Нужны достойные учебники для ВУЗов России

Нужны достойные учебники для ВУЗов России - фото 1Вначале было Слово,

и Слово было у Бога,

и Слово было Бог.

(Евангелие от Иоанна)

 

 

Что такое современная культура? Государству надо больше вкладывать не деньги (хотя без денег от нефти и газа, конечно, нельзя), а ум. Необходимо остановить в России деградацию высшего образования и науки и обеспечить в дальнейшем их подъем.

 

Культура XXI века – это наука, высшее образование, нравственные законы мировых религий. Всё остальное – вторично, в том числе и нынешнее Министерство культуры РФ. Главное здесь и сейчас в культуре XXI века – «быть», а не «изображать». И должна быть идеология, вера.

«Вера – это свобода выбора. Должна быть свобода выбора. И я не буду организовывать творческую партию, она и так есть. Ходят литераторы по Москве, ходят художники по Питеру по Исакию. Поют музыканты. Творческая атмосфера – это ведь не с плакатиками ходить, это ведь образование, прежде всего. Это ведь наука, повышение культуры, которая действительно просто ниже некуда в стране. Я ведь езжу по стране весь год. И всю жизнь. И вижу, как это все падает, я вижу, как люди забывают русский язык. Я вижу, как люди не могут просто абстрагированно мыслить... Мне кажется, это очень важно». (Ю.Ю. Шевчук, музыкант, лидер группы ДДТ. Передача на радио ЭХО МОСКВЫ «Своими глазами» 22мая 2012 года).

«Россия сегодня сталкивается с очень серьезным вызовом... Необходимо безотлагательно провести реформы, которые привели бы к формированию инновационной экономики, которую можно назвать экономикой знаний, креативной экономикой... Таким образом… у России, если она не может конкурировать с Китаем и Индией за трудоемкие виды продукции, остается один выход — переходить к инновационной экономике, в которой я нашел семь позиций, необходимых для того, чтобы добиться успеха. В их число входят:

 

• свобода творчества;

 

• свобода предпринимательства;

 

• конкуренция;

 

• образование;

 

• наука;

 

• индустрия инноваций;

 

• социальный капитал.

 

Практически по всем этим позициям мы имеем очень сильное отставание, на каждом направлении необходим прорыв».(Из статьи Е.Г. Ясина «МОДЕРНИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМА. ГОТОВО ЛИ ОБЩЕСТВО», 19 марта 2012).

В мировом рейтинге 500 лучших вузов мира Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова занял 77 место, Санкт-Петербургский государственный университет вошел в четвертую сотню лучших вузов мира. Ни один из остальных нынешних многочисленных вузов России не вошел в указанный рейтинг.

Еще недавно мы были Великой Державой. Сейчас наша огромная и прекрасная страна в области модернизации, инноваций и диверсификации постепенно опускается всё ниже, превращаясь в сырьевой придаток богатых индустриально развитых стран мира.

«Кадры решают всё», как сказал И.В. Сталин. Россия без высококвалифицированных кадров зайдет в тупик. Кадры создаются в продвинутых вузах. Какие насущные проблемы у наших вузов сейчас? Это проблемы четырех «Д»:

• Достойные учебники

 

• Достойная экспериментальная база

 

• Достойная зарплата преподавателей

 

• Достойные места выпускников вузов.

 

Надо начинать решать проблемы наших вузов с первой проблемы – Достойные учебники. Это можно делать «снизу» – активными преподавателями вузов. Вот примеры такой активности.

Пример 1. Книги И.И. Боголепова «Проектирование промышленной звукоизоляции», «Акустический расчет и проектирование системы вентиляции и кондиционирования воздуха», «Строительная акустика» (выпущены в 2004–2006 годах издательством Политехнического университета (Санкт-Петербург)) – прошли многолетнюю апробацию на инженерно-строительном факультете Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. В результате в 2012 году появился новый учебник для вузов России:

И.И. Боголепов, «Акустика современных жилых, общественных и промышленных зданий» с предисловием академика Российской академии наук, профессора, доктора технических наук, заслуженного деятеля науки и техники РФ Ю.С. Васильева. Статью о новом учебнике уже просмотрели более 700 пользователей интернета на сайтах Санкт-Петербургской инженерной академии и Российской инженерной академии.

Пример 2. В 2012 году вышла в свет книга И.И. Боголепова «Теория вероятностей и математическая статистика в технике. Краткий курс лекций для инженеров» с предисловием президента Санкт-Петербургской инженерной академии, профессора, доктора технических наук, заслуженного деятеля науки и техники РФ А.И. Федотова. Без определения точности и надежности результата инженерной деятельности методами теории вероятностей и математической статистики итоги могут оказаться опасными. Катастрофы на АЭС в Чернобыле, на Саяно-Шушенской ГЭС и так далее – тому свидетельство. Но математики – специалисты в области теории вероятностей и математической статистики – часто слабо знают современную инженерию. В то же время инженеры иногда не владеют теорией вероятностей и математической статистикой так хорошо, чтобы эффективно воспользоваться ею. Предлагаемый курс призван заполнить эту важную «ничейную» территорию между математиками и инженерами. Статью об этом учебнике для инженеров уже просмотрели более 2500 пользователей интернета на сайте Российской инженерной академии.

Но учебники для вузов всей России издать пока не удается. Вузы России имеют право издавать учебники лишь малым тиражом, без авторского гонорара, только для себя и при наличии бюджетных средств, а в настоящее время денег на это у них нет.

Пример 3. Беспрецедентный пример великолепного издания учебника для вузов России всё же есть. Учебник по гражданскому праву, который написал премьер РФ Д.А. Медведев с коллегами, работая с 1988 по 1999 год в Ленинградском – Санкт-Петербургском государственном университете, получил профессиональное признание, был издан миллионным тиражом для вузов России. Остановимся несколько подробнее на этом исключительно важном примере. Д.А. Медведев – один из авторов трёхтомного учебника «Гражданское право» под редакцией А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. Написал 4 главы по государственным и муниципальным предприятиям, кредитным и расчётным обязательствам, транспортному праву, алиментным обязательствам. Этот знаменитый учебник переиздавался многократно, привел, в частности, к тому, что почти во всех вузах Российской Федерации стали преподавать гражданское право. В большинстве – за деньги. Появился, в частности и по этой причине, избыток юристов с высшим образованием.

Может так же произойти с появлением специалистов для модернизации, инноваций и диверсификации России? – Нет, пока не может. Для появления таких специалистов следует решить проблемы четырех указанных выше «Д».

Дело надо начинать с учебников для вузов всей России, качество которых в предисловии удостоверяет ученый с мировым именем. Последнее очень важно. Предлагается издавать такие учебники на коммерческой основе, как в Примере 3. Весьма полезное и достойное дело. И доходное. Первоначальный капитал для издания (беспроцентный кредит) в настоящее время – у наших 101 миллиардеров. Например, у Фонда Михаила Прохорова. Методическая помощь – у Санкт-Петербургской инженерной академии, Российской и Международной инженерных академий: www.slaviza.ru.

Решение проблемы достойных учебников, как известно, состоит из трех частей: создать, издать, продать.

Можно возлагать надежду на продвижение вперед решения всех этих трех частей на нового министра образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанова — доктора физикоматематических наук, профессора. У аппарата Министерства образования и науки РФ есть немалые реальные возможности достичь положительного результата в решении проблемы достойных учебников – создать, издать, продать.

С поддержкой Министерства образования и науки РФ центральную часть решения проблемы достойных учебников –издать – могут решать уже сейчас, например, главный редактор издательства «СЛАВИЦА» Л.А. Белянчикова и генеральный директор ООО «АДИ СЛАВИЦА» А.Л. Куликов. Издаваемый ими межотраслевой альманах для организаторов производства «ДЕЛОВАЯ СЛАВА РОССИИ» получил признание научно-технической общественности, бизнеса и власти, как в России, так и за рубежом.

Время прекрасных говорунов, клоунов и песенниц уходит. Надо от слов переходить к делу. Надо ввести для России почетные звания «Профессионал (науки, инженерии, сельского хозяйства, управления, медицины, учительства и преподавания в вузе)». Их статус должен утверждаться Президентом РФ. В связи с этим хорошо бы возродить научные и научно-технические общества профессионалов, как было в Советском Союзе. Но сначала нужны достойные учебники для вузов России.

 

Пора власти всерьез и надолго решительно дать бой бедам новой России: невежеству и безответственности. Вот мнение профессора кафедры теории и устройства корабля Новосибирской государственной академии водного транспорта, доктора технических наук, члена-корреспондента Российской академии естествознания А.Ш. Готман:«Если учесть то, кто и как реформирует вузы, то я считаю, что лучше прекратить всякие реформы, а просто увеличить вложения в образование, а ВУЗы сами знают, как лучше реформировать свою работу. В них работают профессора, а не дилетанты – чиновники».

 

Дай Бог нам всем мудрости в кардинальном реформировании вузов во имя индустриального развития и процветания нашей страны! Да здравствует российские ученые, инженеры, аграрии, врачи, учителя, преподаватели вузов! Да здравствует достойная жизнь профессионалов в нашем Отечестве!

  

Алексей Иванович ФЕДОТОВ,

доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, президент Санкт-Петербургской инженерной академии

Игорь Ильич БОГОЛЕПОВ,

доктор технических наук, профессор, академик Санкт-Петербургской, Российской и Международной инженерных академий, ветеран ВОВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить