«Крестовский» не Майдан, скакать не даст

Анекдот про студента, при получении любого экзотического задания интересующегося лишь датой экзамена, наверное, можно счесть шуткой по определению. Только если не знать наперёд, что экзамен этот он сдал. Аврал как норма жизни имеет много психологических изъянов, ведущих к сокращению продолжительности этой самой жизни, что, конечно же, нарушает права человека и бьёт наотмашь по либеральным ценностям. Но реализуемые ходульные абстракции, опирающиеся на английский оригинал многовековой данности (наверное, Великой хартии вольностей 1216 г., знаменитой уже своим формулярным беспорядком), к реальности, да ещё в России, отношения не имеют. Пакет прилагаемых ништяков, однако, бывает очень весом. Поэтому так легко получается: сроки –– святое, сказано –– сделано, выполним наперекор всему. Героизм в крови, при адекватном материальном стимулировании легко материализуется, ну а где место героя, известно ещё с советских прецедентных времён –– около головотяпа. Кто герой и кто головотяп в истории с «Зенит-Ареной», какой ярлык наклеить Олегу Дерипаске (несмотря на отпирательства, всё-таки хозяину вечно скандального «Трансстроя») и Игорю Албину (министру и строителю), стоить решить, оценив пропавшие в карманах олигарха десятки миллиардов рублей бюджетных денег Санкт-Петербурга (точный размер определит суд, точнее суды, причём многочисленные) и дамоклов меч неизбежного предновогоднего экзамена, который сдавать придётся именно вице-губернатору. Причём помогать ему в этом никто не собирается.

«Крестовский» не Майдан, скакать не даст - фото 1

Впрочем, всё по порядку. Ситуация рабочего полдня. Работа на строящейся «Зенит-Арене» как бы кипит, но пар уже устаканился и не рвёт крышку и даже не пускается в свист. Просто каждый знает своё место, где уже создал алгоритм реагирования на капризы начальства. И тут появляются ревизоры –– но не из Петербурга, как в классике, а в сам Санкт-Петербург, что нонсенсом в условиях глобализации не является. В последний день октября без лишних свидетелей на арену прибыли самые главные лица в деле проведения игр 2018-го — Колин Смит, директор по организации соревнований ФИФА, руководитель департамента по подготовке чемпионатов мира Кристиан Унгер и представители российского «Оргкомитета-2018».

Замечено, что немой сцены не происходит, отчасти потому, что народ ко всякому привык, да и вообще занят делом. Высокие визитёры, привыкшие, по всей видимости, к истинному подобострастию гоголевских героев и не найдя его у строителей, угрюмо пытающихся сделать невозможное возможным в штатном режиме, решают взять реванш и начинают… скакать по выкатному полю (которое 24 октября выкатили, 27-го испытали первым матчем (Первый матч на стадионе "Зенит-Арена". Команда подрядчиков выиграла у «Метростроя» со счётом 6:2) и 1 ноября закатили обратно, на консервацию). Нет, гости были не от южного соседа и не Майдан вспомнили –– просто тест на вибрацию. И действительно, текущая вибрация превысила нормы в 7 раз. «Инспекторы ФИФА попрыгали по полю и сказали, что на этом поле матчи Чемпионата мира-2018 проводить нельзя. Нормативы по вибрации превышены в семь раз. Раз поле пружинит, то как на нем играть?», — цитируют анонимного источника многочисленные (как обычно в войне против Албина) СМИ, уточнив, что речь идет и о матчах Кубка конфедераций 2017 года.

Впечатление произведено, скандал налицо, удовлетворённые инспектора уехали домой, с видом аристократов потрепав строителей перчатками по плечу и добавив, что «ваше инновационное» поле –– туфта, делайте традиционное, как в Кукуевске, иначе соревнований не будет. Формально, если не брать в расчёт тональность визита, инспекторы полностью правы в плане постановки проблемы. Но не в плане решений –– это не их компетенция. Хотя ревизоры дистанцировались даже от собственных рекомендаций, показывая, что свой заказ они уже исполнили, поставив Игоря Албина и подрядчика –– компанию «Метрострой» –– перед неразрешимой проблемой. Неразрешимой –– как казалось им и их заказчикам, тщетно пытающимся отобрать у России чемпионат по футболу-2018 в пользу туманной до полной мути «родины футбола».

***

3 ноября, собравшись с духом после скандала и последовавшей сразу же за ним, как по мановению ведьминской палочки, проплаченной травли в СМИ, Игорь Албин с приехавшим в Питер специально вице-премьером Виталием Мутко около «Зенит-Арены» (где, напомним, сейчас рабочее место вице-губернатора) ответили на вопросы журналистов. Оба чиновника, несмотря на уличный холод, излучали оптимизм и нивелировали, как могли, ситуацию до уровня штатной. Отметив, что Минспорта (которое тогда г-н Мутко возглавлял) поддержало смену подрядчика «в большом, серьёзном проекте» («сдать объект может не каждый»), и благодаря этому ситуация стала подконтрольной, вице-премьер отметил «энергичную работу» строителей и заверил журналистов, что план устранения недочетов уже разработан: «В целом стадион и его подготовка к завершению строительства идут по графику. Что касается поля, если не начинать его эксплуатировать — не найдешь проблему. Была штатная ситуация. Были выявлены недоработки, которые допущены при проектировании. Сейчас они будут устранены — есть план по их устранению и краткосрочный, и перспективный». По словам Виталия Мутко, вибрация не критична и сообщения о несоответствии поля требованиям Международной федерации футбола (ФИФА) преувеличены. «Поле пружинит? Это так подается. Речь идет о вибрационных процессах, но это профессиональный язык. Думаю, все профессионалы понимают, что такая глыба раскачиваться не может», — отметил Мутко. «Речь идет об определенных вибрационных процессах. Поле на нестабильной основе закатывается в стадион. Естественно, оно требует усиления. Проведены все испытания, выявлены определенные недоработки, которые были допущены при строительстве и проектировании», — пояснил он, добавив, что к концу года стадион на Крестовском введут в эксплуатацию, как и планировалось. «Мы справимся», — заключил он.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин, курирующий возведение стадиона, также назвал проблему с выкатным полем «рабочей ситуацией», хотя тоже подчеркнул «тяжёлое наследие предыдущего режима», давшее «много переделок и брака». Он отметил, что строительство стадиона выявляет проблемы целых отраслей, причём в глобальном масштабе. По словам г-на Албина, недочеты будут устранены в рамках доработки и настройки всех систем поля («7 ноября выйдем на финишную прямую»), план мероприятий по устранению вибрации уже существует. Испытания на вибрации продолжатся, по его словам, 20 декабря. «У комиссии ФИФА были рабочие замечания. Рабочий визит, рабочие замечания. Неустранимых нет», – резюмировал вице-губернатор. "Совместно с экспертами ФИФА, проектными организациями и внешними экспертами, мы рассчитываем все, включая математическую модель. Есть целый набор рекомендаций, который приняла сегодня ФИФА. И они будут выполнены. План мероприятий по ликвидации вибрации на поле у нас существует. Задача — его реализовать", — заключил г-н Албин.

 

 

КТО ВИНОВАТ

Тут уместно напомнить, что выкатное поле – одно из двух (наряду с раздвижной крышей) главных инновационных достоинств «Зенит-Арены», уверенно продвигающих его на вершину мирового рейтинга. Именно таким уникальным технологическим решением обосновывалось многократное увеличение стоимости стадиона (с 6,7 до 39,2 миллиардов рублей). Выкатное поле перемещается с помощью 32-х тяговых модулей и так называемой «воздушной подушки», когда с помощью нагнетания воздуха снижается нагрузка на 396 катков и облегчается работа приводов. Оно должно обеспечить проведение на стадионе массовых концертных или выставочных мероприятий без угрозы футбольному газону. Поэтому городу без него уже нельзя.

«Крестовский» не Майдан, скакать не даст - фото 2

Главная проблема конструктивной застройки такого элемента состоит даже не в сложности (к этому на «Зенит-Арене» не привыкать), а в отсутствии аналогов и опыта. Выдвижное поле «Зенит-Арены» должно стать пятым в мире –– после GelreDome (Арнем, Голландия, 1998, где также есть раздвижная крыша), Veltins-Arena (Гельзенкирхен, Германия, 2001), «Саппоро Доум» (Япония, 2001, где два совершенно разных поля для бейсбола и футбола) и University of Phoenix Stadium (Глендейл, штат Аризона, США, 2006, тоже с раздвижной крышей). Но у всех из них движущийся короб выполнен из железобетона, а вес всей конструкции — превышает 10 тысяч тонн. А для арены на Крестовском строители избрали свой собственный путь (не будем показывать пальцем, но это «Инжтрансстрой-СПб» с его вечно меняющимся менеджментом, где каждый был озабочен только собственной крутизной). Они использовали модернизированный до странности японский вариант (на воздушной подушке с рельсами, электроприводами и вентиляторами), но основание поля изготовили из стали, а не из железобетона. А в ходе его создания решили еще и облегчить конструкцию с 8,4 тысяч тонн (что и так было недостаточно) почти вдвое –– тогда и появилась вибрация. Корыту поля не хватает ни массы, ни жесткости –– воздушная подушка помогает полю передвигаться, уменьшает давление на катки, а вибрация, по мнению специалистов, происходит от конструктивных особенностей: малый вес поля, недостаточное количество опор, расстановки металлических балок и зазоров между балками и листами основания. Казалось бы, при чём здесь «Инжтрансстрой-СПб», зашедший на строящийся стадион в конце 2008 года и работавший там до недавнего времени лишь в режиме денежного пылесоса?

