Страсти по Македонии

Мы уже писали о том, что Македония готовится к смене названия. Плебесцит запланирован на понедельник: и вот в эти дни маленький красивый город Скопье стал местом, где буквально могли столкнуться самые различные ведущие политики!

Страсти по Македонии - фото 1
Судите сами: вчера 18 сентября, с визитом в Македонию прибыл глава МИД Германии Хайко Маас. Он назвал «исторической» возможность Афин и Скопье достичь соглашения по изменению названия Македонии. «Такое соглашение устранит серьезное препятствие на пути Македонии в ЕС», — сказал Маас (цитата по MIA).
В понедельник Скопье посетили министры обороны США и Италии — Джеймс Мэттис и Элизабетта Трента. 13 сентября в Македонии побывала глава европейской дипломатии Федерика Могерини. Накануне балканскую страну также посетили генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, канцлер Австрии Себастьян Курц и канцлер ФРГ Ангела Меркель. Все эти политики выступили в поддержку договоренности о смене названия Македонии — шаг, который откроет последней возможность членства в НАТО и Евросоюзе. Особенно усердствовался Столтенберг , рассуждая про шанс "единственный в век"!
В июне премьер-министры Греции и Македонии Алексис Ципрас и Зоран Заев договорились закончить спор о названии, который длился почти 30 лет, со времени распада Югославии. Афины не устраивало название «Республика Македония», так как топоним «Македония» географически распространяется не только на Вардарскую Македонию (98% этой территории совпадает с границами современного государства Македония), но и на греческую Эгейскую Македонию, а также Пиринскую Македонию в Болгарии. По мнению греческих властей, это могло дать македонцам основание заявить права на греческие территории и на культурное наследие. Жесткая позиция Греции вынудила македонские власти войти в состав ООН под названием «Бывшая Югославская Республика Македония».
Из-за того что Македония продолжала использовать название, которое не нравилось грекам, Афины блокировали ее вступление в НАТО. 17 июня Заев и Ципрас подписали соглашение, по которому новым названием балканской страны будет «Северная Республика Македония». 20 июня документ был ратифицирован парламентом республики. Теперь ее населению предстоит принять — или отвергнуть — изменение названия страны на референдуме 30 сентября. Если большинство граждан поддержат эту идею, то Греция перестанет блокировать попытки Скопье присоединиться к НАТО и Евросоюзу.

Страсти по Македонии - фото 2Страсти по Македонии - фото 3
Согласно опросу аналитического центра «Международный республиканский институт» (IRI), 57% респондентов поддерживают изменение имени страны, если это даст ей возможность вступить в НАТО и ЕС.
Внутри Македонии сделку с Грецией поддерживает правящая коалиция, главным членом которой является партия премьер-министра Зорана Заева «Социал-демократический союз Македонии». Лидер оппозиционной «Внутренней македонской революционной организации — Демократической партии македонского национального единства» (ВМРО-ДПМНЕ) Христиан Мицкоский не стал поддерживать соглашение. Хотя ВМРО-ДПМНЕ выступает за интеграцию Македонии в НАТО и Евросоюз, требование Греции об изменении названия Македонии неприемлемо, посетовал Мицкоский.
Самым активным противником референдума является партия «Объединенная Македония» во главе с Янко Бачевым. Бачев поддерживает укрепление связей с Россией, в июне под эгидой «Объединенной Македонии» в Скопье прошли протесты против сделки по изменению названия страны. В марте для встречи с Бачевым и его соратниками приезжал российский философ Александр Дугин - один Дугин против Меркель,Столтенберга & K.
В адрес Москвы звучат обвинения в том, что она пытается повлиять на общественное мнение в Македонии в преддверии референдума. У главы Пентагона Джеймса Мэттиса «нет сомнений» по поводу того, что Москва стоит за финансированием «пророссийских групп», стремящихся помешать реализации сделки Скопье и Афин. Об этом глава американского оборонного ведомства заявил журналистам, передавало 17 сентября агентство Associated Press. Как подчеркнул министр обороны США, Россия «занималась финансированием [пророссийских групп] и проводила более масштабные кампании влияния» на политику балканской республики. «Мы должны позаботиться о том, чтобы македонский народ смог решить свою судьбу самостоятельно», — отметил Мэттис.
Похожие обвинения в адрес Москвы выдвигали и Афины. В июле Греция выдворила из страны двух российских дипломатов и запретила въезд еще двум российским гражданам, писала газета Kathimerini. Афины обвинили россиян в подкупе чиновников и попытках оказать поддержку противникам референдума о смене названия Македонии. 13 июля в интервью BuzzFeed News Заев рассказал, что его правительство получило многочисленные отчеты о том, что «греческий бизнесмен», «симпатизирующий России», платил македонцам от $13 тыс. до $21 тыс., чтобы те организовали «акты насилия» перед референдумом. Имя бизнесмена Заев не привел. В финансировании протестных акций Македония, в частности, подозревала бизнесмена Ивана Саввиди, следует из документов следствия, опубликованных Центром по исследованию коррупции и организованной преступности.
«Предпринимаются попытки организовать кампанию влияния, подкупить людей и попытаться поддержать пророссийские организации», — утверждала в понедельник, 17 июня, помощник министра обороны США по вопросам Европы и Евразии Лора Купер, говоря о предполагаемом вмешательстве Москвы в дела Македонии (цитата по Reuters). В качестве примера информационного воздействия на Македонию Купер упомянула «фейковые новости» о том, что референдум о смене названия все равно не позволит Скопье стать частью НАТО.
Научный сотрудник Университета Северной Каролины Димитар Бечев считает, что не нужно «переоценивать» угрозу, которую представляет Россия в контексте референдума в Македонии. «Вполне возможно, что Москва активизирует попытки помешать референдуму по мере приближения даты его проведения, однако не ясно, что именно она может сделать помимо кампании в СМИ против сделки [о новом названии] и агитации за бойкот голосования в социальных сетях»
Возможное вступление Македонии в НАТО может сказаться на влиянии России в регионе, считает внештатный эксперт Института Хадсона в Вашингтоне, бывший министр Португалии по европейским делам в 2013–2015 годах Бруно Масаеш. «Потерять Черногорию — небольшую балканскую страну, которая присоединилась к НАТО в 2017 году, можно счесть несчастным случаем [для Москвы]. Потеря и Черногории, и Македонии похоже на халатность», — утверждает Масаеш в своей статье, опубликованной в Politico.
В июне 2017 года власти Черногории официально ратифицировали договор о вступлении страны в НАТО. В мае 2017-го глава МИД Черногории Серджан Дарманович жаловался на попытки России повлиять на внутреннюю политику страны, в том числе путем поддержки оппозиции, которая выступает против членства Подгорицы в НАТО. В 2016-м Черногория обвинила граждан России в причастности к покушению на Мило Джукановича, который на тот момент являлся премьером страны.
В последнее время Россия действительно потерпела несколько серьезных неудач на балканском направлени:НАТО расширяется, Сербия не хочет предоставлять российскому центру в Нише те же дипломатические привилегии, которыми пользуется в стране НАТО, а сейчас с Москвой начала конфликтовать еще и Греция — с давним союзником.

Страсти по Македонии - фото 4

 

Целый ряд наблюдателей отмечают, что со времени посла РФ в Хорватии Роберта Маркаряна (бывший доверенный сотрудник Примакова), сумевшего вывести уровень отношений на иной уровень, что привело к доверенным отношениям между президентами стран, - на балканском направлении Россия не отличалась должным усердием, - и в итоге регион, где была вековая симпатия к русским, ускользает из сферы влияния Москвы; а Сербия просто наживается на межгосударственных сложностях.
Тем не менее влияние России остается. но до какой степени?

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить