
Издание BuisnessWeek подготовило список самых опасных и надежных для пассажиров самолётов, а также авиапроизводителей.
В антирейтинге, составленном на основе данных страхового консультанта Ascend, первое место занимает Boeing 737 JT8D. На полмиллиона лётных часов этого лайнера, который выпускался с 1967 по 1988 годы, приходится одна авиакатастрофа со смертельным исходом.
Следом за ним идёт Airbus A310. На начало 2019 года в результате серьёзных аварий было потеряно 11 самолетов этого типа. Погибло 830 человек.
Бронзовая медаль в сомнительном топе досталась McDonnell-Douglas DC-9. На один миллион лётных часов «Дугласа» приходится одна авиакатастрофа. Всего этот лайнер угробил 3 697 человек.
На четвёртом месте — Boeing 727. На два миллиона триста летных часов этого самолета приходится одна авиакатастрофа. На его счету — 4 000 человеческих жертв.
Замыкает пятёрку советский Ту-154. Всего в катастрофах было потеряно 72 этих лайнера, погибли 3 263 человека.
Нетрудно заметить, что получилось в принципе по массовости выпуска самолетов! Например, самым надежным среднемагтстральным не так давно назывался Saab 340 - но по состоянию на 15 марта 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 20 самолётов SAAB 340 (поибло по разным данным 48 или 49 человек).
А , например, Dassault Mercure с 1972 по 1995 год налетали 360000 часов, перевезли 44 миллиона пассажиров, выполнили 440000 полетов без единой аварии. Коэффициент надежности составил 98% (такой же только у Ан 2 и канадской легенды DHC 2 - но это малая авиация!) Еще один пример с гражданскими "летающими лодками" - по сей день самым надежным судном из них полагают Savoia-Marchetti S.55 — итальянский гидросамолёт, выпуск которого завершился аж в 1946 году (!), но и по нынешний день несколько экземпляров вроде летают - а аварий у марки не зафиксировано.Именно на S.55 И. П. Мазурук доставил в село Пермское государственную комиссию, окончательно выбравшую место для строительства Комсомольска-на-Амуре, - и выбор борта показателен, - а вот факт того, что чуть не половина из закупленной первой партии Советским Союзом разбилась при перегоне из-за ошибок необученных экипажей не засчитана как аварии марки.
А вот самым надежнвм назван А 380 - но 14 февраля 2019 года концерн Airbus объявил о прекращении производства самолетов A380 с 2021 года, из-за низкого спроса.Это почти история с советско-российским МиГ 110 - его упорно называют одной из наиболее перспективных разработок в гражданской авиации, но (!) с конца 90-х разработок, возбудивших специалистов во всем мире, то ли не ведется,то ли прекращены, то ли заморожены.Примерно такая же история с американским Convair XC-99 , эксплуатировавшимся с 1947 по 1957 году, - отличный самолет, опередивший свое время, но..из-за дороговизны эксплуатировался один лишь экземпляр.
Отмечен Douglas DC-3 (он же ПС 84 и Ли2 , Showa L2D2 — L2D5, «Dakota») - самый массовый в истории пассажирский самолет, производство которого прекращено свыше 60 лет назад,а эксплуатация все еще продолжается!
Наконец, в надежных на третьем призовом месте очутился Breguet Deux-Ponts , - якобы один (а может и больше) экземпляр еще имеется через 37 лет после окончания производства!
Лучшим бизнес-джетом признается Piaggio P.180 Avanti - итальянский административный самолёт, разработанный и производимый итальянской авиастроительной компанией «Пьяджо Аэро» под руководством Пьеро Феррари, вице-президента автомобилестроительной компании «Феррари». 100% компании входит в холдинг Mubadala Development.
Но есть и у советского авиапрома предмет для гордости: Ил 62 считается самым надежным из тех марок самолетов, что использовались как "борт №1". Хотя по данным сайта Aviation Safety Network по состоянию на 15 марта 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 23 самолёта Ил-62. Ил-62 пытались угнать 3 раза, при этом никто не погиб. Всего в этих происшествиях погибло 1086 человек.
Французская Dassault Aviation названа самой надежной самолетостроительной компанией.А вот Boeing на фоне всех происшествий потерял от 40 до 100 млрд $.
--
Геннадий Орешкин