
По последним оценкам ООН (2015 г.), Россия располагает свыше 10% общемировых запасов разнообразного сырья для производства биотопливных продуктов, но реальные возможности этой комплексной отрасли используются в РФ максимум на 15%. В противовес 35 странам дальнего зарубежья, включая до 10 "нефтегазовых" стран, где этот показатель - не ниже 60%...
Многие эксперты, российские и зарубежные, считают едва ли не главной причиной такой диспропорции - засилие нефтяного "лобби", не заинтересованного в сокращении своих доходов и на внутреннем рынке. И потому сдерживающего, прямо или косвенно, развитие и биотопливной индустрии, и соответствующего сектора машиностроения.
Тем временем, в означенных 35 странах - благодаря росту производства и использования биотопливных продуктов (в т.ч. биогаза) - за последние 10 лет совокупный уровень спроса на нефтетоплива понизился почти на 15%, автотранспортное загрязнение биосферы уменьшилось минимум на 15%, загрязнение биосферы отходами от АПК, лесопромышленности и коммунально-бытовыми понизилось более чем на 10%; соответственно, уровень цен на нефтетоплива сократился на 5 - 9% - ввиду растущей конкуренции с биотопливными и другими альтеративными энергопродуктами. Производство и сбыт которых, как и переналадка двигателей на эти виды топлива - кстати, не требующая значительных технических изменений и, значит, крупных затрат - прямо или косвенно дотируются государством в тех же (и других) странах.
Кстати, даже по производству пеллет (древесных гранул для топливообеспечения) РФ, располагая колоссальными сырьевыми и технологическими возможностями в этой сфере, минимум вдвое отстаёт от региона ЕС, от Канады и США...
Тем временем, в Литве, Латвии и Эстонии, например, новогодние ёлки и другие виды хвои в 2016-м будут использоваться, как и прежде, для производства пеллет; то же имеет место в Скандинавии, Восточной. Центральной, Западной Европе, Канаде, США, КНР, Японии, Новой Зеландии, Австралии, и не только...
В США, Канаде, КНР и Японии сохраняются высокие темпы перевода и авиатранспорта на биотопливные продукты; почти треть автобусного парка Лондона к 2018 году будет работать на биотопливе, снижая ежегодные выбросы в атмосферу британской столицы на 21000 тонн. Операторы Stagecoach и Metroline на днях подписали соглашение с Argent Energy на поставку биодизеля B20 - экологически чистой смеси дизтоплива с растительным маслом и/или жиром из сельхозотходов. К марту 2016-го почти 3000 из 8900 столичных автобусов будут оснащены оборудованием, работающим на этой смеси (B20). Сегодня в Лондоне курсируют 643 таких автобуса.
Лондонский автобусный парк потребляет около 240 млн. литров дизтоплива в год. С внедрением упомянутой технологи этот показатель сократится на 80-85 млн литров.
А, например, "нефтегазовый" Алжир уже добился таких достижений в технологиях по выработке и применению биотоплива (в этой стране растет на него спрос), что... они будут использоваться при сооружении в 2016-2017 гг. и эксплуатации крупного завода биоэтанола в юго-восточной Бразилии (см., например, http://rcc.ru/article/alzhir-i-braziliya-partnery-v-proizvodstve-etanola-52589 ). То есть, в стране, располагающей весомыми нефтегазовыми ресурсами, где, однако, впервые в мире перешли на промышленное производство и широкое использование биотоплива - ещё в середине 1970-х!..
"Многолетние проблемы с развитием биотопливной индустрии в России связаны и с тем, что нефтяные компании и их нефтетопливные подразделения вряд ли заинтересованы в конкуренции с биоэтанолом, биогазом, другими видами биотоплива. То есть, в снижении спроса на традиционные топливные, при этом дорогостоящие продукты, - пояснил мне Евгений Панцхава, эксперт Всероссийского комитета по возобновляемым источникам энергии. - Видимо, та же причина - среди основных и в секторах производства-использования газомоторных топлив, электромобилестроения в стране, в которых мы тоже пока отстаём от всё большего числа стран. Все эти альтернативы существенно удешевят и разнообразят энего-топливный рынок, не говоря уже об их высокой экологической значимости. Между тем комплексная, многопрофильная переработка растительного и смежного сырья, как и отходов его производства, как показывает мировой опыт, выгодна АПК и лесоиндустрии. В том числе, в плане их экологической эффективности и энерго-/топливообеспечения по низким ценам".
Эти показатели за 2007-2015 годы увеличились на 25%.
--
А.Чичкин