Глава Якутии Айсен Николаев анонсировал старт «великого пути на Юг». На своей страничке в Сети Николаев поместил отчёт о встрече с Председателем Правления ОАО «Российские железные дороги» Олегом Белозёровым. В ходе беседы обсуждался проект международного пограничного перехода между Россией и КНР «Джалинда-Мохэ»
Фото со страницы в Сети Айсена Николаева
Айсен Николаев: «Прошла рабочая встреча с Генеральным директором – Председателем Правления ОАО «Российские железные дороги» Олегом Белозёровым. На встрече обсудили развитие железнодорожного сообщения в Якутии и перспективы расширения возможностей железных дорог в целях роста промышленности и повышения транспортной доступности для населения. Реализация промышленных инвестиционных проектов в угольном секторе оказывает значительное влияние на социально-экономического развитие Якутии. Важнейший фактор развития отрасли - бесперебойное обеспечение перевозок угля по железной дороге, а также проект международного пограничного перехода между Россией и КНР «Джалинда-Мохэ». В целях реализации проекта нами принято решение создать совместную рабочую группу».
Ранее о пограничном переходе «Джалинда-Мохэ» рассказывал губернатор Приамурья Василий Орлов.
Цитируем: «Россия и Китай утвердили целесообразность строительства пограничного перехода Джалинда – Мохэ, сформирована грузовая база российско-китайского моста».
По данным правительства региона, примерно год назад, в Пекине в рамках международного форума «Один пояс, один путь» состоялось заседании российско–китайской подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. В частности, утвердили протоколом целесообразность строительства пограничного перехода «Джалинда – Мохэ».
Орлов также сообщил: «У нас есть несколько масштабных проектов – автомобильный мост через реку Амур в районе городов Благовещенск – Хэйхэ, строится трансграничная канатная дорога над Амуром. Сегодня обсуждали еще один важный проект, который включен в протокол подкомиссии - мост Джалинда – Мохэ. Сейчас сформирована грузовая база, определена предварительная финансовая модель. Мы обсудили с китайской стороной все тонкости реализации проекта и рассчитываем, что он попадет в межправительственное соглашение и будет в дальнейшем продвигаться».
Также губернатор отметил, что с китайскими коллегами обсудил ряд вопросов по продолжительности работы пунктов пропуска и расширению номенклатуры товаров, которые провозят по международному мосту «Благовещенск – Хэйхэ».
Кроме того, в протокол подкомиссии вошла договоренность о намерении запустить по мосту движение легковых автомобилей вместимостью не более восьми посадочных мест. По словам замминистра транспорта Приамурья Светланы Поповой, власти региона работают по этому вопросу с МИД и Минтрансом РФ, подготовлены проекты ноты, устанавливающей маршрут и глубину проезда машин, есть подвижки.
Также стороны обсудили вопрос организации беспилотного грузового автосообщения по мосту «Благовещенск – Хэйхэ». Такой формат требует специальной инфраструктуры, стороны намерены развивать это направление, отмечают власти Приамурья.
Василий Орлов также сообщил, что международный железнодорожный мост в Китай «Джалинда – Мохэ» с учетом загруженности Транссиба позволит «сбрасывать» груз с юга Якутии напрямую в КНР, пересекая БАМ и Транссиб, и по этой рокаде, между Тындой и Сковородино, отправлять грузы напрямую в Китай. Накануне китайские власти выполнили предварительное технико-экономическое обоснование строительства совмещенного автомобильно-железнодорожного моста «Джалинда – Мохэ». А затем в госкорпорации ВЭБ сообщали, что обсуждают строительство моста с инициатором проекта, потенциальными сокредиторами и федеральными исполнительными органами власти.
Переход в повестке активного обсуждения в Якутии. Как сообщал летом 2023 года Nerulife, состоялись совещания по вопросам строительства международного транспортного перехода «Джалинда – Мохэ». По словам заместителя гендиректора по стратегическому развитию АК «Железные дороги Якутии» Алексея Местникова, первый этап реализации проекта стартует уже в 2023 году.
Первое выездное совещание правительства Амурской области проходило в Джалинде при участии представителей «ЖДЯ». Были обсуждены вопросы начала строительства нового моста через реку Амур, а именно возможные варианты трассировки створа моста в районе посёлка Джалинда.
Ещё одно совещание состоялось в Благовещенске с участием других заинтересованных лиц. Обсуждался вопрос реализации проекта транспортного коридора Нижний Бестях – Джалинда – Мохэ. По итогам совещания было принято решение начать работу в данном направлении поэтапно.
«Это возобновление работы пункта смешанного автомобильно-водного пропуска Джалинда – Мохэ и комбинированная доставка грузов железнодорожно-автомобильно-водным транспортом. В рамках реализации проекта планируется реконструировать участок железной дороги Сковородино – Рейново и станции Рейново. Мы готовы приступить к этим работам. Также нужно обустроить железнодорожный пункт пропуска и построить российскую часть моста. На текущий момент ведутся работы по согласованию технических параметров транспортного перехода», — прокомментировал журналистам Nerulife эксперт от «ЖДЯ».
Журналисты напоминают, что проект, согласно плану, позволит снизить нагрузку на Транссиб и БАМ, а также порты Дальнего Востока.
Задача, конечно, важная, но… Сообщения об активности в вопросе «Джалинда – Мохэ» совпало по времени со снижением активности обсуждения моста через Лену и продления железнодорожной ветки от Якутска до Магадана.
В июле 2022 года, во время пресс-конференции по итогам весенней сессии председатель Комитета Госдумы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов отвечает на вопросы главного редактора журнала «ЭкоГрад» Игоря Панарина о перспективах реализации проекта по строительству железнодорожной ветки от Якутска до Магадана в лучшем стиле настоящего политика ответил, что дорога будет построена, как и мост через Лену, но между строк в его ответе можно было прочитать, что «указанных моста и дороги» скорее всего не будет.
У проекта строительства дороги из Якутска в Магадан много сторонников. Так полпред Президента России на Дальнем Востоке Юрий Трутнев во время выступления в подмосковном парке «Патриот», в формате «Разговор о важном для взрослых», подтвердил информацию о том, что проект железнодорожной ветки Якутск - Магадан движется, и в настоящее время ведутся проектно-сметные работы.
Предполагалось, что ветка Якутск - Магадан будет проходить от Нижнего Бестяха вдоль Колымской трассы с постройкой нового железнодорожного моста через Алдан. Также рассматривался вариант, когда железная дорога свернёт в проверенного годами маршрута и пройдет через Тенькинский район. При любом из раскладов железнодорожное полотно предполагалось дотянуть до магаданского порта.
Издание svp в развитие полемики сообщало, что ветку собираются строить на свои деньги сами китайцы, чтобы использовать мощности порта Магадан: «…факт остается фактом. Китайцы сами предлагают и уже строят железные дороги в России, да и не только их. А мы не можем какую-то однопутку до Охотского моря вывезти, которая бы и жизнь людей улучшила бы значительно, северному завозу помогла, добычу природных ресурсов ускорила, обороноспособность страны усилила, и так далее, и так далее.
Зато параллельно где-то кто-то имеет сотни миллионов, миллиарды рублей за счет продажи и вывоза из России природных ресурсов и считает себя счастливым. И им никакая железная дорога от Якутии до Магадана не нужна. Им вообще кроме денег ничего не нужно. И им как раз-таки совершенно не стыдно ни за себя, ни за страну, ни за то, что они сделали со своей Родиной».
Для справки: Морской порт Магадан — российский морской порт Магадана, расположен в бухте Нагаева Тауйской губы, северное побережье Охотского моря. Зимой порт замерзает, но остаётся доступным за счёт ледокольного обеспечения. Наиболее благоприятный период для судозаходов с апреля по сентябрь.
В порту имеется тринадцать причалов, из которых три для нефтепродуктов, два для контейнеров, и восемь — для других грузов.
Стивидорные компании — ОАО «Магаданский морской торговый порт», ООО «Аржан», ООО «Магаданнефто», ООО «Тосмар».
1993 — Распоряжением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30.08.1993 № 1551-р Магаданский морской торговый порт открыт для международного морского грузового и пассажирского сообщения.
В 2009 году установлены границы порта Магадан, порт внесён в реестр морских портов России.
Грузооборот ОАО Магаданский морской торговый порт составил 1189,7 тыс.т в 2020, 1254 тыс.т в 2021 и 1409 тыс.т в 2022.
А это несколько картинок и схем посвященных теме