По обе стороны Днестра: экономика+экология

 По обе стороны Днестра: экономика+экология - фото 1Сегодня в США и Японии доля малых предприятий в ВВП этих стран составляет в среднем 53%, а в странах ЕС и Китае еще больше - 65%. Тогда как в Украине и Республике Молдова доля малого бизнеса в ВВП не превышает и 15%! Между тем, малое и среднее предпринимательство - это, в первую очередь, основа для формирования среднего класса и сглаживания социального неравенства.

Ведь без малого и среднего бизнеса не обойтись, особенно в небольших населенных пунктах, а также в сфере услуг или там, где нужна конкуренция между поставщиками. Общеизвестно, что самодеятельное предпринимательство - основа устойчивого развития экономики любой страны. А прогресс возможен только путем обеспечения конкурентоспособности и стоимостных поступлений в ВВП, социальной защищенности общества, формирования и поддержки среднего класса. Поэтому малый бизнес как институциональный сектор экономики давно уже стал доминирующим по численности и объемам производства в ведущих странах мира.

Международная общественная организация «Региональный центр трансграничного сотрудничества Еврорегион «Днестр», понимая всю важность проблемы, а также желая начать процесс ее решения, недавно подготовила рекомендации центральным и местным органам власти по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в этом крайне важном для экономик обеих стран. А разработанный ею проект «Развитие экономического потенциала Еврорегиона «Днестр» направлен на повышение экономического потенциала приграничных территорий и 2 районов Приднестровья (Каменского и Рыбницкого).

                        На пути к «зеленой экономике»

В современных условиях глобальных изменений в экономике Украины и Республики Молдова, появления новых хозяйственных структур различных форм собственности и расширения границ рынка в контексте экономических связей важное место занимают вопросы рационального и эффективного ведения малого и среднего предпринимательства и выявления факторов, негативно влияющих на его развитие. Поэтому перед обоими дружественными государствами сейчас стоит сверхактуальная задача - использовать преимущества предпринимательского сектора, как мобильной, гибкой и эффективной системы хозяйствования, в организации товарного производства, торговли, предоставления качественных услуг, других видов предпринимательской активности для подъема и структурной перестройки региона, повышение уровня занятости и благосостояния населения.

Прежде всего, в этом контексте приоритетным направлением государственной политики здесь должно быть достижение рационального и экологически обоснованного использования и охраны природных ресурсов и экосистем бассейна реки Днестр, что будет свидетельствовать о реальных шагах на пути к устойчивому развитию Республики Молдова и Украины. Не менее важным для развития региона является и стимулирование: развития экотуризма и эко-земледелия; производства биологически чистых продуктов питания; появления местных торговых марок; потребления местных товаров; сотрудничества с фермерами и местными предприятиями; продвижения других устойчивых моделей развития местных общин, включая развитие малых предприятий. Коснулись рекомендации и решения вопроса становления «зеленой» экономики Республики Молдова, который продолжает оставаться открытым. Пока же существующий здесь незначительный экономический рост, к сожалению, основывается на потреблении, а не на производстве и инвестициях в экономику. Не решена и проблема эффективного финансирования местных фермеров и малого бизнеса. Пока нет и реформ в образовательной системе в соответствии с потребностями рынка труда и повышение роли образования для устойчивого развития на всех уровнях, которое предусматривает, прежде всего, усиление природоохранного компонента в структуре общего образования.

                                      

                                   Интегрировать ПМР

Особое внимание, естественно, было уделено и Приднестровско-Молдавской Республике. Здесь крайне необходимо максимально исключить из практики экономического сотрудничества политические и субъективные факторы, а руководствоваться исключительно экономической целесообразностью и интересами своих граждан. Всем сторонам следует неукоснительно соблюдать правила международной торговли, исключить случаи необоснованных задержек на границе Украины товаров и сырья, ввозимых в Приднестровский регион и вывозятся оттуда. Вместо этого проект призывает содействовать предпринимателям малого и среднего бизнеса, экономическим агентам крупного бизнеса в налаживании хозяйственного сотрудничества и создании совместных производств. Не лишним будет и активизировать местных предпринимателей в налаживании сотрудничества и создании профильных бизнес-ассоциаций с целью улучшения предпринимательской среды, объединение усилий в лоббировании законных интересов бизнеса. Не откладывая в долгий ящик, надо также приступить к реализации трехстороннего проекта по экологии реки Днестр.

                      «Дорожная карта» для Украины

Что касается конкретных шагов для улучшения ситуации в регионе, которые можно сделать уже сегодня без каких-либо существенных финансовых затрат, то это внесение оперативных изменений в действующие межгосударственные соглашения. Например, в коррективах давно уже нуждается «Соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Молдова о пунктах пропуска через украинско-молдовскую государственную границу и упрощенном пропуске граждан, проживающих в приграничных районах» от 11.03.1997 г. с целью введения специальных условий для ускоренного передвижения граждан, товаров и транспортных средств. В первую очередь, значительной либерализации требует пассажирско-пешеходный поток через международный автомобильный пункт пропуска «Могилев-Подольский - Отач». С этой целью необходимо внедрить «карточный», первоочередной пропуск граждан - жителей приграничных районов. Предложили разработчики рекомендаций решить и проблему накопления граждан на пешеходном пункте пропуска путем внедрения междугородного общественного транспортного сообщения между приграничными городами Отач и Могилев-Подольский. Это позволит в несколько раз упростить и ускорить процесс прохождения границы с обеих сторон. Требует значительного упрощения и процедура торговли и таможенного сотрудничества в регионе путем разработки прозрачного механизма определения стоимости товара при пересечении границы.

Следует также отметить, что данная проблематика сейчас находится в центре внимания специально созданного Консультативного совета EUBAM (Миссии Европейского Союза по приграничной помощи Молдове и Украине). Ведь в течение последних двух лет Миссия сосредоточила свои усилия на ключевых сферах сотрудничества с Молдовой и Украиной: гармонизации законодательства и практик в соответствии со стандартами ЕС; безопасности границы и мероприятиях по укреплению доверия; налаживании профессиональных связей, улучшении систем и инфраструктуры своих партнеров - пограничных и таможенных ведомств Молдовы и Украины. Поэтому Миссия ЕС увеличила свое присутствие на приднестровском сегменте границы, что позволило ей осуществлять более тщательный мониторинг движения товаров и людей. В то же время, Миссия использовала свои технические знания, чтобы укрепить доверие среди ключевых партнеров, представляющих органы власти, бизнес и социальную сферу, и выдвинуть предложения по упрощению свободного перемещения людей и товаров в данном регионе.

В целом же реализация проекта «Развитие экономического потенциала Еврорегиона «Днестр» показала, что ситуация по развитию малого и среднего предпринимательства в Украине и Республике Молдова (включая Приднестровский регион) остается пока на неудовлетворительном уровне. Поэтому основными путями развития малого и среднего предпринимательства в регионе является необходимость создания нормативно-правовой базы с благоприятными условиями, а также совершенствование налоговой политики и обеспечение рационального функционирования упрощенной системы налогообложения, организации финансовой поддержки, и прежде всего, развития инфраструктуры по поддержке малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.

Игорь Галущак

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить