Слюняев Игорь Министр регионального развития Российской Федерации

Слюняев Игорь Министр регионального развития Российской Федерации - фото 125 июня, особенный день, дважды в нашей истории в 1812 году и в 1941 году нам была объявлена война, именно в 1812 году началась отечественная война 812 года, потому что войска 600 тысячной армией Наполеона Бонапарта в этот день именно с западного направления пришла в Россию, и пришла как вы понимаете не обучать французскому языку и французскому этикету, пришла для того что убивать наших детей, насиловать наших женщин, разрушать наши храмы, но самое главное чем закончилась эта война, победой Русского оружия и Русского солдата.

 

 

{youtube}R22tmJ_0sTk{/youtube}

А в 1941 году именно 25 июня страна Сотилит гидровской Германии Финляндия тоже присоединилась к этой войне, которую потом мы называли или определяли, как Великую Отечественную войну, и тоже в этой войне победил Русский солдат. На 71 километре Невского шоссе, опять же Левников Владимир Иванович в 2002 году при моем непосредственном участии установил памятник воинам дорожникам, на мой взгляд уникальный памятник, он всегда благоустроен, там всегда живые цветы, рядышком появилась часовня, и вот наверно среда обитания, комплексный подход к развитию дорожного хозяйства, прилегающая инфраструктура поселков, отношение к памяти к истории родного отечества это то что должно быть характерно для всех наших решений на муниципальном, региональном уровне, на бизнес уровне, я считаю, что вот такой комплексный подход, такое отношение к родной земле, она вращает каждого человека живущего в нашей стране. Дорогие друзья, я рад тому, что мы сегодня обсуждаем тему, комплексного слоения территорий и новых подходов к вопросам жилищного строительства, потому что на сколько эффективно мы будем комплексно и эффективно осваивать территории, насколько тонким будет та грань, в рамках которой взаимодействует бизнес и государство и бизнес и общество зависит и социально экономическое развитие наших городов да и государства в целом. За последние годы мы уже неоднократно называли те цифры, отмечаем хорошую динамику в жилищном строительстве, мы ввели в прошлом году в 2012 году 65 миллионов квадратным метров жтлья, это в два раза больше, чем в 2000 году. Когда нам говорят, что наши планы там не реальные и их надо приземлять, связано с тем что бы строить 1 метр на одного человека в год, вот вам типичный пример, 2000 год и 2012 год, удалось за 12 лет увеличить темпы в строительстве, да причем динамика тоже имеет положительные тенденции, положительный тренд и в текущем году, 2013 году. Ипотека, мы отмечаем 15 летний юбилей и объем ипотечных кредитов превышает один триллион рублей, причем вклад строительного комплекса в валовый внутренний продукт Российской Федерации, тоже существенный, он вырос за последние годы до 7,5 до 8 процентов как утверждают эксперты. Вместе с тем, строим мы по прежнему мало и объемы жилищного строительства, если их разложить по инвесторам по структуре они нас не сильно радуют, вот те самые 65 миллионов квадратных метров жилья , это 50 процентов индивидуально жилищного строительства, оставшиеся 50 процентов, это многоквартирные дома, а вот на долю комплексного строительства приходится только 4 часть их общего объема жилищного строительства. Я уже говорил об этой цифре, нам необходимо для того, что бы удовлетворить платежный спрос не подорвав основу рынка, важно строить каких 145-146 миллионов квадратных метров в год и достичь этого пока можно только в том случае если выйдем на принципы комплексного строения территории. Когда мы перейдем от строительства квадратных метров к формированию жилой среды и формирование такой живой среды обеспечит высокие жизненные стандарты, будет способствовать созданию новых рабочих мест, они будут формироваться, такие формирования новые поселки, микрорайоны с учетом того, что будет перспектива, обеспечение новых территорий инфраструктуры, а так же мы параллельно будем создавать новые рабочие места. Дорогие друзья, с целью решения всех проблем, проблем расширения практики комплексного строения территории, мы проводим определенную работу совместно с федеральными органами власти, минрегион России, кустрой России, института развития, буквально на днях в рамках Санкт-Петербургского экономического форума были подписаны пилотные соглашения в рамках программы которая начала отражение в государственной программе доступное и комфортное жилье 5 по 5 с тремя субъектами федерации. Пермский край мы предполагаем построить почти миллион квадратных метров в Перми, в Омской области около миллиона квадратных метров и в Ярославской области 240 тысяч квадратных метров жилья, это только начало, предполагаем, что до конца года к этой программе подключится еще 30 субъектов федерации, начиная с 14 года она проведет такой массовый характер. Мы актуализируем региональные программы жилищного строительства на предмет включения в такие программы адресов земельных участков от целей жилищного строительства. Мы работаем над тем, что бы существовал единый порядок взаимодействия всех участников рынка и с этой целью совершенствуем законодательство, перед нами еще одна проблема повышения подвижности жителей нашей страны и конечно эту проблему можно решать только при наличии настоящего полноценного рынка жилья. Генеральные плавные поселения, напоминаю, что до конца текущего года до 31 декабря мы должны утвердить все ген планы муниципального образования и плана комплексного развития территории, причем очень важным элементом нашей плановой работы является формирование единой системы документооборотов стратегического планирования, эта цель посвящена гистп неплохая государственная система она уже эксплуатируется в нормальном режиме, но мы считаем что только первый шаг нашего стратегического планирования. Одним из основных звеньев системы стратегического планирования должна стать схема или стратегия пространственного развития Российской Федерации, в состав которой войдут две основные схемы, это схема расселения и схема размещения производительных сил, на основе этих документов мы должны пробовать различные подходы государственной политики, дифференцированные подходы в рамках общей идеологии в масштабах страны. В центральной части России важно подумать над тем, что наверно пришло время стимулировать деорбанизацию, громадная территория и не все должно быть в зоне высотной застройки, по тому как если проанализировать объем введенного жилья за последние годы на очень ограниченных круг субъекта Федерации, а точнее городов миллионников приходится порядка 40 процентов все вводимого в строй жилья, назову эти регионы Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодар, Рязань, Казань, Ростов-на-Дону, вот на эти 6 субъектов федерации приходится 37 процентов жилья введенного в эксплуатацию в 2012 году. В Сибири и на Дальнем Востоке стоит задача формирования новых точек экономического роста при концентрации населения вдоль границы побережья и это должны быть направления стратегии и программы развития территории отраслей, меры стимулирования жилищного строительства и развитие промышленности строительных материалов, а так же программы переселения статичников и другие механизмы которые успешно пробированы в нашей стране. Одним из ключевых инструментов в комплексного строения территории должно стать развитие агломерации, как показывает мировой опыт центр высоких технологий формируется там, где плотность населения составляет 300-350 человек на квадратный километр, агломерации обеспечивают экономическую связанность с территорией, а так же помогают комплексно балансированно развивать инфраструктуру. К сожалению сегодня эффективное пространственное управление сдерживается многими административными барьерами, отсутствием специального правового регулирования и не системными мерами государственной поддержки, в частности вопрос снятия административных ограничений и барьеров в строительстве эти задачи, которые мы решаем совместно с Леонидом Козинец с предпринимателями, и я думаю, что эти проблемы обсудить в рамках сегодняшнего форума. На решение этих и многих других задач, нацеленный на регион России и я рад тому что совместно с коллегами представителями ведомств, бизнеса, мы вместе реализуем дорожную карту по улучшению предпринимательского климата для строительства, сейчас она актуализированна эта карта, ближайшее время будет утверждена правительством, и самое главное наша задача, сделать строительный бизнес привлекательной Российскую Федерацию поднять в ее рейтинговой позиции с 178 места в текущем году до 40 места в 2018 году. Ну если говорить о дуль бизнес вот такие вот такие показатели, мы предполагаем сократить количество административных процедур в строительстве с 51 до 11, а количество дней на согласование с документацией с 423 до 56 и затраты на строительство на душу населения со 184 процентов до 101. Однако я должен отметить, то что многие субъекты Федерации не дожидаясь наших системных мер на федеральном уровне по снятию административных барьеров в полне успешно реализуют подобные программы в частности Ульяновская губерния, Белгородские губернии, Костромская область. До конца текущего года будут оптимизированы требования к составу и содержанию проектностных документаций, мы предлагаем сократить перечень особо опасных и технически сложных объектов, установим отдельные виды подготовительных работ, которые будут выполняться до получения разрешения на строительство. Анализ показывает что все это реально, легко достижимо, все что необходимо, это настойчивость и конечно квалифицированная работа всех институтов законодательной власти, исполнительной власти, субъектов федерации и конечно же бизнеса. Кстати комплексное освоение территории это еще и серьезная экономия средств на стадии эксплуатации жилого фонда, потому что не только новые инженерные сети современного технологии, это еще и координации всех служб и систем которые работают в части эксплуатации, зданий и сооружений. И есть тому примеры, совсем недавно я посещал микрорайон академический в Екатеринбурге, один из лучших регионов, где даже в условиях ежегодного роста тарифов, размер совокупного платежа не увеличивается за коммунальные услуги за последние три года. Вот очень хороший пример, оказывается можем. Я очень надеюсь, что по итогам сегодняшнего совещания мы выработаем конкретные рекомендации , которые будут стимулировать рынок жилищного строительства, помогут нам тиражировать положительные практики в вопросах комплексного освоения территории. Первая проблема конечно же у нас нет подходов и нет документов стратегического порядка и о той самой пресловутой схеме пространственного развития Российской Федерации, мы не понимаем как будет развиваться Россия, куда она будет развиваться, что такое схема расселения и как будут размещаться производительные силы. Это означает, что нам крайне необходимо, срочно принимать закон о стратегическом планировании и проект такого закона внесен в государево думу. Во вторых, я скажу что в регионе в том числе у нас нет надлежащей координации между нашими программами государственными, целевыми , региональными, а так же между институтами развития. Посмотрите, что происходит, если нанести на карту Российской Федерации мероприятий и объекты, которые мы создаем по линии, АЖК фонды содействия реформирования ЖК, РЖС по линии чистой воды , доступного комфортного жилья, сейсмоустойчивости и так далее, получится такой очень не очевидный, не равномерный бутерброд, где масло размещается непонятно где и как, а если еще добавить к этому бутерброду программу естественный монаполистов, ресурса снабжающих организаций, те самые организации которые формируют теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и так далее, то вот такая координация она все менее очевидна, а если добавить еще и программу федеральных органов власти, создание социальной инфраструктуры, детских садов, школ, поликлиник и так далее. Кажется что комплексное развитие территории , это не более того, чем наша с вами хотелка, это тоже проблема стратегического характера. Законотворчество, вот так получилось, что мы действительно идем по пути бесконечного совершенствования нормативно правовой базы , и даже под институтом развития мы формируем отдельное законодательство, вот если внимательно прочитать, чем руководствуется федеральное правительство, это один набор законов , как живет фонд РЖС это совершенно иной набор законов, а фонд содействия реформирования ЖКХ живет по своим совершенно не зависимым законам, от того, что влияет на наши цели и установки и результаты нашей работы. Дольше, конечно избыточные требования, у нас получается как, у кого есть расходные полномочия, есть деньги в бюджете , тот и формирует технические условия для застройщиков, строителей, подрядных организаций , это изыточные требования по санпинам, это противопожарные требования, это масса вопросов которые ложаться дополнительной финансовой нагрузкой нам на тот самый квадратный метр который мы пытаемся сделать доступным и вот осмыслить происходящее в части нормотворческом тоже нам необходимо, потому что если мы говорим о комплексном развитии России и подход вполне законотворчества должен быть комплексным, потому что включает в себя, единую нормативную базу, единый подход по подзаконным актам, модель регионального и муниципального уровня, вот тогда это будет комплексное развитие Российской Федерации. Неопределенны основные базовые понятия , попытайтесь найти где-нибудь в законодательстве, что такое жилье эконом класса, вы этого не найдете, попытайтесь найти в законодательстве что такое себестоимость жилищного строительства или квадратного метра, вы этого не найдете, попытайтесь понять что такое доступность и комфортность с точки зрения закона для того жилья которое мы строим, вы этих понятий не найдете, какой комплекс на развитие может быть, вот я очень хотел бы, что бы итогом нашей сегодняшней конференции , комплексного освоения территории, приоритеное направление развития жилищного строительства, эти проблемы тоже нашли отражение, задавайте вопросы, ставьте эти вопросы перед федеральными органами власти, перед институтами развития, давайте совместно их решать, иначе наше комплексное развитие останется только лозунгом. Прежде чем идти по пути реформирования любой отрасли, ну возьмем например ЖКХ, необходимо выработать стратегию понимать где мы находимся и куда мы идем, известная пропорция, формула, анализ, синтез, результат, для того, что бы достичь поставленных задач, в части реформирования ЖКХ нам необходима программа ил программы реформирования, а то получается так, что говорим о реформе, а реформа эта вылилась в то, что мы приняли громадное количество законов, под законных актов, которые сейчас вступают в противоречие друг с другом, а итог сомнительный, тариф растет, совокупный платеж растет, основные фонды выбывают, а качество услуг остается мягко говоря не хорошим, то есть стратегия нужна, нужна, программа или программы нужны, нужны, а дальше вопрос финансирования, понятно что не все нужно перекладывать на бюджетную систему Российской Федерации , но вопрос в формировании условий , вот такой же необходим подход нам и в вопросах жилищного строительства и комплексного развития территорий, анализ, синтез, результат, стратегия, программа, финансы, привлечения средств рынка, создания надлежащих условий, вот то над чем работает сегодня мин регион, это несколько меняет наше ощущение, я скажу вам, вот бывая в субъектах федерации , часто посещаю наши объекты капитальных вложений, там на самом деле не все благополучно , значение сегодня по кап вложениям в отношении ввп не превышает 2 процентов, это очень мало, будущее страны это мосты, дороги, путепроводы, туннели, заводы, фабрики и так далее и когда 2 процента от ввп инвестиционное составляющего, все остальное текущие расходы это не правильно и этому надо противодействовать, как, увеличивать объем помощи по линии бюджетной системы и формировать условия для привлечения средств рынка, вот этим занимается Леонид Козинец мы ему помогаем в этом направлении. Но вот любая проблема, которую мы пытаемся решать , должна начинаться с элементарных базовых вещей, с анализа где мы находимся и куда ы идем. Поддерживая схему размещения производительных сил понятно, что эта схема должна быть жестко алгоритмирована , я так же как и вы в своей работе упираюсь на точку зрения специалистов, причем теми стратегическими планирования и территориального развития мы посвятили первую коллегию под эгидой министра регионального развития Игоря Слюняева вот Чугуревская Ирина Станиславовна, знаете ее нет, квалифицированный толковый специалист, я во многом полагаюсь на ее точку зрения, необходима технологическая схема, значит надо сформировать ее и поправлять градостроительный кодекс, но это наше совместное решение, потому что очень часто получается так что, помните как у Чаадаева законы в России, считают только законодатели, а исполняет их только, сами знаете кто, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин суровость Российских законов, компенсируется повсеместным их не исполнением, а народ наш мудрый, многонациональный придумал такую поговорку «закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло», вот этого допускать нельзя. В отношении проектов повторного применения, я вам скажу, что мы с экспертами оцениваем от 10 до 15 процентов экономии сметной стоимости объектов, возможно за счет применения проектов, повторного применения, причем начали с того, куда идет бюджетная копейка, мы считаем что если бюджет или бюджетная система единожды оплатила проект или технологическое решение в составе сложного проекта , это означает, что все остальные должны пользоваться подобными решениями бесплатно, но пока это наши хотелки, мы приказами мин региона сформировали банк данных проектов повторного применения, однако создать правовые условия, потому что вступаю авторские и смежные права, есть нормы гражданского права, пока не сформированных, я очень надеюсь, что при помощи вас, при помощи экспертного сообщества , при активном участии субъектов Федерации не очень богатых, но которые точно так же нуждаются в детских садах, больницах, школах, в доступном комфортном жилье , мы сможем с вами создать правовые условия для применения проектов повторного применения, по этому до конца года такая задача стоит перед мин регионом. Пока начали с того, что проанализировали перинатальные центры, там тоже чудеса, когда считаешь на одного пациента или на один квадратный метр разница в разы, начали с детских садов, школ и так далее, взяли подведомственные курированные организации мин региона, у них тоже до фига чего на проектировано и пытаемся это тиражировать передавая бесплатно, но важно сформировать правовые условия, потому что одним приказом создания банка данных эту проблему не решить. По ипотеки на самом деле Алтайский край, это успешный регион, толковая команда и губернатор толковый Карлин Александр Богданович, я вам скажу, что надо посмотреть опыт жилищных кооперативов на Белгородской губернии, та они плохо работают, это первый момент, второй момент, где ипотека идет успешна, там где региональные бюджеты, когда муниципальные берут на себя расходы как пример 50 процентов от первоначального взноса, это делает более доступным любую ипотеку, с другой стороны частичное субсидирование процентных ставок, потому что мы все в поисках дешевых и длинных денег. А они сами по себе не возникают, кто то должен компенсировать выпадающие доходы финансовым кредитным учреждениям и вот наша задача на самом деле найти такие инструменты которые позволяют брать на бюджетную систему частичную нагрузку по компенсации ипотечных платежей, а вот первоначальный платеж, это то же полномочия региона, но опыт прекрасен и многообразен, нельзя применять одну схему в масштабах Российской Федерации, то, что делает Проверман Александр это приемлемо в одной ситуации, то что делает Савченко в Белгороде это другая ситуация, а вы должны знать эти инструменты и применять их на своей территории. Наша задача создавать условия, что бы вы могли такие инструменты применять, мой подход в том и заключается, что жилье должно быть разным и индивидуальным и многоквартирные дома, таунхаусы, оно должно быть качественным и доступным по цене, это первый момент, второй момент, наверно вы правы потому что работая со вторичным рынком, как правило мы пополняем ветхие, а потом и аварийный жилой фонд, это касается тех категорий граждан которые имеют право на получения жилья и по этому мой подход профессиональный заключается в том, что если мы направляем какие-нибудь средства, то мы должны давать, качественное жилье, ограничить его по цене и стимулировать рынок жилищного строительства, преимущество должно быть отдано первичному рынку. Получается сегодня иначе, жилищные субсидии, жилищный сертификаты, как правило они все уходят на вторичный рынок и это на мой взгляд не правильно, по этому мы в поисках моделей решения, для того что бы больше строить малоэтажного жилья, раз, и во вторых что бы это жилье вы брали при мерах господдержка с первичного рынка. Во первых отмечаю, что вы выбрали лучшее место с точки зрения инвестклимота строительства, к ним относится и Ульяновск и Самара и конечно же Калуга, во вторых нам важна ваша точка зрения по-скольку вот те избыточные требования застройщику к инвестору, они и нас смущают, потому что оборачивается дороговизной квадратным метром на первичном рынке, в третьих я готов создать такую рабочую группу и сделать это немедленно, потому что подобные избыточные требования надо снимать законодательно, а мое отношение, я об этом сказал, что комплексный подход необходим, там где детские сады, там и школа, там и комплексная застройка новых территорий, но понятно что не в полном объеме, частично хотя бы, там и программа РЖС, там программа фонда содействия реформирования ЖКХ где это необходимо, там доступное комфортное жилье и чистая вода, вот это и есть комплексность, пока она остается только на словах. Объекты социальной сферы и дорожного хозяйства ложиться не должны, может быть разные варианты сотрудничества, отложенный платеж, рассроченный платеж, выкуп муниципалитета субъектами федерации, включение в состав программы при условии что вы передадите по себестоимости, я такое поручение уже вот Левдикову Владимиру Ивановичу дал правда проблема с его реализацией, потому что давал ее пол года назад, найти схему связанную с тем каким образом введеные в эксплуатацию объекты социальной сферы, передавать потом не региональный или муниципальный уровень, при финансовой поддержке, что бы такие проблемы не повторялись, на аналогичной Воронежской губернии мы должны быть открыты в части там локальных каких то решений, ка этого достичь, через публичность процедур, ведь все что касается территориального планирования, стратегического развития, предполагает и экологические слушания, и общественные слушания, люди должны на стадии выработки решения принимать активное участие в выработке такого решения, а иначе получается, то, что получается. И мы говорим о том, что наши коллеги в минтрансе, в минэнерго, в ООО РЖД, в росавтодоре, должны точно так же как и минрегион мыслить стратегически, причем у нас пять схем сегодня готово, три принято, две в высокой степени готовности, две на стадии подготовки.

 

25-26 июня 2013 года в доме отдыха в поселке Дорохово Рузского района Московской области прошло Всероссийское совещание «Комплексное освоение территорий – приоритетное направление развития жилищного строительства в России. Прямой диалог власти и бизнеса». Организаторами мероприятия выступили Министерство регионального развития РФ, «Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства» (НАМИКС) и Госстрой.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить