гималаев и Тибета уходят за облака и почти из космоса взирают на весь подлунный мир планеты. Этот странный и суровый мир гор, состоящий из скал, льда, снега и лунного сияния, не приспособлен для жизни кого-либо, будь то бактерии или тем более теплокровные существа. Но именно здесь, на высотах 3600–4000 (вплоть до 6000) м над уровнем моря обитает уникальный зверь — царственный и великий ирбис, или снежный барс (Uncia uncia). Его еще называют снежным леопардом (snou leopard). В систематике он стоит обособленно — между большими кошками (львы, леопарды) и малыми, совмещая в себе качества тех и других. При весе 30–40 кг и длине тела 100–130 см ирбис кажется приземистым за счет вытянутого тела, но это не мешает ему прыгать в высоту на 2,5–3,0 метра. Толстый и пушистый хвост по размерам чуть уступает телу и в прыжке крутится, выполняя роль руля, что ценно на скальных россыпях, не прощающих неточного приземления. Основной цвет густого плотного меха дымчатый, беловато-серый, с желтоватым оттенком на спине. Резко выступающие черные пятна на голове мелкие, на шее кольцеобразные, а на туловище расплываются, раздваиваются и превращаются в кольца. По сравнению с другими кошками у него маленькая головка, но очень большие зеленовато-желтые глаза с яркими надбровными дугами. Это позволяет ему охотиться в сумерках и ночью, когда все звери в горах где-то укрылись и таятся. Пятнистая камуфлирующая окраска делает барса среди скал совершенно незаметным, и если он не двигается, то абсолютно сливается с ландшафтом. Передвигается он в горах — по ледникам и осыпям — совершенно бесшумно, как привидение. Это отменный скалолаз с фантастической координацией и прыгучестью, способный подняться по отвесной стене и как молния свалиться на голову своим жертвам. При этом снежный барс –— житель высокогорий, где лед лежит круглый год и морозы зашкаливают за 50 градусов.

Ареал ирбиса простирается по основным горным массивам Азии, от Афганистана до Монголии и Китая. Это Памир, Тянь-Шань, Тибет с Гималаями и Алтай, включая Монгольский. В прошлых веках барсы появлялись вплоть до Байкала и по всей Южной Сибири, но с тех пор они остались лишь там, где их не может достать человек.

Ирбисы живут там же, где и их жертвы — горные козлы и бараны, в зоне альпийских лугов, передвигаясь вместе с ними по различным высотным пастбищам круглый год. Летом на Памире все они держатся около линии снегов, где самая большая влажность, самая зеленая трава, свежий ветер и меньше гнуса, на высотах 3600–4000 м. В Гималаях они поднимаются на высоты 5500–6000 метров. Зимой же вслед за горными козлами спускаются вниз, в заросли арчи и даже в зону горных лесов. Там они караулят свою добычу в кустарнике, древесных завалах и на тропах, охотясь даже на косуль, кабанов и птиц. В то же время на Алтае ирбис предпочитает скальные ущелья на высотах 600–1500 м, где прячутся горные козлы. А в Монгольском Алтае может спускаться со скал вниз, в рощи оазисов и караулить на водопоях куланов и джейранов.

Несмотря на свое имя «снежный», ирбис не любит высокого снега, в котором легко вязнет, поскольку у него короткие ноги. Поэтому при появлении высоких снегов он протаптывает постоянные тропы или старается уйти на солнечные склоны, где образуется ледовая корка-наст. Высокий и постоянный снежный покров может заставить хищника голодать и двигаться к людским поселениям, где горцы в загородах держат домашний скот. Нападает он обычно на овец и коз, иногда свиней, но были случаи, когда эта в целом некрупная кошка задирала лошадей.

Каждый барс имеет в горах свой охотничий участок, куда чужаков не пускает, а границы метит характерными «поскребами» и мочой. Размеры участка могут быть 30–40 кв. км. День за днем голодный хищник совершает «ревизию» своего участка, обходя известные только ему укрытия горных козлов, их пастбища и тропы. Двигаться он старается сверху вниз, по горному хребту, достигая полного обзора или по руслам горных речек. Обычно каждый обход занимает около недели.

Свое логово ирбис устраивает в самых укромных местах — среди нагромождения скал, в расщелинах или пещерах. Здесь он может жить несколько лет, оставляя грифам кости своих жертв недалеко от входа. Были случаи, когда ирбисы отдыхали в гнездах черных грифов, озирая оттуда окрестности.

Днем зверь отлеживается в укрытиях, а на охоту выходит в сумерках. Своих жертв он скрадывает, бесшумно подползая к ним, или караулит у солонцов, водопоев и на тропах, стараясь атаковать сверху вниз. Используя неровности рельефа, каждую кочку и камешек, барс как тень подползает к пасущимся животным (высокое положение глаз на его черепе позволяет почти не поднимать голову от земли). Когда же до них остается пару десятков метров, он как вихрь несется на жертву, делая десятиметровые прыжки. Обычно после промаха он возвращается обратно, но были случаи, когда ирбис преследовал самку архара около километра. Сбив добычу с ног, он разрывает ей горло или пах. Иногда вместе охотится целая семья барсов. Умертвив добычу, зверь старается спрятать ее от грифов под скалу или дерево. Насытившись (3 кг мяса за раз), он бросает останки и лишь изредка охраняет и отгоняет воздушных и наземных конкурентов.

Сезон любви у ирбиса в северных широтах наступает в конце зимы — начале весны. Самцы находят самок, заходят на их участки, и по горам далеко разносятся громкие мяукающие крики кошачьих свадеб. Через 90–95 суток на свет появляются слепые, глухие и беспомощные котята весом 400 г и длиной 30 см, о которых заботится только мать. Обычно их 2–3, но бывало и 6. Они светло-бурого цвета с темными пятнами, с тонким и длинным хвостиком. К июлю они уже вовсю следуют за матерью и учатся науке жить.

Если азиаты были знакомы с этим великолепным хищником всегда и называли его не иначе как «драгоценный бриллиант в жемчужной оправе горных хребтов», то в Европе первые упоминания о нем появились в конце 18 века. Жорж Бюффон, получив из Ирана пятнистую шкуру пантеры, которую современники называли «онце», и обследовав ее, дал зверю латинское имя Uncia. Но это была шкура иранского леопарда. Только лишь позже, в 1775 году, Иоганном Христианом Шребером было сделано настоящее описание барса. Но имя, данное ему Бюффоном, так и осталось. Первым из европейских зоопарков получил живых ирбисов Московский — в 1872 году. С тех пор барсы в Москве не редкость, здесь они живут и успешно размножаются.

Но в природе красивый дымчато-серый мех барсов издавна привлекал к ним внимание охотников всех мастей, что привело к повсеместному их уничтожению. Они занесены во все Красные книги, но это мало помогает, и количество снежных барсов необратимо убывает. Этому еще способствует освоение гор людьми, войны, оружие и уменьшение количества диких копытных — козлов и баранов, которых уничтожают те же люди. В то же время в тувинских племенах, где сильны тотемные верования и имеет вес мнение шаманов, считают, что человека, убившего барса, ждет беда. Нужно добавить: «Нас всех ждет беда, если ирбис исчезнет из Природы!»

Ирбисов будут разводить в Татарстане - фото 3

Василий КЛИМОВ, фото автора.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить