
Тайвань ("Китайская республика на Тайване") - один из индустриальных "драконов" Азии - среди первых стран мира, приступивших к активному внедрения электромобильного транспорта. Ещё в 1965 г. тайваньские власти ввели налоговые и другие льготы для производства и использования электромобилей и других видов автотранспорта на нетрадиционном топливе, включая гибридные их варианты.
Первые 15 лет то была сборка иностранных моделей (в основном японских и американских); затем она дополнилась непосредственно тайваньским производством той же техники.
При этом государство по-прежнему субсидирует, прямо или косвенно, эту отрасль, включая, например, заправочные тарифы, цены на ремонт и дооснащение "электроавто" (или гибридных электромобилей). Одновременно продолжают ужесточаться нормативы по загрязнению биосферы и санкции за нарушение этих нормативов. Включая, к примеру, ограничения или даже запреты на использование авто на бензине и дизтполиве в выходные и праздничные дни в крупных городах (таких на Тайване - большинство) и в примыкающих к ним районах.
Высокоиндустриальный (и, одновременно, тропический и субтропический) Тайвань, по данным Тайваньской национальной промышленной федерации, импортирует до 96% потребляемой нефти и 100% потребляемого сжиженного природного газа. И, хотя нефтегазоперерабатывающая отрасль в стране выпускает топливные продукты с максимально высокими эксплуатационно-экологическими характеристиками, государство и автопроизводители по-прежнему - со второй половины 1960-х - проводят линию на сдерживание роста потребления традиционного топливного сырья и продуктов его переработки.
Так, крупнейшая тайваньская автостроительная компания Yulon Motor недавно представила концепт Luxgen Neora. Это люксовый седан сугубо с электрической силовой установкой (включающей литиево-ионную батарею в 48 кВт·ч и электромотор мощностью в 241 л.с.). Данное оборудование способно за 6 секунд (!) довести скорость Neora до 100 км/ч. Причем максимальная скорость этого авто достигает 250 км/ч, а пробег до подзарядки аккумулятора – 400 км. Сама же подзарядка до 80% емкости батареи достигается за 1 час.
В модельный ряд марки Luxgen-Yulon входят также гибридные минивэн и внедорожник, поставляемые (в числе других видов таких авто) и в Россию с начала 2000-х.
А, например, Gogoro во 2-м квартале-2015 приступила к выпуску на Тайване электроскутера Smartscooter, схожего с моделью Tesla Model S (США). Тайваньская модель оснащена двигателем, получающим энергию от двух съёмных батарей. Полный их заряд рассчитан на 100-120 км пробега с максимальной скоростью в 95 км/ч. (разгон до 50 км/ч. занимает примерно 4 сек.). Съёмные батареи можно быстро заменить, благодаря надлежащему количеству спецзарядных станций на Тайване, в т.ч. в столичном г. Тайбэе, для таких типов "электроавто". В тайваньской столице число означенных станций - почти 40.
Скутер оснащён 80 сенсорами, постоянно отслеживающими состояние окружающей среды, внутренних компонентов этого авто, загрузку магистралей, качество их покрытия и т.п. Что позволяет оптимально регулировать мощность двигателя, крутящий момент, уровень света в приборах скутера. Вдобавок, многие данные передаются на подключенный смартфон. Это "приложение" позволяет контролировать уровень заряда батареи и корректировать маршрут. чтобы своевременно зарезервировать батареи на зарядной станции.
Такие скутеры в тайваньской столице реализуются с 27 июня с.г.; планируется их экспорт с последнего квартала 2015 г. Причем цена этой модели (4100-4200 долл. США) включает бесплатное двухлетнее обслуживание, страховку на 1 год и бесплатную замену/подзарадяку батарей в течение двух лет.
По имеющимся данным, в Россию и СНГ из Тайваня поставляется "электроавтотехника" с предприятий Amalfy, Yulon Motor, TCV, Geely. Но объемы поставок пока незначительные, ввиду неразвитости электротранспортной инфраструктуры в этих странах-импортерах и сравнительно высоких цен на такие авто.
Как пояснил мне Георгий Петров, вице-президент ТПП РФ, "на Тайване накоплен большой опыт в сфере экологизации транспорта и многих других секторов экономики. В частности, всё более активном развивается тайваньское автомобилестроение: по уровню развития этой отрасли, как и использования электромобилей, Тайвань - в реестре мировых лидеров. Этот опыт может быть востребован во многих российских регионах - особенно в крупных мегаполисах, промышленных центрах и в прилегающих к ним районах. Где наиболее актуальна необходимость сокращения автотранспортных выбросов в биосферу. В последние годы налаживаются двухсторонние кооперационные связи в производстве электромобилей, как и запчастей, комплектующих, других компонентов, требуемых для производства и обслуживания этого вида транспорта. Такое партнерство тем более важно, поскольку инновационный вектор постоянно обновляет технологии электромобилестроения Тайваня и, соответственно, расширяет ассортимент этой продукции".
Схожее мнение высказал мне в ходе недавнего российско-тайваньского бизнес-форума в Москве Чунг-Ю-Ванг, председатель Китайской ассоциации международного сотрудничества (Тайвань): "Практика Тайваня по решению транспортных и экологических проблем высокоиндустраиальных районов и мегаполисов, в том числе по развитию электромобилестроения, а также тайваньский опыт строительства скоростных дорог, межмагистральных "развязок" могут быть интересны и практически полезны российским специалистам. Как и многим регионам России. Небезынтересны тайваньской стороне и российские разработки в тех же секторах. Включая. к примеру, создание комплексной инфраструктуры для электромобилей и других видов автотранспорта с нетрадиционным топливо- и энергообеспечением. Как показывает опыт Тайваня и многих других стран, требуется системный подход к решению упомянутых вопросов".
Эксперт по вопросам развития региональной транспортной сети, научный сотрудник (в 1970-х - 1980-х) Института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР Валерий Чернышев в разговоре со мной сделал акцент на географических факторах развития электромобильного парка: "Очень многие зависит в этой сфере и от климатических факторов. Для климатических условий преобладающей части России требуются более затратные технологии производства, зарядки и, в целом, обслуживания электромобилей. Как показывает опыт, например, Канады и Скандинавии, здесь требуется эксплуатационно более надежный парк электромобилей. При этом средние затраты на создание использование такого парка и на его инфраструктуру нередко оказываются 1,5 - 3 раза выше, чем в странах со сбалансированным климатом. Но развитие электромобильного сектора окупается в "северных" странах, при наличии надлежащей инфраструктуры и выгодности использования электромобилей в сравнении с нефтетопливным автотранспортом".
Алексей Чичкин