В. Путин услышал – какие будут действия?

В. Путин услышал – какие будут действия? - фото 1Неоднократно журнал «ЭкоГрад» поднимал вопросы бедственного положения больших рек России и речного судоходства; на своих страницах предоставлял специалистам, экспертам слово для оценки сложившейся обстановки. Один из своих номеров, в котором раскрывается в том числе и эта тема, мы подарили Владимиру Путину, вручили лично в руки. Мудрые люди говорят: ничто не проходит бесследно. Думается, и наша скромная лепта в общем звучании тревоги не пропала даром.
15 августа состоялось заседание президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей. Председательствовал Владимир Путин.

 

Проблемы внутреннего водного транспорта в России появились, конечно, не сегодня и даже не вчера. С распадом СССР начался упадок речного флота и запустение судоходных рек. Торговые суда выходили из строя, а новые не поступали. Пассажирский флот еще кое-как держался, но и в нем ничего к лучшему не происходило – и возят по рекам любителей странствий и прогулок и поныне старые суденышки. В отрасль внутреннего водного транспорта никто не инвестировал из частного капитала (а если инвестировал, то крохи по сравнению с необходимостью), и государство, не очень-то стремясь к её развитию, средств не выделяло (или выделяло очень скромно). А между тем реки являются наиболее выгодным, а иногда единственным, путем для перевозки грузов в России. Поспорить с ними может разве что нефтяная труба как транспортное средство, но она сильно – понятное дело! – ограничена в ассортименте товара для перемещения.

В. Путин услышал – какие будут действия? - фото 2

В одно время в правительстве поговаривали о необходимости развивать флот и речное судостроительство (2014 г.). Но разговоры не перешли к делу. То ли решили, что проще закупать новые суда в Южной Корее, которая построила на своих берегах современные грандиозные верфи, то ли в суматохе с начинавшимся кризисом было не до этого, но «а воз и ныне там». Нет, какое-то мизерное количество судов появилось, но это – капля в большом бассейне внутренних водных путей. Если же кому-то захотелось бы спросить, почему так произошло, то он услышал бы одну и ту же «песню», которую мы знаем со времен 90-х: «Денег нет». Время шло, и вот – на дворе 2016-ый. Экономического облегчения не наступило, а средства передвижения по реке еще больше устарели: и технически, и морально, не говоря уже об износе металла, – и мы можем говорить, что состояние флота усугубилось. Как пассажирского, так и торгового.
Почему же сейчас вдруг привлекло внимание бедственное положение речного флота? Ответ очень прост: сложилось критическое положение, и дальше осталось только топить оставшиеся суда, как в «Гибели эскадры» Корнейчука, и затем забыть навсегда, что такое российский речной флот.
Сказать по правде, никто не верил в поворот дел флота в лучшую сторону. Потому что трудно верить в положительные изменения в сфере хозяйства в последние годы. Тем не менее ученые, экологи, простые работники флота стали высказываться по поводу рек и судоходства все чаще и строже. На страницах журнала «ЭкоГрад» только в прошлом номере (№7) было напечатано два материала, посвященных этой теме: доклад доктора географических наук, профессора Р.С. Чалова «Причины и последствия обмеления рек, и можно ли его предотвратить», а также статья «Экологическое состояние Цимлянского водохранилища» кандидата технических наук Владимира Шалимова (г. Волгодонск).

В. Путин услышал – какие будут действия? - фото 3

Но коль дело дошло до Президента, и он на всю Россию озвучил свою позицию, то будем надеятся, что слова наконец-то возымеют действие. В это очень хочется верить. Но а как оно все обернется в будущем – поживем увидим. В последнее время правительственные действия все больше вызывают споры и недоумения. Например, Канал имени Москвы. Это каскад сооружений – гидротехнических узлов, которые соединяют реки Волгу и Москву. Канал построен в 30-е годы, решив крупные вопросы транспортировки грузов и сделав столицу городом пяти морей. И не только речной флот и промышленность, строительство, торговля, военная безопасность выиграла от его появления. Мало кому известно, что к тридцатым годам прошлого века Москва-река обмелела так, что в некоторых местах у стен Кремля её можно было перейти вброд. И только приток водных ресурсов Волги через канал спас положение. Канал имени Москвы – грандиозное творение рук человеческих. Он построен так, что вода проходит не только вниз по течению, – на одном участке она поднимается даже в гору, и преодолевает её. Не через тоннели, а именно через гору. И движется дальше к столице.

Важность Канала имени Москвы переоценить трудно. И потому он был с первого же дня своего существования определен как стратегический объект.
Прежним правительствам, начиная с тридцатых годов и кончая нулевыми и десятыми, и в голову не приходило, что это может быть иначе. И вдруг год тому назад статус стратегического объекта у Канала имени Москвы забрали. Почему? Кажется, объяснили нехваткой средств на содержание. Впрочем, какая разница, чем объясняли: что не придумывай, а значение канала очевидно, равно как и опасность его разрушения. Не знаю, какое у правительства представление об этом крупном сооружении, о его значении и значимости – может, руководители страны спутали его с Мосводоканалом (впрочем, тоже имеющем колоссальное значение для столицы), но, не приняв в расчет никаких аргументов, убеждавших поостеречься совершать необдуманный поступок, все же исключили Канал имени Москвы из стратегических объектов. После этого урезали финансирование, стали сокращать сотрудников...
Хотелось бы спросить тех, кто принимал такое «решение», принесло ли это «благодеяние» (ибо все же делалось с благими намерениями) пользу стране, городу или кому-нибудь из жителей столицы, Подмосковья, России. Много ли сэкономили и на что употребили сэкономленное?..

В. Путин услышал – какие будут действия? - фото 4

Говоря о флоте, мы не можем не думать и о самой реке, о ее состоянии. Ушли в прошлое вместе с бывшей гордой и мощной страной мероприятия по очищению русла, укреплению берегов. В новой России на это никогда не было средств, а раз их нет – значит, из сердца вон.
Но насчет нехватки денег в государстве вериться с трудом. Раз страна не препятствует вывозить миллиарды в валюте немногочисленным персонам, стало быть, есть чем разбрасываться. Саботаж ли это, предательство – думайте, как хотите, но в правительстве нет слабоумных, которые бы не понимали, что происходит. Что же им мешает действовать? Или в собственном государстве перевелись правители, радеющие за него? Маловероятно. Так в чем же дело? Может, в карьеризме, который сильнее профессионализма, может, в безверии в свои силы, может, в пренебрежении государственным в угоду личному?.. Или, если взять в расчет, что в управление взяты лучшие представители (и специалисты) общества, – нет уже силы духа в народе?
Конечно, после перестройки (не к ночи будь помянута) у населения страны наступила апатия ко всему. Заводы, фабрики, суда быстро прибирались загребущими руками новых дельцов, брались в аренду акватории, а радеть за бывшее государственное имущество (или сданное в аренду) стало некому. За деньги – пожалуйста, но в пределах означенной суммы. Но богатые, как известно, тяжело расстаются с деньгами, а у государства их почему-то всегда не хватает, либо – как сейчас – оно старается избавиться от этих трудностей, передавая (за деньги или еще как-нибудь) свою собственность в частные руки. Да тут еще и повод для энтузиазма людей, которые должны непосредственно выполнять все работы, иссяк, и не заманишь никого призывами, как это водилось в советское время (Целина, БАМ и т.д.). В результате вышло: взялись новые хозяева за гуж... Хоть плач, хоть смейся. Но «увы, увы, слез более не стало – и смеха нет».

В. Путин услышал – какие будут действия? - фото 5

А между тем, по словам министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова, за последние три года падение грузооборота внутреннего водного транспорта составило более 18 миллиардов тонно-километров. Как следствие выросла нагрузка на автомобильный транспорт и, естественно, на дорожное полотно.
Старшее поколение водников сетует, припоминая, что по Волге большими потоками перевозили когда-то овощи, бахчевые, лес, металлопрокат, нефтепродукты, песок, щебень. А сейчас – далеко не так... То же самое и с Москвой-рекой, и другими...
Вернемся к проблемам рек, к их экологическому состоянию. Что сейчас происходит:
- интенсивное абразионное разрушение береговой линии и в результате заиливание дна;
- год от года понижается уровень воды;
- сбрасываются неочищенные сточные воды населенных пунктов;
- интенсивно развиваются цианобактерии (сине-зелёные водоросли) в летний период;
- снижается биопродуктивность рек и водохранилищ.
И вот что пишет инженер из Волгодонска кандидат технических наук Владимира Шалимов о Цимлянском водохранилище: «Следствием активного использования данного водного объекта, а также интенсивного хозяйственного освоения водосборного пространства, и, прежде всего, водоохранных зон является усиление негативного воздействия на его экосистему...»

В. Путин услышал – какие будут действия? - фото 6

По поводу обмеления рек доктор географических наук, профессора Р.С. Чалов объяснил так: «Сокращение или прекращение дноуглубительных работ, в основном эксплуатационных и ремонтно-восстановительных, ‒ главная причина так называемого «обмеления» рек. Происходит не их обмеление, а возвращение в исходное состояние (релаксация), которое идет с разной интенсивностью в зависимости от условий руслового режима рек. Ведь на основных реках Европейской части в бытовых условиях начала XX века глубины на перекатах снижались в межень до 60 см. И именно это ожидает наши реки при современном к ним отношении».
Печален итог долгого отсутствия внимания государства к насущным проблемам в сфере водных ресурсов страны, но появились надежды, что такое положение измениться, так как, судя по всему, Путин услышал глас народа.
Что же происходило на заседании президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей?

В. Путин услышал – какие будут действия? - фото 7

В своем выступлении президент рассказал о проблемах с реками и судоходством и признал, что «в Транспортной стратегии России до 2030 года отмечено значительное отставание водных путей по сравнению с другими видами транспорта».
Он предложил меры, которые нужно принять для того, чтобы решить проблемы этой важной сферы отечественной экономики, отметив самые важные направлениях:
– первое, преодоление инфраструктурных ограничений, связанных с обмелением рек;
– второе, достижение сбалансированности перевозок разными видами транспорта и, как результат, снижение не только бюджетных затрат, но и издержек грузоотправителей; развитие портовой инфраструктуры;
– третье, обновление речного флота.
Президент также обратил внимание на безопасность пассажирского речного флота.
Для исполнения объявленных мер, заметил Владимир Путин, «необходима координация работы ведомств». Для этого необходимо существование структуры, которая обладала бы такими полномочиями, а такая, по словам президента, – уже есть: «Это Правительственная комиссия по вопросам природопользования и охраны окружающей среды». Однако она
проблемами водных путей до сих пор не занималась, во всяко случае никаких заметных действий не предпринимала. И Путин выразил надежду, что текущий «президиум и его решения активизируют работу этой комиссии».
Выступавшие за президентом чиновники и общественники лишь подтверждали слова председателя заседания о состоянии дел с внутренними водными путями, соглашались с предложенными мерами. Было высказано несколько новых инициатив, связанных с изменением технического регламента и налогообложения.
В заключение Владимир Путин сказал:
«Важно, чтобы для всех участников экономической деятельности был понятен тренд того, что мы будем делать. Не резко, не жёстко, но чтобы было понятно, что Правительство будет действовать таким-то и таким-то образом. И чтобы все участники экономической деятельности были к этому готовы и заранее выстраивали свои планы. Вот это самое главное.
И второе. Нужно, конечно, все намеченные планы осуществлять.
Давайте мы доработаем сегодняшний проект решения в соответствии с предложениями, которые были высказаны участниками нашего сегодняшнего совещания, конечно, предварительно проработав их со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами».

Итак заседание президиума Госсовета окончено. Задания ясны. Осталось их распределить по исполнителям и дождаться, когда облеченные доверием и полномочиями люди начнут действовать.
А теперь о значении состоявшегося заседания. Созданы предпосылки для развития внутреннего водного транспорта, а попутно улучшения экологического состояния больших судоходных рек, водохранилищ. Этого долго ждали специалисты-водники, экономисты, экологи, промышленники и предприниматели. И, наконец, случилось. Несомненно все это повлияет на устранение многих насущных проблем экономики, поскольку в стране с такими огромными пространствами роль транспорта колоссальна. Да и роль экологии тоже, которой сейчас дается шанс на позитивные перемены. И странно видеть, что в СМИ это заседание освещалось вяло: показали фрагмент по ТВ, упомянули в интернете и успокоились. То есть отдали дань информации об очередном собрании кого-то с Президентом России – в рамках официальной хроники. А между тем состоявшееся заседание может повлиять на перелом в сфере транспорта и экономики России в лучшую сторону. Не упустить бы наметившуюся перспективу. Главное теперь – в действии исполнителей. И желательно, чтобы общественность и все заинтересованные лица, могли контролировать этот процесс, чтобы он не задохнулся от бумажной волокиты и чиновничьих препон. Не ушел, как вода в песок, в небытие из-за новых кампаний, вокруг которых будет подниматься ажиотаж, уводящий в сторону от тихого забвения настоящих проблем.

 

Юрий АНДРИЙЧУК

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить