Оказывается, основополагающие документы ЕАЭС не касаются вопросов природопользования и механизмов сотрудничества стран-участниц в этой сфере. При том, что, к примеру, экологическая ситуация на многих трансграничных реках и озёрах - Урал, Узень, Ишим, Тобол, Иртыш, Сайхин - давно требует межгосударственного вмешательства.
Состоявшийся в середине мая с.г. в Белоруссии Круглый стол «Экологическая безопасность и права потребителей в рамках Евразийского пространства» обратил внимание на упомянутые изъяны в деятельности ЕАЭС и его основных документах. Представитель московского отделения МОО «Экопартнерство» Э. Иванова, на основе анализа основополагающих документов ЕАЭС, отметила, что "вообще нет статей, регулирующих вопросы экологической безопасности. Разработчики настаивают на главной стратегической установке: договор распространяется только на сферу экономики. И, не касаясь экологической безопасности, разрабатываются в ЕАЭС такие направления как сельское хозяйство, транспорт, энергетика, инновационное развитие и модернизация".
Между тем, климатические "перепады" и загрязнение упомянутых водных объектов всевозможными отходами, вкупе со сведением большей части лесных массивов в районах водосборных бассейнов, привели к обмелению этих рек и озёр, резкому ухудшению качества их воды, резкому сокращению там же рыбных запасов и т.п. Дальнейшая "нерешаемость" этих и смежных проблем может привести к экологической, а следом - и к экономической деградации прилегающих территорий.
Те же проблемы характерны для верхнего течения Днепра (Смоленская область), "переходящего" в Белоруссию и затем - в Украину. По имеющимся данным, в смоленском секторе Днепра почти повсеместно наблюдаются процессы береговой эрозии на участках излучин русла. На таких участках, соответственно, продолжают развиваться оползневые процессы и оврагообразование. Которые активизируются в периоды паводков, ливневых дождей и ранней весной во время снеготаяния.
В 2015 г. на расчистку русла верхнего Днепра из федерального бюджета выделяется 6,3 млн. руб. Причем работы по расчистке этого русла были начаты в июле 2014 г. техсредствами Белоруссии. Где соседний, более протяженный участок Днепра (Гомель-Могилёв-Орша) к настоящему времени почти полностью восстановлен для судоходства.
В этой связи, примечательны данные "Смоленской Народной газеты" от 27 мая с.г.: "...Официально судоходство на смоленском Днепре было запрещено в 1974 году. Возглавлявший тогда Смоленскую область Иван Ефимович Клименко очень расстраивался, что транспортные суда, якобы, размывают берега и уничтожают рыбу. Позже по смоленскому участку Днепра запретили ходить всем судам, хотя, как отмечают специалисты, достаточно было бы запретить движение глиссирующих кораблей".
Днепр был судоходен вплоть до Ярцево (восточнее Смоленска) до конца 1960-х. А в начале 50-х подготовили проект судоходного канала Днепр-Западная Двина (Даугава), для стыковки по кратчайшему пути днепровско-черноморского и балтийского водных бассейнов. Кстати, судоходство в верхнем течении Западной Двины возможно от г. Велиж, и оно существовало до начала 1960-х. В настоящее время проект Днепр-Даугава совместно дорабатывается белорусскими и латвийскими экспертами (на предмет соединения восточнобелорусского участика Днепра с восточнолатвийским участком Даугваы). В Смоленской же области Днепр пришел в "запущение" во второй половине 60-х...
Между тем, в.р,и.о. губернатора области Алексей Островский в начале июля с.г. провел совещание обладминистрации, на котором обсуждались и "днепровские" вопросы. Начальник департамента по природным ресурсам и экологии Роман Захаров отметил, что "начаты работы по расчистке русла реки в черте города Смоленска - от устья реки Вязовенька до очистных сооружений СМУП «Горводоканал», и строительство уникальных природоохранных объектов - наносоперехватывающих и наносоулавливающих гидротехнических сооружений. Предназначенных для предотвращения заиления и загрязнения реки Днепр. На данное мероприятие из федерального бюджета привлечено 84,3 миллиона рублей".
Так или иначе, но проблемы Днепра - трансграничные, и уже поэтому должны решаться в рамках ЕАЭС, в котором участвуют "приднепровские" Белоруссия и Россия. Если, конечно, этот блок выработает единые принципы для всех комплнентов экологической политики стран-участниц...