18 мая в ИА REGNUM состоялась пресс-конференция Русского Художественного Союза, призванного объединить патриотические силы отечественного искусства.
Русский Художественный Союз – принципиально новый тип творческого объединения. Его деятельность будет носить междисциплинарный характер (всего 12 направлений, включая искусствоведение и философию), а концепция подразумевает общую духовную и идеологическую платформу возрождения национальной идентичности.
Среди главных принципов РХС – традиционализм, православие, сохранение русского языка, внимание к актуальному искусству, сотрудничество с разнообразными структурами, включая государство, церковь, международные институции.
Отсутствие развитого символического поля, внятной культурной политики, авторитета современного искусства и художников мирового уровня свидетельствует об упадке творческой индустрии. Основатели Союза видят себя преемниками Общества Возрождения Художественной Руси, объединившего в 1915 г. представителей русской консервативной элиты и лучших художников русского «модерна» (Васнецова, Билибина, Рериха, Щусева и др.).
Сейчас в РХС входят более 40 человек, среди которых – архитекторы Андрей Анисимов и Алексей Комов, журналист Михаил Тюренков, правовед Евгений Тарло, продюсер Эдуард Бояков, режиссеры Алла Плоткина и Сергей Пускепалис, писатель Захар Прилепин и поэт Влад Маленко, декоратор Лариса Бравицкая, композитор Владимир Мартынов, музыкант Александр Ф. Скляр, художник Алексей Беляев-Гинтовт, актёр Андрей Мерзликин, заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета Елена Жосул, протоиерей Артемий Владимиров.
На пресс-конференции 18 мая создатели Союза выступили единым фронтом в защиту традиционных ценностей от засилья либеральной идеологии социал-дарвинизма. Выступающие провели блиц-анализ культурной ситуации и обнажили симптомы кризиса, затронувшего все сферы культуры – от системы понятий до одежды и быта.
Писатель Захар Прилепин подверг критике давление либеральной идеологии на культурную политику: литературные конкурсы, театральные постановки, кинематограф, издательское дело, а также не приватизацию понятия «интеллигенции» либеральным меньшинством.
Отдельное внимание было уделено на конференции визуальной культуре Русской Православной Церкви – традиционной законодательницы высокого стиля в архитектуре, живописи, прикладном искусстве. Директор Центра медиакоммуникаций Российского православного университета. Елена Жосул (Свято-Тихоновский университет) приветствовала РХС как долгожданную площадку для спокойного, адекватного диалога и соработничества с миром людей искусства, разделяющих традиционные ценности.
«Прежде всего, Русский Художественный Союз – это союз свободных художников. Мы не ангажированы, мы не выполняем чьей-то воли, чьего-то заказа кроме той воли и того заказа, который внутри, который связан творческим и нравственным императивом», – подчеркнул Эдуард Бояков.
«К нашему счастью, люди, которые собрались в нашем союзе, это люди единого мировоззрения. Если этот Союз станет христоцентричным, то, может быть, мы сможем вместе каким-то образом влиять на ту атмосферу, в которой мы живем, которая формирует наше художественное пространство, – заявила режиссер и продюсер Алла Плоткина.
В ближайших планах Союза – прием новых членов, создание собственного экспертного поля и проектной базы. Первый съезд назначен на осень 2017 года. С программными документами РХС можно познакомиться на официальном сайте Союза www.rh-soyuz.ru;
— Прежде всего Русский Художественный Союз — это союз свободных художников. Мы не ангажированы, мы не выполняем чей-то воли, чьего-то заказа кроме той воли и того заказа, который внутри, который связан творческим и нравственным императивом — отметил продюсер, театральный режиссёр и педагог Эдуард Бояков.
Одной из тем обсуждения стала работа по сохранению культурного наследия, с которой государство и общественные организации не справляются.
— Нужно усиливать работу по сохранению наследия. Причем сохранять наследие, разрушающиеся памятники истории культуры нужно используя какие-то современные технологии и проекты. Интересно подавать новую жизнь старых зданий. Мы сохраняем наследие, а наследие сохраняет нас, — подчеркнул архитектор Алексей Комов.
Также участники РХС рассказали о своей идеологии, которой будут руководствоваться, создавая свои проекты.
— Мы консерваторы, мы православные люди, мы русские люди. И, безусловно, русский православный консерватизм — это наша идеология. А если точнее — традиционализм, — заявил публицист, шеф-редактор телеканала «Царьград» Михаил Тюренков. Он обозначил деятельность Русского Художественного Союза как «реставрацию русского будущего».
Член межсоборного присутствия, заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета, советник председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Елена Жосул также вошла в состав Русского Художественного Союза.
— Церковь имеет право сегодня спокойно говорить и высказываться на поле культурной политики, защищая нравственные и духовные интересы своей паствы, своего общества и всех нас. И такая площадка для спокойного, адекватного, внятного диалога и соработничества с миром художников, с миром людей искусства, разделяющих наши традиционные ценности, нам давно была нужна, — заявила она.
Создатели Союза надеются, что со временем в него войдет «современная и прогрессивная художественная общественность».
http://foma.ru/v-moskve-sozdali-russkiy-hudozhestvennyiy-soyuz.html;
Более сорока деятелей культуры вступили в новую общественную организацию "Русский художественный союз", призванную защищать интересы России и традиционные ценности во всех сферах культуры, об этом на встрече с министром культуры РФ Владимиром Мединским рассказали писатель Захар Прилепин и создатель фестиваля "Золотая Маска" Эдуард Бояков.
"Сегодня было объявлено о создании общественной организации "Русский художественный союз", которая ставит своей целью защиту интересов Родины и традиционных ценностей в самых разных сферах культуры", — цитирует пресс-служба Минкультуры слова Прилепина.
По словам Боякова, первый съезд союза планируется провести осенью этого года.
Мединский поддержал создание союза, отметив, что ведомство в рамках своих полномочий готово оказать содействие организации. В ходе рабочей встречи Прилепин попросил главу Минкультуры также поддержать литературно-музыкальный фестиваль "Традиция", который впервые прошел в 2015 году. Писатель заметил, что организаторы хотят расширить возможности фестиваля и увеличить количество посетителей.
https://ria.ru/society/20170518/1494574872.html;
- Страна живет в имперском, патриотическом угаре, а в сфере культуры, в основных точках ее воздействия на общество – ничего не происходит. Там все принадлежит людям определенной генерации, из 90-х годов. Это очень четко показал конфликт с одним известным режиссером и неплохим актером, не буду его называть. Государство тут же принесло ему в клюве сумму, необходимую на развитие его театра. Точный порядок цифр я не помню – 200 миллионов, кажется. А на все документальное российское кино в год выделяется 300 миллионов рублей. Это неправильно. Есть множество других примеров, когда люди, работающие в совершенно разных творческих сферах, вплоть до архитектуры и дизайна, не попадают в сложившиеся схемы. Есть еще претензии иного порядка. После того, как в 1991 году был совершен либерально-демократический переворот, основные позиции в культуре были заняты этими персонажами. Простейший пример – музыкальные радиостанции, которые принципиально отказываются брать в ротацию музыкантов, контактирующих с Донбассом. Им могут отказать в участии в «Нашествии». Это заговор. Про себя я и не говорю, хотя меня сложно замолчать. Я знаю немало людей из мира кинематографа, которые, шепча на ухо, Донбасс поддерживают, но в публичную сферу это никогда не вынесут и туда не поедут. Это бред и абсурд! Страна решает свои задачи, которые поддерживает большинство населения, а в культуре все точно наоборот.
- Какая сверхцель у РСХ?
- Чтобы творческие люди согласно принципам демократии могли отстаивать свои убеждения.
- Власть вам дала какие-то авансы?
- Нет. Никто и не предлагал. Никто нам радостно навстречу не спешит. Мы не ищем симпатии власти, мы просто заявляем свою позицию.
- Какую?
- А она в самом названии обозначена – «Русский художественный союз». При всем уважении ко всем национальностям и религиям, союз этот русский и христианский. Но мы не собираемся создавать новый союз писателей, изначально «РСХ» - для людей всех творческих профессий.
- Вы уверены, что сможете создать серьезный духовный и творческий противовес, условно говоря, «поклонникам «Голубого сала»?
- Нет. Мы не создаем противовес. Есть пространство, есть ниша, которая в запустении. А те, кто любит «голубое сало», может есть его и дальше – мы им не будем мешать. Я до Донбасса практически без остановки передвигался по России. И знаю, что в каждом городе есть слой интеллигенции – от 300 до 800 человек, и «голубое сало» они не любят. И представления о жизни у них отличаются от представлений Людмилы Улицкой. Этим людям нужно зажечь маячок, чтобы они знали, что не одиноки. Они не в космосе.
https://www.kp.ru/daily/26679/3702725/;
Фото http://foma.ru/v-moskve-sozdali-russkiy-hudozhestvennyiy-soyuz.html;
Так писал "ЭкоГрад"
Безбрежное безрыбье патриотизма
Открытое письмо Захару Прилепину и Александру Торшину
Встреча с Захаром Прилепиным в пути
Захар Прилепин озвучил новую формулу украинского излома
Экологию сравнили с антипрогрессом в повестке дня года экологии 2017
Гражданская война, на которой одной из сторон можно всё — Украина 2016
Пора валить ПЕН, слитый политическими аутистами
Захар Прилепин – «Битва в пути» и премия в области культуры за 2016 год
СБУ завела уголовное дело на Захара Прилепина
Сталин бессмертен в затишье между артобстрелами
Майор Захар и политрук Евгений Прилепины