По дороге к экологической катастрофе

По дороге к экологической катастрофе   - фото 4Недавно новостной сюжет местного телевидения поведал о разработанной в Иркутской области программе по развитию «всех 7 дорог до Байкала».

   Для меня существование этой программы оказалось неожиданной новость, ведь нигде не было открытых обсуждений её плюсов и минусов. Для тех, кому дорог Байкал, эта тема очень важна. В нашей стране есть только один эффективный механизм охраны дикой природы – бездорожье. Нет дорог – природа процветает, появились дороги или они были кардинально улучшены (пригодные только для высокопроходимой техники стали доступными для всех) – природа быстро и необратимо деградирует. Официальные механизмы природоохраны противостоять этой деградации не могут.
   Вот и на озере Байкал там, где есть дороги, природа гибнет, чистота прибрежных вод исчезает. И ничего с этим не могут поделать существующие природоохранные режимы водоохранных и нерестовых зон, Центральной Экологической Зоны Байкальской природной территории, национальных парков. Особенно нагляден пример берегов байкальского пролива Малое Море. Это наиболее доступный для автомобилей район западного побережья Байкала (входит в состав Прибайкальского национального парка), привлекающий самый крупный на Байкале турпоток. Здесь же наблюдается самый острый экологический кризис.
   Малое Море велико. По южной части его материкового берега проложена (за большие деньги) автодорога до д. Курма, а также - ЛЭП. Вдоль которой ныне тянется (с небольшими разрывами) «агломерация» из турбаз и загородных домов. Уничтожившая красоту ландшафта, почти полностью убившая дикую природу (еще 20 лет назад чрезвычайно богатую краснокнижными видами растений и животных), сделавшая прибрежные воды непригодными для питья и опасными для купающихся.

По дороге к экологической катастрофе   - фото 5

Юг Малого Моря, д. Шида.

По дороге к экологической катастрофе   - фото 6

Часть деревни Курма.
  Сразу за Курмой агломерация заканчивается. Вдоль берега идет дорога, доступная в основном для джипов и уазиков. В пик летнего туристического сезона палаток и машин много, но их плотность несравнима с той, что наблюдается на берегах южной части Малого Моря.
  Вернемся к вышеупомянутой программе развития дорог. На телеэкранах мелькнула вот эта карта:

По дороге к экологической катастрофе   - фото 7

  В верхнем правом углу красным цветом отображена дорога вдоль берега Малого Моря от д. Курма до с. Онгурен. Из новостного сюжета: «Работы входят в проекты ремонта всех 7 дорог до Байкала. Их будут реализовывать до 2024 года.».
  То есть ремонтировать будут и участок Курма-Онгурен? Если сделать его доступным не только для внедорожников, поток автомобилей сразу возрастет раз в 10-20. Резко ускорятся процессы деградации дикой природы и загрязнения вод Малого Моря.
  Если дорожники будут работать так же (т.е. «с соблюдением нормативных углов и радиусов»), как и при «реконструкции» участка дороги до Курмы, они до неузнаваемости обезобразят ландшафт.

По дороге к экологической катастрофе   - фото 8

Дорога на Курму в процессе «реконструкции». 
   Если в Онгурен проведут еще и ЛЭП, она станет надгробным   памятником для Малого Моря. Т.к. полоса застройки протянется еще на 70 км. Уникальный природный район (пристанище самого крупного в регионе скопления краснокнижных видов флоры и фауны) станет «территорией убитой природы». Чистота всего Малого Моря будет загублена. 
По дороге к экологической катастрофе   - фото 9
 Берег Байкала, примерно 20 км южнее пос. Онгурен.
   Да, жители Онгурен получат дорогу приемлемого качества. Но потеряют они несоизмеримо больше. С приходом орд автомобилей исчезнут сами источники их существования. Рыба в озерах, реках и в Малом Море. Звери в окрестной тайге. Сама тайга, включая кедровники, неизбежно сгорит, причем довольно быстро. Не станет пастбищ и сенокосных лугов. Они очень скоро окажутся огороженными заборами и застроенными турбазами, коттеджами.
   Но на карте есть и кое-что ещё хуже. Присмотритесь к нижней правой части карты. Красным цветом обозначено то, чего вообще нет и не было - дорога от Иркутска до пос. Байкал вдоль Иркутского водохранилища. Нет здесь дороги! Как и поселений. Зато имеем самый экологически благополучный кусок Прибайкальского национального парка. После того, как воды Иркутского водохранилища затопили левый берег Ангары (около 70 лет назад) вместе с пролегавшим по нему участком железной дорогой, сюда пришли тишь и покой. Тайга, прежде испытавшая рубки и пожары, оказалась предоставлена сама себе и стала успешно восстанавливаться. Разрослись сохранившиеся пятна исконных темнохвойных лесов, восстановилось поголовье таежных обитателей. Здесь, всего в нескольких десятках км от Иркутска, высокая численность диких копытных и хищников, глухариные тока...
   Но в последние годы появлялись и тревожные звоночки. Зимой иркутяне ломились в сторону п. Байкал свозь нетронутую тайгу на снегоходах, летом – на квадроциклах и джипах. Наездили трассы, которые, в период моей работы в Прибайкальском национальном парке, инспектора Байкальского лесничества пыталось перекрывать. Похоже, что после моего ухода в 2012 никто этим уже не заморачивался.
   И вот теперь мы видим на телеэкране трассу автодороги в пос. Байкал. Через тайгу, вдоль водохранилища. Зачем? Здесь интересами местных жителей уже не прикроешься. В отличие от Онгурен, пос. Байкал (бывший Порт-Байкал) связан с «большой землей». Паромной переправой - с пос. Листвянка, железной дорогой – с Транссибирской магистралью.
   Идея строительства такой дороги (с мостом через исток Ангары) отражена в концепции развития Листвянского муниципального образования под названием «Экополис «Ворота Байкала»», обсуждавшейся ещё в 2018 году.
По дороге к экологической катастрофе   - фото 10
Источник – презентация «Экополис «Ворота Байкала»»
   Трудно всерьез отнестись к первой из перечисленной на этом слайде задач. Затраты на строительство примерно 50 км дороги через горную тайгу потребует нескольких миллиардов, примерно столько же – мост через исток Ангары. Ради «обеспечения» (правильнее – улучшения) транспортной доступности поселка, в котором проживает несколько сотен человек?
   Этот проект не имеет отношения к интересам местных жителей, но зато очень важен для «пожирателей Байкала». Т.к. позволяет «вовлечь в оборот» крупный ненарушенный участок природной территории. Ближайший к Иркутску, имеющий огромную рыночную ценность. Гибель дикой природы, уничтожение чистоты вод Иркутского водохранилища (источник водоснабжения Иркутска и Ангарска), глумление над природоохранным статусом Байкала (и Прибайкальского национального парка) для бизнесменов и чиновников ничего не значат.
   Несравненно правдивее цель этой дороги описана на сайте Российская общественная инициатива. Неизвестный автор, допустив грубую географическую ошибку (перепутал пос. Култук с Порт-Байкалом), так описал результат строительства новой дороги на левом берегу Иркутского водохранилища: «это новый турестический брент Иркутской области застройка данной экологически чистой тирритории катеджными поселками, базами одыха, санаториями, гостиницами» (стилистика и грамматика сохранены). Простодушно и  правдиво. Судя по уровню грамотности, автором инициативы мог быть чиновник нижнего звена.
 

  Виталий Рябцев

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить