Проект федерального закона «Об особых условиях использования территорий в границах пригородных зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности» («О Зелёном щите города и городской агломерации») (упрощённая версия)

 Проект федерального закона «Об особых условиях использования территорий в границах пригородных зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности» («О Зелёном щите города и городской агломерации») (упрощённая версия) - фото 1

Вариант 2 предложенной рабочей версии законопроекта от авторов инициативы "Зелёный щит"

 

Настоящий проект основного законодательного акта разработан в форме базовых тезисов, уложенных в предполагаемую структуру законопроекта. Настоящая версия законопроекта  представляет собой упрощённый вариант законопроекта, в котором минимизировано количество новых терминов и конструкций.

К настоящему проекту прилагаются также следующие материалы:

  1. Комментарий к инициативе ОНФ о создании «Зелёного щита» Москвы и Подмосковья.
  2. Тезисы Б.Л. Самойлова об усилении урбанизации столичного региона и его экологической безопасности.
  3. Основные данные по Лесопарковому защитному поясу (ЛПЗП) Москвы.

Формат законопроекта

Проект самостоятельного федерального закона, с переходными положениями.

Наименование федерального закона

Федеральный закон «Об особых условиях использования территорий в границах пригородных зон и городских агломераций со специальными режимами обеспечения экологической безопасности»

В вариантах наименования настоящего федерального закона вместо слов и словосочетаний «крупный город», «городская агломерация», возможно использовать термин «пригородная зона». Далее данная территория, для доступности к восприятию формулировок законопроекта, будет называться также «Зелёный щит».

Структура (принципиальная схема) закона

  1. Основные положения.
  2. Термины и определения.
  3. Ландшафтно-экологическая организация территории в границах «Зелёного щита».
  4. Особые условия использования территорий в границах «Зелёного щита».
  5. Особенности регулирования земельных отношений, охраны и использования земель в границах «Зелёного щита».
  6. Особенности осуществления градостроительной деятельности и территориального планирования в границах «Зелёного щита».
  7. Особенности использования, охраны и воспроизводства лесов в границах «Зелёного щита».
  8. Особенности создания, охраны и содержания зелёных насаждений на землях общего пользования в границах «Зелёного щита».
  9. Особенности использования и охраны поверхностных и подземных вод в границах «Зелёного щита».
  10. Особенности использования и охраны объектов растительного и животного мира в границах «Зелёного щита».
  11. Особенности охраны почв в границах «Зелёного щита».
  12. Особенности использования и охраны участков недр в границах «Зелёного щита».
  13. Особенности сохранения рекреационных и эстетических свойств (качеств) ландшафтов в границах «Зелёного щита».
  14. Особенности организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в границах «Зелёного щита».
  15. Особенности ведения государственного кадастра недвижимости, проведения землеустройства и осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в границах «Зелёного щита».
  16. Мониторинг градостроительного освоения территорий в границах «Зелёного щита». Государственный реестр элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита».
  17. Полномочия федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с обеспечением особого режима экологической безопасности в пригородных зонах городов и городских агломераций.
  18. Ответственность за нарушение законодательства «О Зелёном щите».
  19. Переходные положения (вступление в силу федерального закона «О Зелёном щите»).

Содержание законопроекта

  1. Основные положения.
    1. Настоящим федеральным законом устанавливаются особенности использования и охраны территорий (земель, земельных участков, лесов, объектов растительного и животного мира, поверхностных и подземных вод, почв, участков недр, иных природных и природоподобных компонент и свойств окружающей среды, природных ресурсов) в границах зон, в отношении которых устанавливается специальный режим обеспечения экологической безопасности городов и городских агломераций (в пригородных зонах со специальным режимом обеспечения экологической безопасности – в границах «Зелёного щита»).
    2. «Зелёный щит» (пригородная зона со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) – территория вблизи крупного города и (или) в пределах городской агломерации (с повышенным уровнем урбанизации), в границах которой устанавливаются особые режимы осуществления хозяйственной (в т.ч. градостроительной) деятельности, определяются особенности использования и оборота земель и земельных участков, использования, защиты и воспроизводства лесов, охраны поверхностных и подземных вод, почв, участков недр, использования и охраны объектов растительного и животного мира и других экологически значимых компонент и свойств природной среды с целью сохранения важных средообразующих и средозащитных компонент природной среды и типичных для соответствующей природной зоны ландшафтов, а также с целью создания условий для устойчивого экологически сбалансированного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
    3. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с особенностями осуществления хозяйственной (в т.ч. градостроительной) деятельности, использованием, охраной и оборотом земель и земельных участков, использованием, защитой и воспроизводством лесов, созданием и содержанием зелёных насаждений на землях общего пользования, использованием и охраной поверхностных и подземных вод, использованием и охраной объектов растительного и животного мира, почв, участков недр, особенностями сохранения рекреационных и эстетических свойств (качеств) ландшафтов, особенностями организации и функционирования системы особо охраняемых природных территорий, особенностями ведения государственного кадастра недвижимости, проведения землеустройства и осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
    4. Законодательство Российской Федерации о «Зелёном щите» (об особых условиях использования территорий в границах пригородных зон со специальными режимами обеспечения экологической безопасности) основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
    5. Отношения, возникающие при использовании, охране и обороте земель и земельных участков, осуществлении градостроительной деятельности, использовании, защите и воспроизводстве лесов, использовании и охране объектов растительного и животного мира, использовании и охране поверхностных и подземных вод, почв, участков недр и иных природных ресурсов в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности), регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в той части, в которой это не противоречит настоящему Федеральному закону.
    6. Имущественные отношения в области использования и охраны земель и иных природных ресурсов в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
    7. «Зелёный щит» (пригородная зона со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) является зоной с особыми условиями использования территорий, статус и границы которой устанавливаются Правительством Российской Федерации (в отношении пригородных зон городов федерального значения) и уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в остальных случаях). Статус и границы пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности в отношении пригородных зон городов федерального значения – субъектов Российской Федерации - Москвы и Санкт-Петербурга устанавливается Правительством Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
    8. Статус и границы пригородных зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности в отношении пригородной зоны города федерального значения – субъекта Российской Федерации – города Севастополя, городов и (или) городских агломераций, не имеющих статуса городов федерального значения, устанавливаются по представлению администраций соответствующих городов (городских округов), администраций субъектов Российской Федерации, в границах которых расположены соответствующие города и (или) городские агломерации, а также по инициативе общественных объединений граждан в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
    9. Сведения о местоположении границ «Зелёного щита» (пригородной зоны ос специальным режимом обеспечения экологической безопасности) вносятся в установленном законом порядке в государственный кадастр недвижимости в течение шестидесяти календарных дней со дня издания соответствующих постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации.
    10. Функционирование «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляется на основании Положения о «Зелёном щите» (пригородной зоне с особым режимом обеспечения экологической безопасности), утверждаемом в отношении:

-        Пригородных зон городов федерального значения, субъектов Российской Федерации - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя – Правительством Российской Федерации;

-        Пригородных зон городов и городских агломераций, не указанных в абзаце 1 настоящей части – высшим органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

  1. Использование территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) основывается на следующих принципах:

-        Сохранение экологического баланса на региональном и местном уровнях с учётом ландшафтно-экологической организации территории;

-        Приоритет сохранения средообразующих и средозащитных компонент и свойств природной среды, рекреационных и эстетических качеств ландшафтов над (перед) градостроительным освоением территорий;

-        Осуществление градостроительного освоения территорий в той мере, в которой это необходимо для обеспечения экологически устойчивого развития территорий и комфортного проживания граждан в пределах соответствующих территорий;

-        Приоритет сохранения естественных природных качеств окружающей среды над её преобразованием, осуществление вмешательства в природные системы (природные сообщества, в т.ч. лесные) лишь в той мере, в какой это необходимо для их охраны, стимулирования их экологической реабилитации, восстановления уровня биологического разнообразия, обеспечения противопожарной и санитарной безопасности территорий (в т.ч. в лесах), профилактики, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-        Обеспечение сохранения целостности природных комплексов (экосистем) при планировании и осуществлении хозяйственной (в т.ч. градостроительной) деятельности;

-        Учёт при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности предельно допустимых антропогенных нагрузок, в т.ч. градостроительных, и недопущение превышений их значений, определяемых документами ландшафтного (ландшафтно-экологического) планирования;

-        Недопущение существенного уменьшения незапечатанных земель (поверхностей) и существенной фрагментации лесов и иных естественных природных комплексов (сообществ) при градостроительном освоении территорий;

-        Сохранение, а по возможности – восстановление уровня биологического разнообразия территорий;

-        Соблюдение при планировании хозяйственной (в т.ч. градостроительной) деятельности базовых принципов земельного законодательства (ст.1 Земельного кодекса РФ) и законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а именно: …

-        Применение при осуществлении хозяйственной (в т.ч. градостроительной) деятельности наилучших доступных экологически ориентированных технологий, в т.ч. технологий «зелёного строительства», технологий глубокой переработки отходов производства и потребления и т.п.;

-        Обеспечение функционирования системы особо охраняемых природных территорий как пространственно целостной экологической сети;

-        Сдерживание необоснованного с экологической и социально-экономической точек зрения селитебного, транспортного и логистического строительства;

  1. Термины и определения.

-        Специальный режим обеспечения экологической безопасности - устанавливаемые для той или иной территории, испытывающей чрезмерные антропогенные нагрузки, особые правовые условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, определяемые совокупностью специальных нормативных и ненормативных правовых актов и нацеленные на снижение чрезмерного негативного антропогенного воздействия на окружающую среду (прежде всего – на компоненты природы), устранение причин такого воздействия и его профилактику.

-        Ландшафтно-экологическая организация территории - сложившаяся (существующая) и планируемая (предусматриваемая функциональным зонированием) на той или иной территории пространственная организация природных и культурных ландшафтов, элементов планировочной структуры территории, отражающей, в т.ч. характер и степень антропогенного воздействия на окружающую среду, отдельных экологически значимых компонент и свойств природной среды.

-        Запечатанные земли (почвы) – покрытые искусственными поверхностями (материалами) земли, с закрытым от дневного света или полностью уничтоженными почвенным и растительным покровом.

  1. Ландшафтно-экологическая организация территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности). (Статья вступает в силу с 01.06.2018 года)
    1. Ландшафтно-экологическая организация территории отражает существующую ландшафтно-экологическую структуру и ландшафтно-экологическое зонирование территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
    2. Ландшафтно-экологическая организация территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) отражается в Схеме ландшафтно-экологической организации территории, порядок разработки и утверждения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
    3. Осуществление территориального планирования, разработка и утверждение документов территориального планирования, градостроительного зонирования, проектов планировки и межевания территории, разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов, внесение изменений в указанные документы, создание особо охраняемых природных территорий, изготовление и утверждение схем расположения земельных участков за пределами территорий сложившейся застройки, предоставление в аренду и в пользование лесных участков, принятие решений об изменении категорий земель и земельных участков, принятие решений об установлении (изменении) целевого назначения, разрешённых видов использования земельных участков, выдача разрешений на строительство за пределами территорий сложившейся застройки, выдача лицензий на водопользование и недропользование в границах «Зелёного щита» (пригородных зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) без учёта ландшафтно-экологической организации территории не допускается.
    4. Существующая ландшафтно-экологическая структура территории предусматривает типизацию ландшафтов по их основным природным свойствам (качествам) и природно-экологической ценности, а также по характеру и степени антропогенной нагрузки, её предельно допустимым значениям на окружающую среду, градостроительной ёмкости природных и культурных ландшафтов, наличию и степени проявления природно-экологических и техногенных рисков при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, при существующем и планируемом воздействии на окружающую среду.
    5. При отражении в системе ландшафтного и территориального планирования ландшафтно-экологической структуры территории региона или муниципального образования могут быть выделены типичные (в т.ч. зональные) природные комплексы, природоподобные объекты (территориальные комплексы), средообразующие  и средозашитные компоненты и свойства природной среды, природные и природоподобные объекты особой экологическую ценности (в т.ч. экотоны), антропогенные (техногенные) территориальные комплексы, биоценотические и ландшафтные сукцессии, а также экологически эффективные поверхности различного порядка, запечатанные и незапечатанные земли (почвы), другие элементы ландшафтно-экологической организации территории, выявленные в ходе проведения специальных исследований и изысканий.
    6. Состав и природно-экологическая ценность элементов ландшафтно-экологической структуры территории субъекта Российской Федерации и (или) отдельных территориальных единиц в составе «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) учитываются при осуществлении ландшафтно-экологического зонирования территории.
    7. Ландшафтно-экологическое зонирование производится с учётом существующей ландшафтно-экологической структуры территории и отражает существующее и планируемое использование территории, существующую и планируемую систему территориальной охраны природы в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны о особым режимом обеспечения экологической безопасности) и (или) отдельных территориальных его (её) территориальных единиц.
    8. Ландшафтно-экологическое зонирование регламентирует особые условия использования территории и систему территориальной охраны природы в границах территории субъекта Российской Федерации и (или) отдельных территориальных единиц в составе «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) и отражается в Схеме ландшафтно-экологического зонирования территории.
  1. Особые условия использования территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
    1. Особые условия использования территории в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
    2. Спецификация особых условий использования территории в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) отражаются в Схеме ландшафтно-экологической организации территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
    3. Документы, регламентирующие в соответствии с законодательством Российской Федерации характер и условия использования территорий и природопользование в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности), в т.ч. документы территориального планирования и градостроительного зонирования территорий, проекты планировки и межевания территории, лесные планы субъектов Российской Федерации, лесохозяйственные регламенты, проекты освоения лесов, схемы развития системы особо охраняемых природных территорий, схемы размещения пунктов (мест) складирования, переработки и утилизации отходов производства и потребления, разрабатываются и утверждаются в соответствии со Схемой ландшафтно-экологической организации территории в порядке, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
    4. Документы, регламентирующие в соответствии с законодательством Российской Федерации характер и условия использования территорий и природопользование в границах «Зелёного щита» (в пригородной зоне с особым режимом обеспечения экологической безопасности), в т.ч. указанные в части 3 настоящей статьи, разработанные до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в той мере, в которой положения данных документов не противоречат положениям настоящего Федерального закона;
    5. Документы, регламентирующие в соответствии с законодательством Российской Федерации характер и условия использования территорий и природопользование в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности), в т.ч. указанные в части 3 настоящей статьи, разработанные и ступившие в силу до вступления в силу настоящего Федерального закона и его отдельных положений, могут быть верифицированы  (изменены) с целью приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
    6. Документы стратегического и территориального планирования, программы социально-экономического развития, отраслевые схемы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований разрабатываются с учётом положений настоящего Федерального закона.
    7. В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается:

-        Уменьшение совокупной площади территорий, покрытых лесной растительностью, в т.ч. на первых стадиях лесовосстановления, за исключением площади территорий, на которых осуществляется сведение лесной и иной древесно-кустарниковой растительности, возникшей самосевным образом (в результате зарастания) на землях сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных угодьях) вследствие их длительного неиспользования, при осуществлении рекультивации таких земель;

-        Уменьшение площади и изменение границ особо охраняемых природных территорий;

-        Уменьшение площади зелёных насаждений на землях общего пользования в границах населённых пунктов, а также защитных лесных полос, уменьшение площади и изменения границ природных зон (природных комплексов), зелёных зон, лесов в границах населённых пунктов;

-        Уменьшение совокупной площади территорий (земель), покрытых луговой растительностью и занятых сельскохозяйственными угодьями на землях разных категорий более чем на 5% от общей площади таких поверхностей в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности);

-        Размещение объектов капитального строительства и иное градостроительное освоение территорий, разработка месторождений полезных ископаемых, применение ядохимикатов, пестицидов, размещение объектов складирования, переработки и утилизации отходов производства и потребления в лесах на землях любых категорий, за исключением создания объектов лесной инфраструктуры, размещения инженерных коммуникаций, при отсутствии альтернативных вариантов размещения этих коммуникаций, а также  за исключением размещения гидротехнических сооружений и иных сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности населения, обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, за исключением размещения объектов, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

-        Изменение границ населённых пунктов за счёт лесов, расположенных на землях иных категорий, перевод земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, в категорию земель населённых пунктов;

-        Перевод земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, в земли промышленности, транспорта, связи, теле и радиовещания, космического обеспечения, обороны и безопасности, за исключением случаев размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, линий электропередачи, линий связи, размещения объектов, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, при отсутствии альтернативных вариантов размещения этих объектов и в случае наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы на соответствующую проектную документацию этих объектов;

-        Перевод земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения и в земли запаса;

-        Уничтожение и фрагментация защитных лесных полос, а также участков лесов, имеющих водоохранное значение;

-        Изменение гидрологического режима водных объектов, за исключением случаев, связанных с необходимостью обеспечения защиты населения и стратегически важных инженерных сооружений от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-        Размещение объектов капитального строительства и иное градостроительное освоение территорий, разработка месторождений полезных ископаемых, распашка земель, применение ядохимикатов, пестицидов, размещение объектов складирования, переработки и утилизации отходов производства и потребления в водоохранных зонах и в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, за исключением объектов транспортной инфраструктуры и инженерных коммуникаций при отсутствии альтернативных вариантов размещения этих объектов, а также  за исключением гидротехнических сооружений и иных сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности населения, обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, за исключением размещения объектов, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

-        Предоставление в аренду лесных участков, кроме случаев, указанных в части 2) статьи 9 настоящего Федерального закона.

  1. До утверждения Схемы ландшафтно-экологического зонирования территории в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается:

-        Изменение границ населённых пунктов, при котором в границы населённых пунктов предполагается включить свободные от застройки территории (территории за пределами территорий сложившейся застройки);

-        Утверждение проектов планировки и межеваний территорий, выдача разрешений на строительство за пределами территорий сложившейся застройки, за исключением размещения объектов транспортной инфраструктуры, размещения объектов лесной инфраструктуры, размещения инженерных коммуникаций, а также  за исключением размещения гидротехнических сооружений и иных сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности населения, обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, за исключением размещения объектов, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.

  1. В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности), на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации ограничивается:

-        Расширение населённых пунктов;

-        Фрагментация лесных массивов при строительстве линейных объектов любого назначения;

-        Расширения зон планируемого градостроительного освоения;

-        Дачное, коттеджное, малоэтажное и многоэтажное строительство в части предоставления земель и земельных участков для целей такого строительства, планировочных решений, включая плотность застройки и высоту зданий и сооружений, а также в части архитектурно-строительного облика объектов строительства;

-        Сплошные санитарные и ландшафтные вырубки в лесах;

-        Изменение категорий земель сельскохозяйственного назначения и целевого назначения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения;

-        Размещение полигонов твёрдых бытовых и промышленных отходов, размещение предприятий по сжиганию отходов производства и потребления;

-        Добыча полезных ископаемых;

-        Уровень потребления водных ресурсов;

-        Рекреационные нагрузки в лесах;

-        Использование (добыча) объектов растительного и животного мира в промышленных и любительских целях.

  1. Особенности регулирования земельных отношений, охраны и использования земель в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
    1. В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) субъектами Российской Федерации устанавливается особый порядок перевода земель и земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в иные категории, а также особый порядок изменения и установления разрешённых видов использования земель и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, с учётом положений настоящего  Федерального закона;
    2. В границах «Зелёного щита»  (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается перевод земель и земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли населённых пунктов;
    3. Использование земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляется в соответствии с проектами внутрихозяйственного землеустройства.
    4. Порядок разработки и утверждения проекта внутрихозяйственного землеустройства устанавливается уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации.
    5. В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) предусматривается особый порядок образования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, образуемых из земель, а также путём раздела, выдела, объединения или перераспределения земельных участков, утверждаемый уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации.
  2. Особенности осуществления градостроительной деятельности и территориального планирования в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
    1. В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) за пределами территорий сложившейся застройки не допускается:

-        возведение (размещение) объектов многоэтажной жилой застройки;

-        предоставление земельных участков для целей малоэтажного, индивидуального жилищного, дачного, коттеджного строительства, размещение объектов капитального строительства иного назначения в пределах экологически эффективных поверхностей первого и второго порядка, за исключением строительства объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, размещения линий связи, линий электропередачи, гидротехнических сооружений, размещения объектов, имеющих стратегическое значения для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, размещения объектов, предназначенных для обеспечения профилактики, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-        запечатывание (застройка) земель и земельных участков более чем на 30% их площади, предоставленных для целей малоэтажного, дачного и коттеджного строительства, размещения объектов административно-делового, торгового, туристского и рекреационного назначения (в т.ч. гостиниц, отелей, мотелей, апартаментов, и т.п.)  в пределах земель и земельных участков, в отношении которых изменение категории земель сельскохозяйственного назначения и (или) вид разрешённого использования  земель  «для сельскохозяйственного производства» было осуществлено в установленном законом порядке менее чем за 10 лет до вступления в силу настоящего Федерального закона;

  1. В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) в пределах территорий сложившейся застройки не допускается:

-        Размещение объектов жилищного строительства более двенадцати этажей;

-        Застройка (запечатывание) земельных участков (территорий), предоставленных для целей многоэтажного жилищного строительства и (или) комплексного освоения территорий более чем на 60%;

-        Застройка (запечатывание) земельных участков, предоставленных для целей малоэтажного, индивидуального жилищного, дачного, размещения апартаментов, объектов туризма и рекреации более чем на 30%.

  1. В пределах буферной зоны шириной 200 метров от границы лесов в составе земель государственного лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности, транспорта, энергетики, связи, теле и радиовещания, космического обеспечения, обороны и безопасности, земель особо охраняемых территорий и объектов, за пределами территорий сложившейся застройки, не допускается размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов туристско-рекреационного назначения (объектов туризма и рекреации), объектов здравоохранения, спортивных объектов, а также объектов, предназначенных для обеспечения санитарной и противопожарной безопасности в лесах и на прилегающих к ним территориях, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, линий связи, линий электропередачи, гидротехнических сооружений, размещения объектов, имеющих стратегическое значения для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, размещения объектов, предназначенных для обеспечения профилактики, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  2. Положения пунктов 1), 2) и 3) настоящей статьи не распространяются на объекты капитального строительства, в отношении которых выданы разрешения на строительство до вступления в силу настоящего Федерального законов, а также на проекты комплексного освоения территории, утверждённые до вступления в силу настоящего Федерального закона.
  3. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, генеральные планы городских округов, городских  сельских поселений, правила землепользования и застройки населённых пунктов и других территорий, на которые распространяется действие градостроительных регламентов после вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона;
  4. Документы (проекты) организации и застройки, проекты планировки территорий садоводческих, дачных некоммерческих товариществ, дачных и коттеджных посёлков, утверждённые в установленном законом порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона считаются действующими и могут быть приведены в соответствие с нормами настоящего Федерального закона (изменены) в установленном законом порядке.
  5. Особенности использования, защиты и воспроизводства лесов в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
    1. Использование, защита и воспроизводство лесов в границах «Зелёного щита» (природной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляются на основе принципов согласно части 10 ст.1 настоящего Федерального закона, а также исходя из:

-        необходимости сохранения биологического разнообразия в лесах, расположенных на землях любых категорий;

-        сохранения средообразующей, средозащитной, в т.ч. водоохранной функций лесов и лесной растительности, расположенных на землях любых категорий;

-        минимизации, а при наличии технической возможности – исключения фрагментации лесных массивов при строительстве линейных сооружений, даже если для этого потребуется больше затрат на строительство соответствующих объектов;

-        создание благоприятных (комфортных) условий для отдыха граждан (рекреации) в природном окружении;

-        недопущение ограничения доступа граждан в леса (за исключением лесов, расположенных в границах объектов специального назначения, а также за исключением случаев, когда доступ граждан в леса ограничивается для обеспечения безопасности самих граждан, обеспечения санитарной и противопожарной безопасности лесов).

  1. В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) допускается предоставление в аренду лесных участков без права возведения в их пределах объектов капитального строительства исключительно для целей организации и осуществления рекреации (отдыха граждан) в природном окружении, организации и проведения мероприятий по экологическому просвещению, экологическому туризму, а также в образовательных и научных целях сроком не более чем на 10 лет.
  2. Требования к документам, регламентирующим использование, защиту и воспроизводство лесов, расположенных  в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  3. Особенности создания, охраны и содержания зелёных насаждений в населённых пунктах на землях общего пользования в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
    1. Создание, охрана и содержание зелёных насаждений в населённых пунктах  на землях общего пользования в границах «Зелёного щита» (природной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляются на основе принципов согласно части 10 ст.1 настоящего Федерального закона, также исходя из:

-        необходимости сохранения биологического разнообразия на природных территориях (природных комплексах), расположенных в границах населённых пунктов;

-        сохранения средозащитной, в т.ч. водоохранной, функций зелёных насаждений;

-        минимизации, а при наличии технической возможности – исключения фрагментации массивов зелёных насаждений, природных территорий (природных комплексов), расположенных в населённых пунктах на землях общего пользования при строительстве линейных сооружений, даже если для этого потребуется больше затрат на строительство соответствующих объектов;

  1. Требования к документам, регламентирующим создание, охрану и содержание зелёных насаждений, расположенных в населённых пунктах на землях общего пользования  в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются уполномоченным органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
  2. Особенности использования и охраны поверхностных и подземных вод в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
    1. Использование и охрана поверхностных и подземных вод в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляются на основе принципов согласно части 10 ст.1 настоящего Федерального закона, также исходя из:

-        недопущения ухудшения условий поверхностного и подземного стока вследствие какого-либо антропогенного воздействий на окружающую среду, в т.ч. на участки недр;

-        допущения возможности введения ограничений на водопользование и застройку территорий при значительном ухудшении гидрологической ситуации в регионе и на его отдельных территориях;

-        необходимости реализации мероприятий по экологической реабилитации водных объектов в границах пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности.

  1. В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются следующие параметры водоохранных зон водных объектов:

-        Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

а)  до десяти километров - в размере ста метров;

б) от десяти до пятидесяти километров - в размере двухсот метров;

в) от пятидесяти километров и более - в размере трёхсот метров.

-        Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой, которая должна составлять не менее ста метров.

-        Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере ста метров.

-        Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере ста метров.

  1. Требования к документам, регламентирующим использование и охрану поверхностных и подземных вод  в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  2. Особенности использования и охраны объектов растительного и животного мира в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
    1. Использование и охрана объектов растительного и животного мира в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляются на основе принципов согласно части 10 ст.1 настоящего Федерального закона, также исходя из:

-        необходимости сохранения уровня биологического разнообразия территорий;

-        необходимости сохранения и экологической реабилитации биотопов типичных и редких видов животных и растений на территории региона;

-        исключения фрагментации биотопов редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов при строительстве линейных сооружений, даже если для этого потребуется больше затрат на строительство соответствующих объектов;

-        обязательности отнесения к особо охраняемым природным территориям биотопов редких видов растений и животных при их установлении на какой-либо территории.

  1. Требования к документам, регламентирующим использование и охрану объектов растительного и животного мира  в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются Правительством Российской Федерации, а также, в пределах их компетенции, органами исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации.
  2. Особенности охраны почв в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
    1. Почвы, типичные для природных и природно-хозяйственных условий регионов, в границах которых расположены пригородные зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности, а также почвы (земли), особо ценные в природно-экологическом отношении и с точки зрения их использования в сельском и лесном хозяйстве, редкие и уникальные виды (типы) почв в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) подлежат государственному учёту в специальном кадастре (реестре) земель (почв), порядок создания и ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Создание и ведение государственного кадастра (реестра) почв в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) обеспечивается субъектами Российской Федерации.
    2. Порядок отнесения земель (почв) к  типичным для природных и природно-хозяйственных условий регионов, в границах которых расположены пригородные зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности, а также к почвам (землям), особо ценным в природно-экологическом отношении и с точки зрения их использования в сельском и лесном хозяйстве, редким и уникальным видам (типам) почв устанавливается Правительством Российской Федерации.
    3. Не допускается запечатывание и иное нарушение до степени невозможности восстановления природных качеств земель, в пределах которых расположены особо ценные в природно-экологическом отношении и с точки зрения их использования в сельском и лесном хозяйстве, редкие и уникальные видов (типов) почв в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
    4. Земли, в пределах которых расположены особо ценные в природно-экологическом отношении и с точки зрения их использования в сельском и лесном хозяйстве, редкие и уникальные видов (типов) почв в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) могут быть изъяты из оборота или ограничены в обороте в установленном законом порядке.
  3. Особенности использования и охраны участков недр в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
    1. В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается разработка месторождений полезных ископаемых открытым способом, а также иными способами, представляющими угрозу природным и культурным ландшафтам, приводящим к необратимым изменениям гидрологического режима территории.
    2. Порядок использования и охраны недр в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливается Правительством Российской Федерации.
  4. Особенности сохранения рекреационных и эстетических ландшафтов в границах «Зелёного щита».
    1. Рекреационные и эстетические свойства (качества) природных и культурных ландшафтов в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) отражаются в Схеме ландшафтно-экологической организации территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
    2. Уменьшение площади ценных в рекреационном отношении территорий (природных и культурных ландшафтов) в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается.
    3. Ухудшение эстетических свойств (качеств) природных и культурных ландшафтов в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается.
    4. Критерии оценки (определения) эстетических свойств (качеств) природных и культурных ландшафтов, порядок обеспечения сохранения таких свойств (качеств) в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) определяются нормативно-правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
  5. Особенности организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
    1. Организация и функционирование системы особо охраняемых природных территорий осуществляются на основе принципов согласно части 10 ст.1 настоящего Федерального закона, также исходя из:

-        необходимости сохранения существующего уровня биологического разнообразия территорий, а по возможности – его увеличения на основе современных научно обоснованных подходов;

-        развития экологических сетей, обязательности создания экологических коридоров между сохранившимися участками ненарушенных или слабонарушенных природных комплексов;

-        учёт особенностей функционирования природных систем (экосистем), жизнедеятельности растений и животных в условиях высокой урбанизации;

-        учёт особенностей организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в условиях высокой урбанизации.

  1. Порядок организации и функционирования особо охраняемых природных территорий и экологических сетей устанавливается Правительством Российской Федерации.
  2. Особенности ведения государственного кадастра недвижимости, проведения землеустройства и осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
    1. В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) сведения о местоположении границ отдельных элементов ландшафтно-экологической структуры и ландшафтно-экологического зонирования территории, лесов, лесных участков, сведения о местоположении границ водоохранных зон, буферных зон лесов, особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, территорий сложившейся застройки, подлежат обязательному государственному кадастровому учёту.
    2. Государственный кадастровый учёт сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, производится  течение трёх месяцев со дня утверждения в установленном законом порядке Схемы ландшафтно-экологической организации территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности). До проведения государственного кадастрового учёта сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, положения частей 4) – 8) настоящей статьи не применяются.
    3. Состав сведений об элементах ландшафтно-экологической структуры и ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности), сведения о которых подлежат государственному кадастровому учёту, устанавливается Правительством Российской Федерации.
    4. Не допускается внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках и объектах капитального строительства в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) без указания сведений о наличии или отсутствии в границах земельных участков, в т.ч. в границах земельных участков, в пределах которых расположены объекты капитального строительства, сведения о которых подлежат государственному кадастровому учёту, отдельных элементов ландшафтно-экологической структуры и ландшафтно-экологического зонирования территории, лесов, водоохранных зон, территорий с режимом особой охраны особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, за исключением случаев постановки на государственный кадастровый учёт объектов недвижимости, считающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации ранее учтёнными объектами недвижимости.
    5. В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) сведения о наличии или отсутствии в пределах земельных участков элементов ландшафтно-экологической структуры и ландшафтно-экологического зонирования территории, лесов, буферных зон лесов, водоохранных зон, территорий с режимом особой охраны особо охраняемых природных территорий и их охранных зон подлежат обязательной государственной регистрации.
    6. В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) государственный кадастровый  учёт, выдача разрешений на строительство, выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, осуществление государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним в отношении земельных участков и объектов капитального строительства не допускается при отсутствии сведений в государственном кадастре недвижимости или в государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним сведений о наличии (отсутствии) в границах земельных участков, в т.ч. земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, элементов ландшафтно-экологической структуры и ландшафтно-экологического зонирования, лесов, буферных зон лесов, водоохранных зон, территорий с режимом особой охраны особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, или в случае противоречия представленных заявителем сведений положениям настоящего Федерального закона.
    7. В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается государственный кадастровый учёт объектов недвижимости, государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним без указания категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков, за исключением случаев постановки на государственный кадастровый учёт объектов недвижимости, считающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации ранее учтёнными объектами недвижимости, при отсутствии в представленных заявителем на государственный кадастровый учёт или государственную регистрацию прав документах соответствующих сведений.
    8. Сведения об элементах ландшафтно-экологической структуры и ландшафтно-экологического зонирования территорий, буферных зон лесов, территорий сложившейся застройки в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) подлежат государственному кадастровому учёту в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
    9. В границах «Зелёного щита» (пригородной территории с особым режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются (Правительством Российской Федерации) особые правила согласования местоположения границ земельных участков при их межевании.
  3. Мониторинг градостроительного освоения территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) и реестра элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
    1. Мониторинг градостроительного освоения территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляется с целью обеспечения выполнения требований по соблюдению условий использований территорий, установленных настоящим Федеральным законом.
    2. Порядок создания системы мониторинга градостроительного освоения территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) и в порядок его ведения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
    3. Создание системы мониторинга градостроительного освоения территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зона с особым режимом обеспечения экологической безопасности), ведение этого мониторинга относится к полномочиям и функциям субъектов Российской Федерации.
    4. Создание реестра элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляется с целью обеспечения выполнения требований настоящего Федерального закона по соблюдению условий использования территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности).
    5. Порядок создания и ведения государственного реестра элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливается Правительством Российской Федерации.
    6. Создание и ведение государственного реестра элементов ландшафтно-планировочной структуры территории и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории относится к полномочиям и функциям субъектов Российской Федерации.
    7. Уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается Положение о создании и ведении государственного реестра элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности), в котором отражается состав элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования соответствующей территории.
  4. Полномочия федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с обеспечением особого режима экологической безопасности в пригородных зонах городов и городских агломераций.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить