21 ноября 2013 года в рижском торговом центре Maxima сначала заскрипел и прогнулся (в 17:45), а затем рухнул (в 17:53) огромный участок крыши, площадью около 500 квадратных метров. В 17:58 обрушение повторилось, затронув и стены здания. Злосчастный магазин был заполнен людьми, более пятидесяти посетителей и служащих не успели из него выбежать. Кто-то растерялся, кто-то поскользнулся, кому-то стало плохо с сердцем, кого-то придавило упавшими фрагментами кровли. Увы, но организовать полноценную эвакуацию из содрогающегося здания за восемь минут не удалось. Такую задачу выполняют разве что голливудские герои, но не живые люди в цейтноте экстремальной обстановки.
Оперативная и профессиональная реакция стремительно прибывших латышских служб спасения привела к усилению трагизма. Во время третьего обрушения крыши и стен ТЦ (в 18:59) погибло трое рижских спасателей. Последние выжившие были извлечены из-под завалов утром 22 ноября, когда красавец-супермаркет уже выглядел трагичной руиной военной поры. В городские больницы госпитализировано 23 человека с тяжелыми травмами. В Латвии был объявлен трехдневный траур по 54 жертвам трагедии. Это были граждане разных стран, в том числе двое россиян.
Самопроизвольное разрушение торгового центра со множеством жертв беспрецедентно для современной Европы. Собственно, и за пределами благополучного европейского континента такие инциденты крайне редки. Можно вспомнить разве что апрельскую трагедию в Бангладеш, когда обрушилась 8-этажная фабрика и погребла под собой свыше 1.000 человек. Но тот случай был сопряжен вовсе уж с дикими нарушениями строительных нормативов. Достаточно сказать, что по проекту бенгальское здание должно было быть…четырехэтажным, а еще 4 этажа владельцы возвели самовольно. Остается удивляться, как у них вообще получилось соорудить многоэтажный самострой и оснастить его ткацким оборудованием. В поступающей информации о рижской трагедии тоже обнаруживается немало удивительного на общем трагическом фоне.
От катастроф в наше время никто не застрахован – но почти всегда они имеют стихийную или транспортную природу, либо происходят на потенциально опасных технологических объектах. Огромный супермаркет Maxima с площадью торгового зала 2.500 квадратных метров не являлся рискованным объектом, не испытал внезапного удара слепой стихии, в нем не сработала бомба маниакальных террористов. Рига не расположена в сейсмическо-активной зоне, а само рухнувшее здание даже не был высотным или устаревшим. Его возведение закончилось всего два года назад, в ноябре 2011. Современная новостройка стала братской могилой в стране, славной склонностью к педантичному порядку. Как же так?
Все работы по строительству ТЦ Maxima были выполнены в рекордный срок, всего за три месяца. В том же 2011 году новенькому зданию была присуждена «Ежегодная награда латвийской архитектуры». В следующем 2012 – второе место среди лучших латвийских новостроек. В ноябре 2013 многократный архитектурный призер рухнул без малейшего постороннего вмешательства и оборвал жизни 54 людей.
В расследовании таких тяжелых трагедий всегда присутствуют элементы пропаганды. Еще не были похоронены все погибшие, еще не закончился сбор вещественных доказательств, еще десятки раненых находятся в больницах – а высшие латвийский чины уже вступили в негласное соревнование по демонстрации своего праведного гнева. Министр внутренних дел Р. Козловских называет 21 ноября «черным днем в истории страны» и требует строжайшего расследования – видимо, сам от себя, ибо как раз его служба и должна проводить следственные мероприятия. Премьер-министр Латвии В. Домбровскис обещает лично контролировать все этапы следствия. Президент страны А. Берзиньш требует немедленно отправить ответственных лиц в изолятор, иначе те «…выстроят себе…железную защиту».
Планируется привлечение зарубежных экспертов и криминалистов, на городские власти сыпятся обвинения в игнорировании иностранных спасателей, мечутся начальственные громы и сверкают высокопоставленные молнии. В добровольно-принудительную отставку отправлены руководитель всего латвийского сегмента компаний Maxima Group Г. Ясинскас и премьер Домбровскис вместе со всеми министрами. …Горькая формула расследования по трехступенчатой схеме «Поиск виновного, наказание невиновного и награждение непричастного» забуксовала в Риге еще на первом этапе. Постепенно становится понятно – как могло такое произойти в столице европейской страны. Но непонятно, кого персонально в этом надо винить. Точнее, нет сомнений в том, что скамья подсудимых будет заполнена – но вот всеми ли персонами, виновными в трагедии, большой вопрос.
Прежде всего, выяснилась оглушительная подробность о мерах премьера-отставника В. Домборовскиса, призванных сократить расходную часть латвийского госбюджета. Под сокращение попали целые бюрократические структуры – в том числе целиком была упраздненагосударственная служба по надзору за строительством. Это произошло еще в 2009 году. С тех пор надзорные функции за соблюдением строительных нормативов возложены на…частные коммерческие фирмы. Например, возведение именно этого ТЦ в Золитуде контролировала CMConsulting SIA. И коммерческий контроль был более чем формален.
Несущие элементы конструкции крыши были заменены прямо по ходу строительства, с однопролетных балок на менее надежные сдвоенные. По великолепной причине «…производитель сплошных балок…не смог их доставить…на строительную площадку…» – спокойно говорит автор всего проекта И. Сергетс. Ну не смог, так не смог, поставили те, что были. Новые балки должны выдержать планируемую нагрузку от 1 до 1.5 тонн на квадратный метр – сочли архитекторы и строители Maxima. Только почему-то сам производитель задействованных балок, компания Vikom, знать не знает о необходимом запасе прочности! Мол, поставляем свои металлоконструкции, а какой они должны выдерживать вес – пусть проектировщики заботятся. Крепежные болты для стыковки балок закупили у другой фирмы, соответствия фурнитуры заявленным нормам тоже никто не проверял. Узлы стыковки оказались в несколько раз менее прочными, чем требовалось по проекту. То ли балки не те, то ли болты не такие, то ли смонтировали не так, то ли спроектировали не сяк.
Архитекторы, проектировщики, поставщики, строители и надзирающие органы выстроились в мистический пятиугольник и дружно обмениваются обвинениями. А по отдельности из них никто не виноват, все выполняли свой долг, жили честно-благородно. Капитальные работы на крыше работающего торгового комплекса по всем документам проходили как…реконструкция. И в особом контроле даже коммерческих надзорных служб не нуждались – реконструкция же! Словно требовалось кровлю подлатать да козырек подкрасить, а не размещать сотни тонн груза над головами у людей.
Одной цифры в 1.5 тонны максимальной нагрузки для несущих конструкций ТЦ уже достаточно для обоснованной гипотезы, почему же произошла такая ужасная трагедия. Всю осень 2013 года на крыше Maxima шли работы по...посадке деревьев и созданию детско-игровой площадки. Благими намерениями была выстлана дорога к катастрофе. На крыщу поднимались огромные массы грузов – брусчатка для дорожек, земля для зеленых насаждений, цемент и песок для бетонирования. Общий вес этой дополнительной массы составил не менее 200 тонн. Возможно, что в несколько раз больше. И никто, ни один из многочисленных проектировщиков, архитекторов и строителей не позаботился о равномерном распределении этой нагрузки. В середине ноября в Риге прошло несколько сильных дождей, открытые сыпучие материалы дополнительно набухли и отяжелели. В местах компактного складирования тяжелых стройматериалов нагрузка на крышу превысила допустимую в десятки раз – такого никакие балки не выдержат.
Другой аспект рижской трагедии связан с потрясающей безответственностью руководства рухнувшего ТЦ. Практически сразу после сдачи здания эксплуатацию в нем обнаружились многочисленные огрехи. Многие помещения при осадках подтапливало. Несколько раз в месяц срабатывала пожарная или охранная сигнализация, а то и обе одновременно. Это тянулось все два года существования дипломированного шедевра современной торговли – лужи по подвалам, вой сигнализации по невыясненным причинам. К этим неурядицам привык персонал, им перестали удивляться посетители. В день трагедии безмозглая сигнализация оказалась умнее многих вершин эволюции, но ею опять пренебрегли…
21 ноября, в день трагедии, пожарные сирены срабатывали в ТЦ Maxima около 20 (!) раз. Чем ближе к вечеру, к роковому сочетанию цифр 17:45 – тем чаще. Это было беспрецедентно даже для местной голосистой сигнализации, но опять не привело к опасениям руководства или к беспокойству технических служб. Балки здания проседали, крыша деформировалась, скрытая проводка рвалась и реагировала сигналами тревоги. Никто не предпринял элементарную проверку, никто не эвакуировал людей. Да что там, как простодушно заявил отставник Г. Ясинскас, «…нам не удалось отключить постоянно срабатывающую сигнализацию…по неизвестной причине…». Сигнализацию выключить не могут, о какой распределенной нагрузке и прочих строительных нормативах можно говорить?!
Пока не случится жуткого пожара в ночном клубе, мы мало заботимся о наличии запасных выходов и широких проходов в таких развлекательных центрах. Пока не столкнутся два теплохода, не волнуемся о безопасности на речных путях. Пока ночью не смоет половину спящего города, надеемся на чудесное предупреждение о наводнении и стремительное спасение. Не лучшая традиция. Опасная для всех и для каждого.
Может, не надо ждать Maximaльной трагедии уже в российском торговом центре? Может, стоит проверить реконструкционные работы и благоустройство крыш над людскими головами? Изменение проектов по ходу строительства? Сертификаты поставщиков и теоретические расчеты экспертов? Может, стоит прислушаться к сигнализации, а не искать рубильник для ее отключения? Дорога безалаберности, мощеная брусчаткой разгильдяйства, ведет прямиком на кладбище.