Москва радиоактивная. О том, как столица защищена от источников радиации

Москва радиоактивная. О том, как столица защищена от источников радиации - фото 1
"Экозащита":
невозможно сказать, сколько всего в Москве радиоактивно загрязненных мест

Как защищена Москва от источников радиации, чем обезопасить себя от смертоносного излучения в быту и какие районы являются потенциально наиболее уязвимыми для невидимой угрозы? На эти вопросы журнала "Экоград" накануне 27-ой годовщины аварии на Чернобыльской АЭС ответил эксперт по радиационной безопасности, сопредседатель общественной экологической организации "Экозащита" и старший преподаватель Высшей школы экономики Владимир Сливяк.

 


- Насколько сильным является радиационное загрязнение Москвы по сравнению с другими мегаполисами?

- В Москве проблема радиационного загрязнения не ухудшается, благодаря такой профессиональной и эффективной организации как ФГУП "Радон". Но и принципиально лучше не становится, к сожалению. Дело в очагах радиоактивного загрязнения, которые время от времени находят. Остаются и ядерные исследовательские учреждения. Например, из Курчатовского института вывозили радиоактивные отходы и частично эта проблема решена, однако определенная опасность все равно сохраняется. В Москве прилагается немало усилий для решения проблем, однако они по-прежнему есть.

- То есть горожане могут спать спокойно - над решением проблем работают компетентные специалисты?

- И горожане все еще не могут, а власти тем более. Периодически обнаруживаются новые пятна радиоактивного загрязнения, а кроме того есть проблема радона в помещениях. По официальным данным, в 12-14% помещений в Москве могут быть опасные концентрации этого радиоактивного газа в помещениях. Однако на практике эта цифра может быть более высокой. Также вызывает озабоченность загрязнение территории бывших предприятий, например, склон Москвы-реки в Коломенском, где находились очистные сооружения завода полиметаллов.

 
Сказать, сколько всего радиоактивно загрязненных мест невозможно. Их время от времени обнаруживают. Либо какое-то брошенное предприятие, которое никто не исследовал, либо какая-то свалка, часто незаконная, на которую выбросили источники бытового излучения. На такие места люди натыкаются случайно. В прошлом веке работы с радиоактивными материалами в военных или гражданских целях велись во многих местах, и нередко загрязненные предметы, грунт или мусор вывозили просто куда–то за город, причём тогда границы Москвы были другими, и засыпали землей.

 

ПРОБЛЕМНЫЕ МЕСТА

- Где обнаруживались такие неприятные находки?

- Сложные места есть в Кузьминках и в районе Каширского шоссе. Был случай в конце 1980-х годов, когда
в микрорайоне "Зеленая горка", рядом с бульваром Маршала Рокоссовского, обнаружили несколько пятен радиоактивного загрязнения. Официально теперь там все очищено, но на самом деле жители по-прежнему считают, что где-то загрязнение могло остаться. Во-первых, доверия к властям у людей маловато, а во-вторых, вполне может быть ситуация с расхождением официальной версии и реальной ситуации.

- Если говорить о радоне, то в каких домах он образуется в наибольшем количестве?

-
Это зависит от того, какие строительные материалы использованы, а также может зависеть от конструктивных решений зданий и систем вентиляции. Нужно сказать, что это очень опасное вещество, которое находится в воздухе и продукты распада радона могут облучать внутренние органы человека.

- Что предпринять, если вдруг обнаружилась такая проблема?

- Лучше, конечно, вызвать специалистов ФГУП "Радон", которые могут профессионально подойти к решению проблемы. Традиционно считается, что газ радон скапливается в больших концентрациях в основном в подвалах, однако это не всегда так. Он может скапливаться как на нижних этажах зданий, так и на верхних – это зависит от здания и вентиляции. В любом случае, нужно как можно быстрее обратиться к специалистам.

- Может ли в Москве произойти радиационная авария?

- Что касается потенциальной опасности, то она существует. Безусловно, на первом месте находится Курчатовский институт, так как там работают с ядерными материалами. Есть еще пара десятков предприятий, НИИ. Но самый серьезный объект – это Курчатовский. Подобные объекты в черте мегаполиса - это неоправданный риск, от этой практики надо избавляться и выносить их за пределы больших городов. Случись что - большое скопление людей приведет к большому поражению, а организованная эвакуация людей практически невозможна.

 

ЗАЩИТА ГОРОЖАН

- Как можно обезопасить себя от коварных невидимых загрязнений?

- Нужно выделять средства из государственного бюджета на масштабную программу обследования. Потому что Москва расширяется и туда, где людей не было, могут придти строители, возвести дом и только потом выяснится, что на этом месте кто-то раньше устроил свалку и нужно заниматься дезактивацией территории. Но жители ведь облучаются!

- От таких случайных источников радиации какую дозу можно получить?

- По разному, всё зависит от источника загрязнения. Излучение может как в несколько, так и в сотни раз превышать природный фон, который для Москвы составляет 10-14 микрорентген в час. Если же в каком-то месте для строительства в большом количестве использован гранит, то природный фон может быть чуть выше.

- Как уберечься жителям новых кварталов и новосёлам коттеджей, которые растут как грибы после дождя?

- В сегодняшней ситуации массовой застройки никто ничего не гарантирует, поэтому сами люди должны о себе заботиться. Советую купить бытовой дозиметр и, если есть какая-то аномалия, то он, конечно, её покажет. В любом случае, радиацию на земле или в помещении обычный человек без всякой подготовки может замерить и сделать для себя выводы.

- Какой дозиметр советуете купить?

- Американский. Rad Alert или Inspector - это наиболее известные бытовые дозиметры, очень качественные. Ими даже иногда учёные пользуются. В интернете довольно много предложений о продаже. Вроде бы российские дозиметры тоже неплохие, но сам я ими никогда не пользовался.

 

НАСЛЕДИЕ ЧЕРНОБЫЛЯ

 


- После аварии на Чернобыльской станции многие люди приходили на рынок с дозиметром и перед покупкой проверяли овощи. Есть ли сегодня смысл в таких проверках?

- Есть. Сложно сказать, насколько хорошо поставлен контроль на организованных рынках. Но когда речь идет об уличной продаже и продается что-то свежесобранное, например, ягоды, грибы, то такие вещи стоит проверять. Есть люди, которые привозят на продажу дары леса из загрязненных Чернобылем мест - Брянской области, Белоруссии. Каждый год в Москве на рынках выявляют радиационно загрязнённые ягоды. И, кстати, тут речь идет не только о ягодах. Известны случаи, когда какие-то трубы из зоны отчуждения вывозили и пытались продать, древесину оттуда вывозили.

- Из каких ещё регионов могут быть потенциально опасные поставки?

- Из Челябинской и Свердловской областей, где был создан заповедник на территории восточно-уральского радиоактивного следа, который возник в 1957 году после большого взрыва на комбинате "Маяк". До сих пор там нельзя собирать грибы и ягоды, но, когда я проездом бываю там, то часто вижу людей, которые в сезон стоят и торгуют вдоль дороги. В тех лесах запрещено что-либо собирать и поэтому в них полно грибов и ягод, а людей, которые не понимают уровень опасности, это прельщает. Пошёл куда-нибудь, набрал быстро ведро грибов и пошёл продавать.

- Из Японии опасные товары могут поступать?

- Тут есть объективная проблема ввоза подержанных автомашин и запчастей, на Дальнем Востоке таможенники регулярно задерживают такие машины. Но таможенники не всё могут найти. Думаю, что до Москвы доезжает небольшое количество таких автомобилей.


МОГИЛЬНИКИ РАДИАЦИИ

 

- Куда попадают рентгеновские аппараты, различные медицинские приборы?

- В Сергиево-Посадском районе Подмосковья есть могильник, за которым следит "Радон". Туда также вывозят загрязнённую почву, если её где-то обнаруживают. Совсем недавно хранилище расширили.

- Можно ли говорить, что это хранилище безопасно?

- Любое хранилище радиоактивных отходов, какими бы ни были отходы, представляет из себя угрозу, это не вопрос применения тех или иных технологий. Проблема в том, что нет технологий, гарантирующих на 100% отсутствие утечек радиации. Радиационная опасность есть везде, где складируются радиационные отходы, и в первую очередь для населения, которое проживает поблизости. Утечки могут загрязнить воздух, почву, воду, это тот риск, который всегда присутствует при применении радиационных веществ. Необходимо эту ситуацию постоянно озвучивать, для того чтобы заставлять власти и атомную промышленность разрабатывать новые технологии. Если мы будем относиться к этим проблемам равнодушно, никто ничего не будет делать.

- Когда можно ожидать полураспада медицинских изотопов?

- Всё зависит от конкретного источника радиации, использованного в приборах. Среди радиоактивных веществ, которые используются в медицине, есть как короткоживущие, так и долгоживущие. Йод-131 или стронций-89 распадаются относительно быстро, а вот кобальт-60 – это уже 5 лет, цезий-137 – еще дольше. Кроме того, есть такая особенность, что период полураспада - это не срок, за который пропадёт опасность. Полураспад - это срок, за который количество радиоактивного излучения уменьшится вдвое. Считается, что для того, чтобы всё пришло в безопасное состояние, должно пройти десять периодов полураспада. У цезия-137 только один срок полураспада составляет тридцать лет.

Игорь Ситцевский

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить