Вчерашний день первое лицо страны уделило одной из двух главных российских бед — дорогам. Сначала Владимир Путин посетил строящийся участок дороги на западе ближнего Подмосковья, а затем провел совещание по развитию транспортной инфраструктуры столичного региона.
Во время посещения строящегося Северного объезда Одинцово глава Росавтодора Сергей Кельбах сообщил президенту некоторые цифры: «Протяженность новой трассы составит 19,5 километра, ее введут в эксплуатацию в начале ноября. Можно будет ехать со скоростью 120 километров в час и в сутки пропускать 70-80 тысяч автомобилей». Любителям проехаться с ветерком придется за удовольствие раскошелиться: дорогу планируют сделать платной.
Говорят, объездная дорога мимо Одинцово нужна в первую очередь обитателям элитных коттеджей, потому что служит дублером перегруженного Рублевского шоссе и позволяет из районов Никольского сразу уйти во Внуково, без выезда на МКАД. Но никто не станет спорить, что пуск этого участка немедленно разгрузит транспортные магистрали на западе столицы, в том числе в районе МКАД.
Закончив с осмотром строящейся трассы, Владимир Путин провел совещание по развитию транспортной инфраструктуры Москвы и Подмосковья. В частности, он заявил: «Прошу правительство РФ считать проект пригородного сообщения Московского транспортного узла приоритетным на ближайшие пять-шесть лет и хочу отметить, что он станет одним из крупнейших мероприятий подобного рода в мире». Особое значение отводится ЦКАД (трасса протяженностью 339 км, которая пройдет по территории Подмосковья в 30-50 км от МКАД и будет достроена к 2025 году).
Во-первых, он согласился с предложением врио мэра Москвы Сергея Собянина создать штаб — комиссию или рабочую группу для координации строительства ЦКАД, — который будет собираться раз в полгода. Во-вторых, потребовал работать строго по графику и минимизировать ценовые риски проекта: «Понятно, что у каждого участка своя протяженность. Свои инвесторы, своя специфика и своя экономика. Чтобы проект был в целом успешен, нужен выверенный график запуска отдельных участков».
В-третьих, президент заострил внимание на недопустимости воровства на проекте стоимостью 300 млрд рублей. Глава государства заявил: «Необходимо жестко пресекать любые спекуляции и любые коррупционные схемы, попытки раздуть смету и под шумок нажиться на перепродаже земли».
Стоит заметить, что это серьезное предупреждение. Напомним: весной 2007 года, когда идея Северного объезда Одинцово дозревала в головах проектировщиков, министр транспорта Игорь Левитин уже жаловался, что землю, по которой пойдет дорога, скупили спекулянты. Строителям пришлось выкупать ее по тройной цене. Левитин официально заявлял, что стоимость проекта в результате аферы с землей выросла почти втрое!
Поскольку спекулянтов в нашей стране за последние шесть лет меньше не стало, есть основания предполагать, что и в случае со строительством ЦКАД бюджету придется покупать землю по двойной цене.
Хотя, учитывая серьезность проекта, не исключено, что президент Путин решит вопрос с землей в особом порядке — например, как в олимпийском Сочи. Ведь не далее как 21 июня, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, Путин назвал строительство ЦКАД одной из трех важнейших задач, стоящих перед страной: «Центральная кольцевая автомобильная дорога — это новый проект, который изменит всю логистику перевозок в европейской части Российской Федерации, свяжет центральные регионы страны, даст им новые возможности для развития, позволит разгрузить Москву от транзита, улучшить транспортную и экологическую обстановку самой столицы».
Кстати, напомню, что идея ЦКАД обсуждается последние 20 лет. Началу же строительства, как ни странно, мешали экономические интересы столицы. Дело в том, что Москва как крупнейший транспортный узел получает доход со всех инфраструктурных предприятий. С вводом же в эксплуатацию ЦКАД промышленные склады и ряд транспортных предприятий и баз передислоцируются в Подмосковье, которому и станут делать налоговые отчисления. Каким образом решили между собой этот вопрос Сергей Собянин и Андрей Воробьев, остается только догадываться. Однако Воробьев уже сказал на вчерашнем заседании, что «проект ЦКАД позволит удвоить валовый продукт Подмосковья».
В заключение президент призвал сделать стоимость проезда по ЦКАД доступной не только для представителей бизнеса, но и для простых граждан. На сегодняшний день предполагаемая цена составляет 1 рубль за 1 км. Не знаю, как вам, а мне эта цена кажется слегка завышенной.
Кстати: на совещании стало известно, что ЦКАД будут строить в две очереди. Четырехполосная дорога будет закончена к 2018 году, а к 2025-му ее расширят вдвое и доведут до шести-восьми полос.
Тема рыбалки в версии Сергея Собянина (Слайд шоу)