Законодательная инновация Правительства Москвы в части изменения статуса ООПТ вызвала бурное обсуждение в среде экологов. Экологи играют на «недоверие к власти». Их аргументы звучат остро и убедительно. Один из самых последовательных критиков законодательной инновации эксперт «ЭкоГрада»Антон Хлынов увязывает начало всей этой истории с моментом появления митингов с обманутыми дольщиками: «Митинги по обманутым дольщикам и долгостроям в итоге оказались весьма наруку тем, кто прибрал в регионах строительный бизнес. Порядок с этим навели, но чем все обернулось. Спрос на недвижимость, а также его завуалированное формирование посредством создания условий для всё большей урбанизации с перекосом в Московский регион и ещё ряд мегаполисов, плюс Сочи. Стремительная развязка напрямую связана с фактором изменения обстоятельств для отдельных игроков»...
Вместо предисловия
Сцена из известной пьесы
-Карл! Неужели, деньги, всё же, главная ценность?
- Если бы. В наших условия, когда все сидят на чемоданах – единственная…
Антон Хлынов: Фактически, режим московских ООПТ не сильно отличается от режима тех же московских ООЗТ. И там, и там при определённых условиях можно строить и дороги, и объекты инженерной инфраструктуры, и капитальные объекты рекреации, физкультуры и спорта. Но в отношении ООПТ это делать сложнее с точки зрения реализации процедур и обоснования.
Принципиальное отличие ООПТ от ООЗТ в том, что московские региональные ООПТ хоть как-то обусловлены федеральным законодательством и ряд процедур в их отношении подлежит согласованию с федеральным Минприроды. ООЗТ же не являются ООПТ и потому освоение этих территорий и изменение их границ зависят, по сути, только от решения региональных властей.
На своей страничке в Сети Антон Хлынов разместил полную версию своего анализа
О беспрецедентном упразднении особо охраняемых природных территорий города Москвы.
В Москве решением регионального Правительства (постановление Правительства Москвы от 27.12.2024 N 3160-ПП) юридически ликвидирована уникальная в мире система городских особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Все 146 доселе существовавших ООПТ Москвы названным решением переведены в статус особо охраняемых зелёных территорий (ООЗТ), которые юридически не являются особо охраняемыми природными территориями, не являются объектами природно-заповедного фонда и не попадают под регулирование нормами федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
То есть в самом крупном северном мегаполисе мира, где при столь интенсивной градостроительной деятельности и высокой плотности населения крайне необходимо не только сохранять существующий уровень экологической эффективности зелёного фонда, но и для обеспечения должного экологического благополучия горожан (прежде всего в климатическом аспекте) и их санитарно-гигиенической безопасности приумножать его площади внутри городской застройки, усиливать режим его охраны и особо беречь собственно природные территории, этот режим сильно ослабляется и под угрозу ставится целостность природно-экологического каркаса города. Необходимо понимать, что мегаполис - это город с большой площадью и высокой плотностью застройки, кардинально отличающийся от городов с кратно меньшим населением и кратно меньшей площадью. Здесь именно природный каркас играет важную роль в обеспечении экологической безопасности и здоровья горожан. Поэтому сеть особо охраняемых природных территорий в городе Москве была создана более двадцати не для отчётности и не как препятствие градостроительному развитию города, а как важный элемент сбалансированного развития мегаполиса как территории для жизни людей. Кроме того, в Москве, столице самой большой по площади страны Планеты, особо охраняемые природные территории, действительно, служат и позитивно сдерживающим фактором от чрезмерных аппетитов девелоперов, хотя с этой задачей справляться данные территории не могут сами по себе без должной экологической политики городских властей. Но решение этих властей юридически упразднить городские ООПТ современной и необходимой для большого города экологической политике, мягко говоря, совсем не отвечает. Кроме того, такое решение, как и его региональный законодательный базис (закон города Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зелёного фонда в городе Москве" - далее по тексту "закон о зелёном фонде Москвы"), противоречат федеральному законодательству.
То, что ООЗТ Москвы не являются категорией ООПТ следует из недавно принятого московского закона "О зелёном фонде Москвы". ООЗТ в данном законе описаны как особые объекты зелёного фонда города, но не относящиеся к ООПТ. При этом ООЗТ как категория ООПТ отсутствует и в федеральном законодательстве. Однако в названном региональном законе "О зелёном фонде Москвы" указано, что ООПТ города могут быть переведены в статус ООЗТ.
Помимо того, что де-юре ООЗТ не являются ООПТ, основным отличием ООЗТ от ООПТ является то, что ограничений на осуществление хозяйственной деятельности в пределах ООЗТ значительно меньше, чем на ООПТ. В частности, региональным законом прямо указано, что в пределах ООЗТ можно практически беспрепятственно строить объекты транспортной и инженерной инфраструктур, объекты капитального строительства рекреационного назначения, физкультуры и спорта, а также автомобильные парковки. Характерно, что в противоречие с пунктом 4 статьи 61 федерального закона "Об охране окружающей среды" и с нормами Лесного кодекса, леса, расположенные в пределах ООЗТ города Москвы до сих пор не зарегистрированы как городские леса (не поставлены на государственный учёт не лесоустроены, не внесены в Государственный лесной реестр, сведения о местоположении границ этих лесов не внесены в ЕГРН).
Вместе с тем, в силу того обстоятельства, что ООЗТ Москвы теперь и в соответствии с региональным законодательством отнесены к объектам зелёного фонда города, установленный тем же московским законом их режим противоречит абзацу второму пункта 3 названной выше статьи 61 федерального закона "Об охране окружающей среды". Текст данной федеральной нормы гласит, что на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. То есть противоречие норм московского и федерального закона в этой части очевидно, так как строительство дорог и иных объектов капитального строительства в границах ООЗТ как составляющих зелёного фонда города явно препятствует осуществлению данными территориями функций экологического и санитарно-гигиенического назначения. Стоит отметить, что дороги и объекты инженерной инфраструктуры, которые по московскому закону разрешено строить на ООЗТ, могут быть вовсе не связаны с обеспечением функционирования ООЗТ как объектов зелёного фонда. Что же касается рекреационных функций ООЗТ, то рекреация рекреации рознь: от тихого отдыха в природном окружении до занятий спортом с использованием спортивных сооружений. Но, согласно той же статье 61 закона "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, а охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. То есть строительство объектов рекреационного назначения, обеспечивающих выполнение ООЗТ их рекреационных функций, должно быть соразмерно приоритетным экологическим и санитарно-гигиеническим функциям данных территорий и не исключать их.
Стоит также отметить, что, поскольку ООЗТ де-юре не являются ООПТ, предусмотренное федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" согласование их реорганизации, изменения их границ и упразднения не подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (Минприроды России), в отличие от ООПТ, для которых такое согласование является обязательным.
Согласно статье 58 названного федерального закона "Об охране окружающей среды" (Меры охраны природных объектов) государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, и предусмотренная законом города Москвы "О зелёном фонде Москвы" норма о возможности перевода ООПТ в ООЗТ, и само решение Правительства Москвы о переводе всех 146-ти ООПТ города в статус ООЗТ противоречат федеральному законодательству.
В связи с изложенным, ведущим общественным природоохранным организациям России, включая и Общественную Палату Российской Федерации, стоит обратиться к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой об отмене постановления Правительства Москвы от 27.12.2024 N 3061-ПП, которым ООПТ города Москвы лишены своего статуса и переведены в статус ООЗТ с более слабым режимом охраны, а также о внесении поправок в закон о зелёном фонде города Москвы, содержащего норму о возможности понижения статуса региональных ООПТ до ООЗТ как противоречащую федеральному законодательству. В случае отказа по данному обращению - подать иск в Конституционный суд на отмену соответствующих норм законодательного акта города Москвы и постановления Правительства Москвы.
Вместе с тем, на сайте Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы пока что ещё размещена информация об особо охраняемых природных территориях города:
www.mos.ru/eco/functi...
www.mos.ru/upload/con...
Ранее «ЭкоГрад» сообщал о том, что Правительство Москвы своим постановлением преобразовало городские особо охраняемые природные территории регионального значения (ООПТ) в особо охраняемые зеленые территории. Согласно документу, статус меняют почти 150 парков, заказников, памятников природы и других заповедных территорий. Эколог Галина Морозова разместила в Сети свою версию анализа законодательной инновации.