
Давным-давно, а именно в 1998 году с превеликой неохотой в Москве было введено таки местное самоуправление. Не то чтоб настоящее – даже депутаты депутатами не назывались, а так, советниками, но в принципе весьма похоже.
Куцые полномочия вызывали смех у депутатов из других регионов, в том числе и из соседнего Подмосковья.
А зря смеялись – опыт имитации самоуправления понравился чиновникам и вот теперь уверенно шагает по стране.
О том, как это выглядит и к чему приводит на практике, рассказали участники пресс-конференции, прошедшей вчера в агентстве «Росбалт».
Участие в пресс-конференции приняли экс-министр экономики России, а ныне председатель партии «Гражданская инициатива» Андрей Нечаев, председатель общественного движения «Федеральный сельсовет» Василий Мельниченко, руководитель фракции КПРФ в Московской городской Думе Андрей Клычков,депутат Совета депутатов Павлово-Слободского поселения Игорь Чистов, эксперт комитета гражданских инициатив Андрей Максимов.
Вопрос поставлен конкретно – «Нуждается ли вертикаль власти в местном самоуправлении?»
Последние изменения в 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» фактически свели на нет все возможности депутатов представительных органов влиять на исполнительную власть.
Виной тому повсеместно внедряемый институт сити-менеджеров, фактически вытеснивший еще оставшийся как вариант в законе формат «Сильного мэра» - избираемого главы Главы муниципального образования, имеющего полномочия и руководителя местной администрации.
Теперь административные и хозяйственные полномочия передаются назначаемому сити-менеджеру, оставляя законно избранному Главе поселения лишь представительные (глупо говорить о каких-то политических) функции.
Принятый же 3 февраля сего года 8 ФЗ вообще возводит сити-менеджера до нереальных высот – он получил право сам становиться главой муниципального образования. И быть включенным в состав местного Совета на правах его председателя!
Пример, к чему приводит превращение местного самоуправления в местное управление, привел Андрей Нечаев на примере ситуации в подмосковных Химках.
Речь о массовом строительстве в уникальной природной территории – пойме реки Сходня.
«Удалось невероятное – добиться решения местных властей о приостановке работ. Реально, там нарушены все природоохранные кодексы. Это, кстати, еще одна из странностей нашего законодательства – разрешить стройку местная власть может, а вот запретить – нет. Только приостановить. Реально, там нарушены все природоохранные кодексы. Так буквально через день подписавший документ зам мэра города был уволен, а у мэра начались серьезные проблемы. На данный момент экологическая угроза не только Подмосковью, но и Москве не устранена»
Безусловно, совершенно по иному складывалась бы ситуация, обладай местное самоуправление в действительности теми полномочиями и «№неприкосновенностью», которые вроде как еще прописаны в законах.
Передача всех полномочий в руки фактически назначаемого сверху, но содержащегося за счет и без того не самых богатых местных бюджетов сити-менеджера привела к еще одному конфликту в Подмосковье - в Павлово-Слободском поселении.
Борьба там развернулась нешуточная. Оказывается давление на депутатов, заседания Совета переносится в Истринскую районную администрацию, проводятся публичные слушания, перерастающие в народные Вече, на которых сходятся грудью местные жители с подчиненными администрации работниками бюджетных учреждений…
«А такая ситуация везде» - дополняет выступающих харизматичный Василий Мельниченко: «Депутаты сельских поселений вообще не имеют никаких полномочий, из-под них забрали все налоги. А что значит, что нет местного самоуправления? Это значит, что нет местного предпринимательства, нет малого бизнеса (не правда ли знакомая картина?), нет бережного отношения к природе, ресурсам, земле. Нет транспортной сети. Кстати, недавняя история с электричками тому подтверждение».
«Местное самоуправление превращено в местно управление. Фактически, это окончание строительства монолитной вертикали власти сверху донизу, где везде соблюден принцип единоличного неизбираемого правления – на федеральном, региональном, городском, и теперь вот на самом первичном уровне.
Такая ситуация была при режиме американской оккупации Германии – везде такие вот назначаемые сити-менеджеры.
Сейчас там вернулись к системе бургомистров – избираемых народом и перед народом ответственных глав местной власти» - проанализировал ситуацию Андрей Максимов.
Все участники пресс-конференции отметили, что кризис местного самоуправления только усугубляет общегосударственный кризис в стране и что импульсом к реальному «вставанию России в колен» может быть только привлечение самого народа к решению местных и более серьезных вопросов посредством отказа от «вмораживания» местного самоуправления в управленческую вертикаль.
Игорь Егоров