Виталий Рябцев: поминаем наше заповедное дело…

Виталий Рябцев: поминаем наше заповедное дело… - фото 111 января – неофициальный «день заповедников» (и национальных парков). Именно в этот день 105 лет назад был создан Баргузинский заповедник, начала создаваться отечественная заповедная система. Социальные сети полны поздравлений, благодарностей сподвижникам и энтузиастам. Но, честно говоря, следует «посыпать головы пеплом», а не поздравлять друг друга

Заповедная система – одно из важных достижений СССР, пережившая Великую Отечественную войну, удары от правительств Сталина (1951 г.) и Хрущева (1961), в корне извращена и почти уничтожена «рыночными» реформаторами. Лежащие в её основе заповедные принципы были отброшены, как ненужный мусор, заповедники и национальные парки из природоохранных учреждений трансформированы в коммерческие.

Основным видом деятельности которых стал туризм. Количество «посетителей» превратилось в главный показатель работы. Между тем, именно совокупность разновидностей «отдыха на природе» (включающее не только туризм, но и разнообразное собирательство даров природы, охоту и рыбалку) в нашу новую «рыночную» эпоху превратилась в один из основных факторов негативного антропогенного воздействия на дикую природу, включая биоразнообразие (особенно редких видов).

Это касается и территории ООПТ! На которые стараниями чиновников «открыты двери» всем желающим, и что еще хуже – туристическому бизнесу. Заповедники и нац. парки стали еще одним полигоном для коррупции. Особенно это касается нац. парков. Их границы пытаются менять в угоду «недропользователям». Внутри границ вовсю резвятся земельные аферисты и застройщики. Идет процесс «расзаповедования» заповедников. Их режим ослабляется, заповедники постепенно превращаются в нац. парки. Этому способствуют повсеместно созданные ФГБУ, объединяющие под одной крышей заповедники и национальные парки. Некоторые заповедники превращают в национальные парки сразу и быстро.

Пример – «Красноярские Столбы». Законодательные изменения проходили постепенно. Понемногу ослаблялся природоохранный режим ООПТ, их работа переводилась на «коммерческие рельсы», благодаря введению платы за посещение. Сотрудники заповедной системы, публично выразившие несогласие с «реформами» - показательно изгонялись. Например, в 2011 г. были «оптимизированы» сотрудники Прибайкальского национального парка и Приокско-Террасного заповедника (в основном научные сотрудники), посмевшие написать на имя Президента РФ письма о негативных явлениях в этих ООПТ и в заповедной системе в целом.

За последние 10-15 лет научные отделы во многих ООПТ были значительно сокращены. Заповедная наука являлась важнейшим элементом отечественной заповедной системы. Теперь осталась лишь её имитация, призванная обслуживать интересы «экологического туризма». Зато размножились «просвещенцы», юристы и «специалисты по закупкам» (в тех ООПТ, куда идет крупное «дополнительное финансирование»). Из представителей старого директорского корпуса, кому охрана природы важнее туризма, очень немногие сохранили свои посты, и только в тех ООПТ, которые московское начальство считает коммерчески малоперспективными. Работающие ныне специалисты, идущие на поводу коммерчески ориентированного начальства, не вызывают уважения и не заслуживают поздравлений. Заявляя, что без туризма природу не сохранить, что туризм сам по себе есть залог сохранения ООПТ – прекрасно осознают фальшь сказанного.

С нашим туризмом и турбизнесом, бесконтрольными и стихийными повсюду, включая и ОППТ, природу не сохранить. Но для самих «заповедных деятелей» туризм действительно выгоден и важен. Поэтому 11 января нужно не праздновать, а проводить поминки по безвременно умершему заповедному делу. Точнее – извращенному, замученному и убитому чиновниками/бизнесменами. Шансов на его возрождение в обозримом будущем нет.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить