Профессор Р.С. Чалов: «В этом состоит главная опасность!»

Профессор Р.С. Чалов: «В этом состоит главная опасность!» - фото 1В середине августа 2016 г. состоялось заседание президиума Госсовета по вопросам внутреннего водного транспорта России. Председателем был Владимир Путин. На мероприятии Президент России высказал свое видение проблем по обсуждаемой теме и предложил принять конкретные меры. Его предложения, направленные на улучшения ситуации на речном флоте и в экологии судоходных рек, поддержали безоговорочно все участники заседания. И вот прошел месяц. Что-то изменилось?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это событие стало важнейшим мероприятием как для развития транспорта, так и экологии страны. Прошел месяц со дня заседания. Приподнявшиеся страсти вокруг проблем, связанных с большими реками, каналами и судоходством, постепенно угасли, началась рутинная работа.
Мы попросили лауреата премии Правительства РФ, заслуженного профессора Московского университета, доктора географических наук, профессор Р.С. Чалова прокомментировать проведенное в Волгограде заседание и возможные перспективы мер, прозвучавших на нем.

– Значение заседания. Можем ли мы говорить, что «процесс пошел»?

– Сама постановка вопроса обнадёживает: у руководства страны проявился интерес к самому экологически чистому и экономически выгодному виду путей сообщения.

Профессор Р.С. Чалов: «В этом состоит главная опасность!» - фото 2

Но говорить, что «процесс пошел» пока преждевременно. Об этом можно будет судить, когда будут приняты конкретные решения по развитию внутренних водных путей сообщения. К сожалению в памяти президентская программа по развитию внутренних водных путей до 2010 г., принятая в 1995 г, которая была «выполнена с «точность наоборот».

– Все ли вопросы, проблемы, темы охвачены или что-то упущено?

– В основном акценты сделаны на два гидротехнических сооружения – на Дону и на Волге. Вопросы восстановления дноуглубления, повышения гарантированных глубин на свободных реках до уровня 1980-х годов, обеспечения необходимым техническим флотом (а он был утрачен за последние 25 лет) и кадрами должного освещения не нашли. Также основное внимание было уделено рекам ЕТР и Единой глубоководной системе, а реки Севера ЕТР, Сибири и Дальнего Востока остались за рамками обсуждения, или были о них лишь общие слова.
Остались неясными вопросы финансирования, перевода потока грузов на речной транспорт и повышения заинтересованности перевозчиков в развитии водных путей и переключения на них грузопотоков с автомобильного и железнодорожного транспорта. А без этого водные пути развития не получат.

Профессор Р.С. Чалов: «В этом состоит главная опасность!» - фото 3

 

– Достаточно ли тех мер, которые предложил Президент и другие заседатели?

– О мерах можно будет говорить тогда, когда появятся (а если они уже есть – с ними ознакомиться) соответствующие высказанным пожеланиям конкретные решения.

– Можно ли эти меры осуществить, и сколько времени потребуется на претворение их в жизнь. Когда будет ощутима польза?

– Ответ тот же, что по вопросу 4. Следует учитывать, что за 30 лет произошло разрушение внутренних водных путей, и сейчас требуется их восстановление. Надо понимать, что любое сооружение, прорезь и т.д. требуют ухода и своевременного ремонта. 30 лет ничего не делалось, и при современном положении отрасли можно только с трудом поддерживать водные пути в том состоянии, в котором они находятся.

Профессор Р.С. Чалов: «В этом состоит главная опасность!» - фото 4

– Существует ли комплексный проект для исполнения президентского задания на оздоровления рек? А если нет, то когда появится?

– Мне не известно.

– Будет ли участвовать Ваш институт в исполнении мер, озвученных Путиным, или в разработке проекта? Будете ли участвовать Вы лично?

– Если будет проект (или программа) научно-исследовательская лаборатория эрозии почв и русловых процессов им. Н.И. Маккавеева МГУ имени М.В. Ломоносова и я лично безусловно будем принимать участие в реализации тех мер, которые связаны с русловыми процессами на реках. Однако этому может препятствовать пресловутый закон о закупках и тендерная система получения заказов на работу: во-первых, выигрывают конкурс зачастую фирмы некомпетентные; во-вторых, прохождение конкурса и открытие финансирования работ столь медленно, что не остаётся времени на выполнение исследований; в-третьих, даются сроки выполнения в 2-3 раза меньшие реально нужных для выполнения работ на высоком уровне, что неизбежно приводит в лучшем случае к снижению качества результата работ.

Профессор Р.С. Чалов: «В этом состоит главная опасность!» - фото 5

– Существуют ли альтернативные, уже готовые, проекты?

– Мне не известно.

– Откуда будут финансироваться мероприятия по оздоровлению рек?

– Финансировать должны государство, судоходные компании и те фирмы, которые переключат свои грузопотоки на водный транспорт.

– Окажут ли меры по оздоровлению рек на экологию?

– Безусловно.

– Кто будет исполнителем мер? Наши или зарубежные компании?

– В первую очередь – российские компании. Зарубежные следует привлекать к пограничным рекам (Амур – Китай), трансграничным рекам (Иртыш и Урал – Казахстан, Днепр - Беларусь и Украина).

– Есть ли у России необходимая техника?

– В 1990 г. в России было всё, сейчас нет почти ничего. С имеющейся техникой даже современное состояние поддерживать почти невозможно.

– Верите ли Вы, что все сказанное Президентом не увязнет в бесконечных согласованиях, бумажной волоките, в препонах чиновников и прочем, что сводит все благие намерения на нет?

– В этом состоит главная опасность!

 

Вопросы задал
Юрий АНДРИЙЧУК

Фото Дмитрия ПОТАПОВА

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить