Керченская переправа — эпицентр страстей и кошмарный сон наяву всех, кто сегодня едет в Крым на машине. Согласно слухам, в очереди на паром можно простоять 10-12 часов. Или даже больше, вот новость с форума, специально посвященного этой переправе: «Привет всем из Крыма! Паром это пип..! Очередь до 20 часов! Если есть варианты, добирайтесь самолетом с автобусом». Предупреждение датировано 9 июня.
Что на самом деле? Поскольку мы уже в Крыму, то эксперимент проводим от обратного — сначала выезжаем, затем въезжаем. Мы без машины, но обещаем описывать мытарства и автомобилистов тоже.
Из центра Керчи до порта 14,5 километра, такси или маршрутка довозит за 20-25 минут. 8 июня, 11.00 часов, порт пустой. Очередей нет: ни для водителей машин, ни тем более для «безлошадных» пассажиров. Пусто и у билетных касс. Пассажирский билет стоит 162 рубля. Минимум формальностей. От прежних времен здесь остался таможенный терминал, арочные металлоискатели и прочие атрибуты границы. Но никто никого не проверяет. «Запрещенные вещи перевозите?». Честно говоря, я не знаю, что запрещено перевозить морем из России в Россию. Говорю, что ничего запрещенного нет. «Тогда не надо открывать сумку, мы вам верим. Счастливого пути!».
Выходим на пристань. Перед нами два парома: величественный «Ионас» и скромный «Ейск».
Паром. Керченский пролив. Фото с сайта prokerch.com
«Ейск» выглядит ветераном, 1988 года постройки, берет на борт 30 машин и до 170 пассажиров. Можно стоять на грузовой палубе, или подняться на пассажирскую площадку, там есть телевизор, но сидячих мест не больше двух десятков. По правому борту, если проявить настойчивость, можно отыскать туалет типа гальюн. Собственно, это все удобства.
«Ионас», который в мае был взят в Греции в аренду Минтрансом, фактически ровесник «Ейска»: спущен на воду в 1989 году. В прошлом году прошел реконструкцию. Берет на борт до 600 пассажиров и 170 машин на двух грузовых палубах. По слухам там европейский комфорт: кондиционеры, бары и пр. Качество парома на цену билета не влияет, выбираешь тот, что больше понравился.
Кого-либо, хоть отдаленно напоминающего диспетчера по посадке, на причале не находим. Поэтому обращаемся к первому встречному портовику: «Друг, какой из паромов отправится первым?».
«Ейск», конечно, — уверенно заверяет портовик. — Он уже загружен, а грек только встал под разгрузку«.
Что ж, поднимаемся на «Ейск». Минут через 10-15 «Ионас» неожиданно и очень бодро отчаливает, мы его провожаем недоуменным взглядами. Машин же в порту не осталось, вот грек и ушел пустым.
Наконец и мы загрузились, можно отходить, но по проливу величественно следует здоровенный сухогруз. Ожидание затягивается. Кстати, совет путешественникам: не пытайтесь на сайте порта вычислять время отплытия и прибытия, расписание имеет мало общего с реальностью. Как загрузитесь, так и отойдете. Время в пути тоже категория относительная: пролив можно пересечь и за 25 минут, а можно и за 35. Как повезет.
Мы прибываем в порт «Кавказ» через полчаса. И вот тут начинается... Автомобильная очередь на погрузку растянулась на километры. «Сколько стоите?» — спрашиваю у водителя первой машины. — «4 часа», — грустно отвечает. — Но это еще ничего, вчера друг звонил, он ждал 6 часов«.
В сотне метров от терминалов есть кафе, биотуалет, автобусная остановка. Нас встречают: водителя полиция пропустила в порт по встречке, но, забрав в залог техпаспорт: это чтобы не обманул, и под видом встречи пассажиров не попытался нахально въехать на паром без очереди.
Кстати, встречка здесь используется довольно интенсивно: водители договариваются между собой, отъезжают (в магазин, в туалет), возвращаются. Полиция относится с пониманием, не штрафует.
... Назад возвращаемся через два дня. Наш водитель мастерски находит параллельную дорогу к порту, заканчивающуюся тупиком. Отсюда пешком до причала полкилометра. Иду, попутно фиксируют регионы мечтающих попасть в Крым автолюбителей: Карачаево-Черкессия, Белгородская, Саратовская, Смоленская, Тюменская, Челябинская и Нижегородская области, Приморский край, Санкт-Петербург. Насчитал три машины из Москвы. А больше всего краснодарских и ростовских.
Время ожидания 10 июня: первая машина в очереди — 3 часа 15 минут, на пароме — 3 часа 30 минут.
Тяжело, но, по крайней мере, не 12. Вне очереди пропускают машины с беременными женщинами, детьми до года, ветеранами и инвалидами ВОВ. К сведению: грузовики через эту переправу не пускают, им дорога на паром Новороссийск — Феодосия. В Керчь — только автобусы и литерные большегрузы. При нас грузили несколько инкассаторских броневиков, которые, скорее всего, везли в Крым металлические монеты, которые здесь в жутком дефиците. Если в городах сдачу еще с трудом, но находят, то в крымских поселках с этим беда. В магазинчике на трассе мне за две пол-литровые банки рисового пива «Dao» 0,5 и бутылку «Короны» 0,65 литра насчитали — держитесь крепче — 75 рублей. Сторублевку разменять не смогли, поэтому вместо сдачи продавщица добавила пачку сока. Что тут сказать? Чтоб вы так жили.
Море теплое, погода отличная, все цены только в рублях (гривну можно купить-продать только через обменник) — в общем, народ в жесткой пробке на переправе хоть знает, из-за чего страдает.
О ценах. Вес машины на стоимость перевозки на пароме не влияет, главный критерий — длина. Если верить прайсам в билетных кассах по обе стороны Керченского пролива, то для легковых три тарифа: 1190, 1688 и 2486 рублей. В жизни все не совсем так, расчет более сложный. Перед мной в очереди водитель легковушки «Рено» пытался выяснить, почему с него требуют 2018 рублей: «В интернете я видел другие цены!». Кассир устало советует для выяснения подняться к начальнику на второй этаж. Естественно, никто туда не идет — да какие там разборки, побыстрей бы попасть на паром.
Ну а для пешеходов единственная очередь: в билетную кассу. В порту Керчи очередей нет в принципе. В порту «Кавказ» мы простояли минут десять, и то лишь из-за того, что касса и для людей и для авто — одна. Цена билетов в «Кавказе» та же, что и в Керчи: взрослый — 162 рубля, детский (до 12 лет) — 81 рубль. До 6 лет — бесплатно. За безбилетный проезд взимается штраф в пятикратном размере, если вдруг передумали плыть перед самым отправлением парома, то вернут 75 процентов.
Пассажирам, не обремененным авто, мест хватает практически на любом ближайшем пароме, даже если он под завязку забит машинами.
Цена вопроса
Стоимость перевозки автомобилей длиной до 4,2 метра — 1190 рублей, от 4,2 до 5,1 метра — 1688 рублей, свыше 5,1 метра — 2486 рублей. Прицепы длиной до 3 метров — 623 рубля, от 3,01 до 4,20 метра — 1069 рублей, от 4,21 до 5,10 метра — 1704 рубля, свыше 5,11 метра — 2267 рублей. Мотоциклы и скутеры без коляски — 462 рубля.
Scriptio: Виктор Васенин