Самые уязвимые – папоротники, наиболее устойчивые – мхи: географы МГУ изучили влияние керосина на растительность

Самые уязвимые – папоротники, наиболее устойчивые – мхи: географы МГУ изучили влияние керосина на растительность - фото 1Ученые географического факультета МГУ изучили реакцию растительности в разных природных зонах на внесение керосина в почвы. Работы прошли в южной тайге Дальнего Востока (Амурская область), продолжаются в Европейской части России (Калужская область) и полупустынях Казахстана.

— Мы установили, что для южной тайги Дальнего Востока пороговый уровень загрязнения, приводящий через 1 год после внесения керосина к существенным изменениям в структуре различных растительных сообществ, находится в интервале между 5 и 25 г керосина на килограмм почвы. При этом лесные сообщества значительно уязвимее к воздействию керосина по сравнению с лугами и болотами в долинах рек, — рассказала руководитель работ, заведующий лабораторией экологической безопасности географического факультета МГУ Татьяна Королёва.

По скорости восстановления после загрязнения исследованные участки образуют следующий ряд: сырой луг > низинное болото > лиственный лес > смешанный лес. Выявлено, что сравнительно высокой устойчивостью к воздействию керосина обладают кустарнички, а низкой – папоротники. Это позволяет использовать папоротники в качестве биоиндикаторов загрязнения керосином.

Также специалисты географического факультета МГУ выявили высокую устойчивость мхов к воздействию керосина и успешное восстановление мохово-лишайникового покрова спустя 1 год даже при сильном загрязнении.

— Полученные результаты в дальнейшем могут быть использованы для оценки рисков загрязнения при строительстве объектов топливно-энергетического комплекса и транспортных систем. А также для оценки экологического ущерба при авариях, в процессе которых происходит разлив нефтепродуктов, — отметила Татьяна Королёва.

Напомним, что в последнее время такие аварии в России регистрируются ежегодно. К примеру, крупная утечка дизельного топлива произошла в Норильске в мае 2020 г., утечка более 44 тонн керосина — на Таймыре в июле 2020 г. В августе 2021 г. в Забайкальском крае произошла железнодорожная авария цистерн с керосином.

В настоящее время географы МГУ продолжают определять уровни и механизмы устойчивости экосистем к воздействию керосина. Осенью 2021 года ученые исследуют реакцию растительности южной тайги Европейской части России, а летом 2022 года — в полупустынях Казахстана.

Работы проводятся в рамках второго года реализации проекта РФФИ №19-29-05206 «Факторы и механизмы формирования адаптационной емкости почвенных экосистем гумидных и аридных ландшафтов к загрязнению керосиновыми топливами». Полные материалы исследования опубликованы в журнале Science of the Total Environment (Elsevier BV, Нидерланды) в номере 772.

Контактное лицо (не для публикации): Королева Татьяна Витальевна, зав.лабораторией экологической безопасности кафедры геохимии ландшафтов и географии почв географического факультета МГУ, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Самые уязвимые – папоротники, наиболее устойчивые – мхи: географы МГУ изучили влияние керосина на растительность - фото 2

Рис. 1. Воздействие керосина на травянистые растения смешанного леса. Левый ряд – площадки без внесения керосина, правый ряд – площадки с внесением керосина в нагрузке 25 г/кг. 1 и 4 – состояние площадок до внесения керосина; 2 и 5 – спустя месяц после внесения керосина; 3 и 6 – спустя 1 год после внесения керосина. Фото коллектива авторов, географический факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

 

Самые уязвимые – папоротники, наиболее устойчивые – мхи: географы МГУ изучили влияние керосина на растительность - фото 3

Рис. 2. Воздействие керосина на травянистые растения низинного болота. Левый ряд – площадки без внесения керосина, правый ряд – площадки с внесением керосина в нагрузке 25 г/кг. 1 и 4 – состояние площадок до внесения керосина; 2 и 5 – спустя месяц после внесения керосина; 3 и 6 – спустя 1 год после внесения керосина. Фото коллектива авторов, географический факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить