Владимир Путин вводит "ручное управление" военно-промышленным комплексом страны. Такие выводы, не сговариваясь, сделали накануне некоторые наблюдатели, следившие за серией рабочих совещаний, которые в течение трех дней на прошлой неделе президент России провел почти нон-стопом.
Поможет ли ручное управление в оптимизации хотя бы расходов — тема очень дискуссионная. Российский бюрократ — насекомое живучее, умеет приноравливаться к любым неблагоприятным условиям и иммунитет к ним вырабатывает. В свою очередь, президентское решение отныне "кормить с руки" огромную отрасль и не верить на слово предполагает в том числе и то, что за успех или неуспех оборонпрома ответственность главе государства придется нести лично. На плохого Сердюкова уже не свалишь, пишет КМ.RU.
Президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов приветствовал очевидно новое веяние в управлении оборонной промышленностью:
- У Путина просто исчезла наконец иллюзия, что стоит лишь выделить большие деньги и оборонно-промышленный комплекс перевооружит армию и флот на самые современные типы вооружений. От этой иллюзии он оказался, он начал понимать, что оборонно-промышленный комплекс за минувшие годы оказался очень сильно разрушен, что он не работает как система. И именно поэтому государственный оборонный заказ, даже хорошо профинансированный, выполняется с большими потугами и в основном в виде каких-то одиночных образцов. Что и неудивительно, ведь вся эта многосложная кооперация по производству современных вооружений попросту развалена, как развалены и традиционные отраслевые цепочки, включающие в себя головной исследовательский и опытно-конструкторский институты, опытные производства, и серийные заводы.
Некоторые научно-производственные школы уже безвозвратно утрачены и элементарно нет кадров для проведения исследовательских опытно-конструкторских работ и для производства серийных образцов, есть острейший их дефицит, который непонятно как покрывать. Мы еще не говорим о той "пятой колонне" в отрасли, которая приватизировало военно-промышленные предприятия, переформатировала их на производство товаров народного потребления, использует под склады и иными нецелевыми способами. Разумеется, они не горят желанием пускать на свою "частную собственность" военные производства...
И вот Путин, кажется, осознал последствия такой губительной хозяйственной политики и принял здравое решение взять сферу перевооружения армии и флота в буквальном смысле в свои руки, перевести фактически в режим ручного управления. Однако он должен понимать и то, что его союзниками в этом деле могут стать только профессионалы, сам он, конечно же, не справится с этой предельно сложной системой. И потому возникает вовсе не праздный вопрос: каким образом он собирается формировать кадровую систему оборонной отрасли? Это вопрос в современных условиях принципиальный.
Если это опять будут случайные люди, не крепкие профессионалы, а «эффективные менеджеры», то они конечно же добьют оборонно-промышленный комплекс окончательно своим непрофессионализмом и своей коррупционностью. А если он будет опираться на профессионалов, которые, как правило, являются также и искренними патриотами своей страны и своего дела — он многого добьется на ниве оздоровления оборонно-промышленного комплекса.
И еще один принципиально важный момент: нужно принимать самые жесткие меры по отношению к тем чиновникам, кто злоупотребляет своим положением. Если к ним будут применяться такие же меры, какие применялись к Сердюкову - ничего из этого путного не выйдет.