Интернет пестрит противоречивыми сообщениями о том, что сегодня происходит на ЗИЛе. Одни говорят, что «ЗИЛ мертв», другие – «что пациент еле дышит», третьи – «что территорию распродают под офисы»… Блогеры бросают крики о помощи – «как попасть на закрытую территорию?»
Одно из таких обращений поступило в приемную Татьяны Ломакиной, председателя правления благотворительного фонда «Зиловец». Именно благодаря ее усилиям, свыше 20 человек получили возможность попасть за главную проходную уникального и легендарного завода. Татьяна Ломакина провела экскурсию, рассказала о цехах завода, об уникальной коллекции бронированных лимузинов, о нашей гордости – «Синей птице», о перспективах производства, о некоторых моментах крупнейшего проекта по реновации бывшей промышленной территории.
Перемещаться по территории завода пришлось на микроавтобусе, ведь общая площадь гиганта составляет почти 300 га. Посетили автосборочный цех, в нем под будущую сборку грузовиков закуплены новые покрасочные камеры, большой станок лазерной резки, несколько разных роботов (режущих, точечной сварки и т.п.). Уже в этом году завод рассчитывает запустить производство новой модели грузовиков ЗИЛ-432940, оснащенных двигателем Минского моторного завода стандарта Евро-4.
Переместились в прессовый корпус: сегодня в его помещениях штамповкой деталей для импортных легковых автомобилей занимаетсясовместное предприятие ЗИЛа и японской корпорации IHI Corporation — ООО «Альфа Аутомотив Технолоджи».
Там нас попросили переодеться не только в спецодежду, но и переобуться в другую обувь на толстой резиновой подошве. Ходить можно было лишь по специальным зеленым дорожкам.
Под финал посетили гордость ЗИЛа — цех по производству автомобилей представительского класса, именно здесь собирались лимузины для первых лиц государства. Лимузины, производимые для гаража особого назначения, после десяти лет эксплуатации утилизировались, поэтому почти все экземпляры этой коллекции уникальны. В собственной коллекции цеха автомобилей представительского класса - ЗИС-115 1953 года выпуска. Это бронированная версия ЗИС-110, толщина его боковых стекол составляет 75 мм. Всего было выпущено 32 лимузина ЗИС-115, из которых сохранилось только четыре машины. На одном из таких автомобилей передвигался Иосиф Сталин.
Есть и модель вездеходного грузового автомобиля особого назначения ЗИЛ-49061 «Синяя Птица». «Синяя птица» - наша отечественная гордость, не имеющая аналогов в мире, - подчеркнула Татьяна Ломакина, некоторые космонавты обязаны таким моделям машин не только своим здоровьем, но и жизнью». Спасательный комплекс «490», в который входит амфибия ЗИЛ-49061 считается последней крупной разработкой. Амфибия может передвигаться буквально с черепашьей скоростью 0,86 км/ч или разгоняться до 80 км/ч ,преодолевая рвы до 2 метров шириной, штурмовать бездорожье в условиях лесисто-болотистой местности, двигаться по снежной целине и ходить по акваториям внутренних водоёмов. Для движения по водной глади служат гребные винты специальной конструкции, которые могут надежно работать на засоренных акваториях и при наличии водной растительности. Первый образец амфибии был построен 6 июня 1975 года, а в 1980 году она поступила на вооружение поисково-спасательных служб Военно-воздушных сил Министерства обороны. Весь комплекс получил прозвище «Синяя птица», из-за характерной синей окраски всех моделей машин, а также своего назначения – вовремя приходить на помощь космонавтам и людям, независимо от времени года, погодных условий и времени суток.
О некоторых моментах самого масштабного в Европе проекта по реорганизации промышленной зоны «ЗИЛ»
Нельзя, пусть даже и на экскурсии, обойти самый главный вопрос: «Что будет на месте легендарного гиганта?»
На территории ЗИЛа планируется создать новый глобальный и суперсовременный центр, включающий в себя жилую, социальную и деловую застройку.«Полуостров ЗИЛ» - так называется этот грандиозный проект. Совсем недавно, отмечает Т. Ломакина, мэр Сергей Собянин рассказал, что «на освобожденной от промышленных объектов территории создадут новый городской район, где будут проживать 30 тысяч жителей и смогут работать 45 тысяч человек». «Кроме того, на этой территории разместится крупнейший в России спортивный кластер. На его территории будет построен «Парк легенд» - грандиозный спортивный комплекс, который станет местом для занятий спортом, отдыха и развлечений.Здесь разместится Ледовый дворец с тремя аренами, Центр водных развлечений с секцией синхронного плавания, оздоровительный центр, конгресс-медиацентр, Музей хоккейной славы, а также офисы и гостиницы. Именно здесь разместятся представители Олимпийского комитета и Континентальной хоккейной лиги. Также здесь планируется офис одной из хоккейных команд КХЛ. Грандиозное строительство требует и модернизации транспортной инфраструктуры: новых станций метро, развязок, железнодорожных путей и перестройки местных транспортных дорог.
Так что, грандиозным, этот проект называют не зря!»- поясняет Т. Ломакина.
Экскурсия продолжалась почти 7 часов. «Приятно видеть активных и неравнодушных ребят, интересующихся историей нашего автомобилестроения и его будущим. Я обязательно продолжу диалог с интернет-аудиторией и сама буду активно участвовать в группах и блогах», - резюмировала Татьяна Ломакина.
Наталья Иванова