
11 февраля 2015 года в Гостином Дворе (Москва, ул. Ильинка, д. 4) в рамках форума РИСФ-2015 прошло Всероссийское совещание «Инвестиционный потенциал стройкомплекса России: современное состояние, риски, перспективы развития».
Организатор – Министерство строительства и ЖКХ России. Соорганизаторы: Национальные объединения строительной отрасли, Торгово-промышленная палата России, АИЖК и другие.
С докладами и сообщениями на заседании выступили:
- Мень Михаил Александрович, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
- Николаева Елена Леонидовна, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по жилищной политике и ЖКХ, Президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства;
- Хуснуллин Марат Шакирзянович, Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства;
- Браверман Александр Арнольдович, Генеральный директор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства;
- Семеняка Александр Николаевич, Председатель Правления, Генеральный директор ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»;
- Кузьмин Александр Викторович, Президент РААСН, Генеральный директор ОАО «НИЦ «Строительство»;
- Кутьин Николай Георгиевич, Президент Национального объединения строителей;
- Посохин Михаил Михайлович, Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков;
- Боков Андрей Владимирович, Президент Союза Архитекторов России;
- Басин Ефим Владимирович, Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства;
- Казинец Леонид Александрович, Президент Национального объединения застройщиков жилья, Председатель Совета директоров корпорации «Баркли»;
- Волков Андрей Анатольевич, РекторМосковского государственного строительного университета;
- Шайхутдинов Ильдар Альбертович, член Комитета по инвестиционной политике ТПП РФ, генеральный директор ЗАО «Институт финансового развития бизнеса».
Открывая Всероссийское совещание, М.А. Мень отметил: «Очень важно в этот непростой период показать наши возможности, наши наработки. Мы видим, что инвестиционная активность по-прежнему остается достаточно высокой. Сейчас я общался с представителями региональных застройщиков, и все выражают уверенность в том, что и в текущем году, несмотря на сложности, проекты реализовываться будут. Это очень важно. Еще раз повторю, в 2014 году было построено 81 млн. кв. м. жилья. Это очень серьезный рывок в развитии. Наилучшие темпы роста доходят до 138% к уровню 2013 года. Здесь лидеры: Свердловская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Башкортостан. Не подвели Москва, Московская область, Республика Татарстан, Ростовская область, Челябинская область.
Несколько слов о программе «Жилье для российской семьи». Сегодня принято решение о повышении предельного уровня стоимости квадратного метра по программе с 30 тыс руб. за кв.м до 35 тыс руб. за кв.м. Предельная цена не означает того, что если у регионального застройщика – участника программы есть возможность построить за 32 тыс руб. за кв.м, не обязательно стремиться к 35 тыс руб. за кв.м. Есть разные регионы с разными условиями. Дальневосточные регионы с трудом входили в эту программу, потому что там несколько другие затраты. Здесь мы вынуждены были пойти навстречу. У нас уже 63 региона включились в реализацию этой программы.
Хотелось бы несколько слов сказать об ипотеке. Сегодня 40% новостроек продается через ипотеку, а если в целом брать продажу квартир, то треть – это продажа через ипотечное кредитование. Если будет сохранена ипотека, то будет движение вперед. На совещание у премьер-министра мною была доложена программа по поддержке ипотечного кредитования. Поддержка получена. Определены источники в размере 20 млрд руб. на субсидирования процентной ставки для тех банков, которые занимаются сегодня ипотекой. Уровень процентной ставки не будет превышать 13% годовых. Эти 20 млрд руб. – программа на текущий год. Мы надеемся, что в следующем году такое субсидирование не понадобится. По нашим подсчетам эта программа сможет обеспечить привлечение ипотечных кредитов на общую сумму 400 млрд руб. Мы очень рассчитываем, что меры по субсидированию процентной ставки смогут демпфировать проблему, которую мы сегодня видим.
По арендному жилью принят многострадальный закон. Сегодня практически все подзаконные правовые акты приняты, можно этим заниматься. Наша задача – выйти в 2017 году на 7% долю в общем объеме вводимых кв.м. По оценкам экспертов, арендное жилье может стать серьезной альтернативой приобретению жилья».
Убежденность в том, что сегодня нужно продолжать реализацию не только программы «Жилье для российской семьи» выразила Е.Л. Николаева. Она также предложила возобновить программу «Стимул», которая показала свою эффективность: «В первую очередь в кризисное время необходимо уделить максимальное внимание регулированию спроса на жилье. Возможно ли это без стимулирования предложения? Я считаю, что нет. Если мы будет только стимулировать спрос, то будет расти цена квадратного метра».
Наиболее объемным на заседании стало выступление М.Ш. Хуснуллина, которое он начал с заявления: «Мы должны создать альтернативу международным инвестиционным форумам. Было принято решение не ехать в Канны (на европейскую инвестиционную выставку MIPIM). Считаем, что наш форум должен быть главным в России.
На заседании Правительства Москвы (10.02.15 г.) был принят план антикризисных действий. Мэр (Сергей Семенович Собянин) определил, что развитие инвестиционно-строительной деятельности в Москве является приоритетным направлением. Был прият целый ряд серьезных решений. Например: мы не сокращаем адресно-инвестиционную программу, а только корректируем ее на размер инфляции. Это гарантированная загрузка строительных мощностей. Мы приняли непростое решение о том, что будем увеличивать жилищное строительство. У нас жилищное строительство является приоритетом, этот приоритет мэр озвучил. Все, что связано со строительством транспортной инфраструктуры, пятилетнюю программу, мы переориентируем в те районы, где у нас есть возможность для инвестиционного развития.
Мы приняли решение, что будем открывать счета у подрядчиков в Казначействе и, соответственно, без банковской гарантии и без аванса сможем финансировать подрядчика. Это упростит участие в конкурсах и аукционах».
Одной из антикризисных мер, по мнению М.Ш. Хуснуллина, является строительство МКЖД. Оно позволит обеспечить дальнейшее развитие прилегающих территорий общей площадью свыше 6 тыс Га. Спроектировано создание принципиально новой системы городского и пригородного железнодорожного транспорта, организации пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги. В течение ближайшего года завершится основной объем строительных работ по МКЖД и будет запущено на нем пассажирское движение внутри города. Это новые пути и 32 остановочные платформы, которые, по сути, станут ТПУ и позволят далее развивать прилегающие к МКЖД территории совокупной площадью 10,8 тыс Га, большая часть которых сегодня - откровенно депрессивные заброшенные земли промышленных и коммунальных предприятий.
Уже в марте этого года будут «раскрыты» площадки под строительство жилья в «новой Москве». Разработаны территориальные схемы двух округов - Троицкого и Новомосковского. В первом полугодии этого года их планируется утвердить.
С момента присоединения к Москве новых территорий построены и введены 4,4 млн кв.м недвижимости, 14 ДОУ, 4 школы, 6 поликлиник, 1 медицинский корпус, организованы 3 парковые зоны, реконструированы 2 автодороги (формирующие поперечные транспортные связи). Начато строительство метро. Первый участок - продление Сокольнической линии от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево» - имеет протяженность 6,5 км и насчитывает 3 станции: «Тропарево», «Румянцево» и «Саларьево». Станция «Тропарево» открыта в декабре 2014 года. Участок от «Тропарево» до «Саларьево» планируется ввести в этом году. Приступили к реконструкции Калужского шоссе, начаты работы по первому участку ЦКАД (который как раз проходит по территории «новой Москвы»). Активно начато формирование новых точек роста. Созданы необходимые условия для создания 70 тысяч новых рабочих мест. Среди запланированных точек роста - один из приоритетных проектов - Административно-деловой центр в Коммунарке. На новой территории планируется порядка 1,5 млн проживающих, 1 млн рабочих мест, 100 млн кв.м недвижимости, сотни километров новых транспортных магистралей и, конечно, огромный объем инженерных коммуникаций.
Еще один ресурс, который сейчас активно прорабатывается - территории промышленных зон и коммунальных предприятий, которые занимают 18,8 тыс Га, что составляет более 17% территории города в старых границах. Из них полностью реорганизовать можно порядка 4,7 тыс Га и порядка 7 тыс Га реорганизовать с сохранением производственной функции. Уже приняты градостроительные решения на 40 млн кв.м. Из них примерно 47% - жилье (19 млн кв.м, из которых более 4 млн кв.м - это ИЖС в «новой Москве»), около 13% - многофункциональные центры, 7% - торгово-бытовые помещения, 4% - спортивные, около 6% - гаражного назначения. За последние два года на территориях промзон введено свыше 2 млн кв.м недвижимости. Многие из проектов реорганизации промзон уже стали воплощаться в жизнь. Так, на территории завода «ЗИЛ» строится и в скором времени должен быть введен первый объект - «Парк легенд» - это крупнейший ледовый дворец, где под одной крышей будут объединены три ледовых поля. На территории Тушинского поля летом этого года построены стадион «Спартак» и одноименная станция метро.
Третий ресурс - это реновация застроенных городских территорий. Сегодня многие дома уже морально и физически устарели, целые кварталы города подлежат реорганизации. На этих площадках возможно комплексное строительство, новая стройка, капитальный ремонт, надстройки этажей и так далее в зависимости от каждого конкретного района.
Для того чтобы обеспечить активное градостроительное развитие Москвы, выполнение намеченных планов и программ, стабильное развитие строительной отрасли, Правительство Москвы находится в конструктивном диалоге с инвестиционно-строительным сообществом и нацелено на минимизацию всех административных барьеров в строительстве. За последние четыре года на Градостроительно-земельной комиссии приняты решения, которые позволяют воплотить в жизнь проекты строительства общей площадью объектов в 160 млн кв.м. За это же время разработана градостроительная документация: более 200 проектов планировки территории на 32 млн кв.м недвижимости, 7 800 ГПЗУ на строительство объектов потенциалом свыше 60 млн кв.м, 89 проектов планировки линейных объектов, 23 проекта планировки внеуличного транспорта (метро, трамвай).
Максимально упрощены все процедуры получения разрешительной документации и сроки, все госуслуги в строительстве переведены в электронный вид. Одним из результатов этой работы стало улучшение позиции Москвы в рейтинге DoingBusiness на 30 позиций (с 92 до 62).
Эффективно проходит взаимодействие с инвестиционным сообществом в рамках организованного Клуба инвесторов Москвы - при непосредственном участии и решении многих вопросов мэром Москвы.
Благодаря выбранному правительством Москвы курсу в последние годы удалось закрепить положительный тренд по объемам строительства и вводу недвижимости и объектов инфраструктуры. В прошлом году был поставлен своеобразный рекорд - введено почти 9 млн кв. метров недвижимости, в том числе 3,3 млн кв. метров жилья, а остальные 6 млн кв. метров - торговые, офисные, деловые и другие объекты, причем по торговым площадям обеспечена хорошая положительная динамика.
Завершая свое выступление, М.Ш. Хуснулин сказал: «Несмотря на все сложности, в этом году объем ввода недвижимости будет на уровне 8-9 млн кв.м, из них не менее 3,2 млн кв.м будет жилье.
Мы все инвестиционное сообщество приглашаем к работе в Москве».
Выступая на Форуме, Н.Г. Кутьин отметил, что РИСФ является в полной мере инвестиционно-строительным форумом, и было бы правильным, если бы в его работе деятельное участие принимало не только Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, но и другие профильные ведомства: Минфин РФ, Минэкономики РФ, Минтранс РФ, Минсвязи РФ и Минпром РФ. «Как главные распорядители бюджетных средств, они были бы нам интересны, мы бы хотели им задать вопросы, связанные, в том числе, с кредитно-банковской политикой, поскольку мы представляем несколько тысяч строительных компаний», — сказал он.
Строители заинтересованы в получении достоверных данных о том, какой будет кредитно-банковская и инвестиционная политика, какие стройки будут завершены, какие заморожены, а какие не начаты.
«За год работы с Министерством строительства РФ у нас сложились неплохие условия, которые позволяют разрешить несколько важных проблем. Мы развили и сделали стабильно функционирующей систему эффективного участия строительного сообщества в техническом саморегулировании. Если вы посмотрите на стенд НОСТРОЙ (на РИСФ), то увидите большое количество документов, которые разработаны и могут быть применены, и мы бы хотели, чтобы они применялись, в целом как обязательные документы, как обязательные стандарты в России. Это позволит скорейшим образом решить проблему, связанную с ценообразованием. Мы создали систему стандартизации Национального объединения строителей для разработки норм и стандартов для наших организаций-участников, подготовили и апробировали методологическую базу внедрения системы добровольной оценки соответствия. Из 78 обязательных сводов правил нами подготовлена и обеспечена актуализация 40 сводов. В области совершенствования норм и правил по энергоэффективности нами разработаны и уже переданы в Министерство строительства для возможного утверждения 4 свода правил», — сообщил Н.Г. Кутьин.
Свою благодарность организаторам форума, лично М.А. Меню и Е.Л. Николаевой «за проведенную работу по подготовке форума и градостроительного конкурса Минстроя России», выразил М.М. Посохин. Он обратил внимание участников заседания на приоритетные направления развития проектно-изыскательского комплекса России. Одним из таких направлений, обозначенных недавно президентом Российской Федерации, является развитие типового проектирования. «Типовое проектирование должно развиваться в тесной привязке к региону, его экономическим и геополитическим особенностям. Более того, необходимо учитывать и спрос на жилье в каждом конкретном регионе», — сказал М.М. Посохин.
Также президент НОПРИЗ обратил внимание сообщества на другие, не менее важные направления совместной работы: разработку градостроительной документации, развитие темы арендного жилья, не только в рамках программы «Жилье для российской семьи», вопросы ценообразования, важность создания комфортной среды для проживания и другие.
Выступление докладчиков вызвали большой интерес. В зале был не только полностью заполнены сидячие места, но люди слушали стоя в проходах. Кроме этого, на выставочной площадке была организована видеотрансляция заседания.
Сергей Козлов