«Вибрации были ожидаемыми для инженеров, – так сказал «Фонтанке» источник, знакомый с ходом строительства. – И было понимание, что их надо устранять до сдачи в рабочем режиме».

ЧТО ДЕЛАТЬ

«Крестовский» не Майдан, скакать не даст - фото 3

Недруги Албина, проплаченные и обделённые заказами, уже начали потирать руки –– властям Петербурга придется срочно создавать на стадионе традиционный стационарный газон, что равно краху всего амбициозного проекта. Да и с раздвижной крышей стадиона, оказывается, тоже далеко не всё в порядке: её закрывали вручную, потому что нет синхронизации приводов. Естественно, обходится молчание тот факт, что всё это было на испытаниях. Зато педалируются сроки.

Как отмечает «Фонтанка», приезд инспекции ФИФА стимулировал поиск решения проблемы. Подрядчики арены уже выдвинули свои предложения. «Внедренческий центр прогрессивных технологий» (ВЦПТ), отвечающий за механизацию кровли, выступил за установку под полем 1,5 тысяч домкратов. Дополнительные точки опоры, в теории, должны сдержать вибрацию конструктива.

Специалисты Политехнического университета видят решение в установке снизу поддона стальных рам — они закрепят листы металла, немного гуляющие после сборки короба. «Метрострой» выразил готовность приварить под дном короба дополнительные металлические листы, а в промежуток между пластами закачать слой бетона с пенополиуретаном. Тогда конструкция петербургского поля лишится своей технологической уникальности, но станет тяжелее и жестче. С передвижением такой системы проблем не возникнет, утверждают собеседники «Фонтанки». Все препятствия, а именно — выступающие слои бетона в чаше, срезали во время закатки. К тому же, тогда была отключена система нагнетания воздуха, действующая как воздушная подушка.

Загвоздка в том, что никаких аналогов у поля, опять же, не существует. Эксперты не знают, какое решение окажется оптимальным или хотя бы сработает. На крайний случай придумали радикальный способ — оставить выкатное поле снаружи арены. А внутри — засыпать обычное, стационарное. К летнему Кубку Конфедераций газон наверняка уже вырастет.

Правда, при таком решении появится новая проблема — где организовать зону для тележурналистов? Выдвинутое из чаши стадиона поле займет место, предусмотренное для лагеря телевизионщиков на время чемпионата мира.

Но этот вариант будет той самой капитуляцией, которую от Игоря Албина ждут. Остаётся надеяться, что к нему не придётся прибегнуть.

И строители, и проектировщики поля излучают оптимизм и уверенность, что все проблемы арены решатся к концу декабря. В конструкторском бюро «Высотное и подземное строительство» (ВиПС), выступающем генпроектировщиком арены, «Фонтанке» ответили, что не получали официальных претензий к характеристикам поля. «Все соответствует нормам», – сказали в компании. Впрочем, здесь можно оговориться, что в России не существует норм для вибрации выкатных полей –– наверное, по причине отсутствия оных.

ЧЕГО ЖЕ ТЫ ХОЧЕШЬ: БОЛЬШОЙ СПОРТ

Строители стадиона «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге пообещали главному тренеру команды «Зенит-2» Владиславу Радимову исправить недоделки после сдачи стадиона. Об этом он рассказал на своей странице в Instagram после того, как побывал на долгострое с экскурсией.

«Понятное дело, я не специалист в области стадионостроения, но уверен: когда все уляжется, успокоится, то будем гордиться этим сооружением. И начнутся аханья-оханья всех, кто сюда пожалует. А если про сегодняшние недоделки... Ну да, не немцы, чего уж тут, сразу на отлично сделать не выходит. Как сказали сами строители: "После сдачи доделаем напильником"», – написал Радимов.

«Для чего строятся красивые стадионы, красивые трибуны? Для того, чтобы люди приходили и смотрели на футбольное поле. Правильно? Футбольное поле придает колорит. Поэтому в целом, конечно, это неприятно: регулярно приезжает комиссия ФИФА и находит какие-то ошибки, которые надо устранять», — признается Lenta.Ru заместитель председателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, представитель фракции "Справедливая Россия" депутат Валерий Газзаев.

ЧЕГО ЖЕ ТЫ ХОЧЕШЬ: ИЗ ЖИЗНИ АУТСАЙДЕРОВ

ООО «Инжтрансстрой-СПб», с которым в июле был расторгнут контракт на строительство стадиона на Крестовском острове Петербурга, подало иск к нынешнему генподрядчику проекта на 166,5 млн руб. Как сообщает «Фонтанка», иск был подан 24 октября. Большая часть суммы иска приходится на стоимость светопрозрачной пленки для покрытия кровли стадиона, сообщил изданию источник, близкий к «Трансстрою». Пленку истец закупил на свои деньги для ускорения работ. Ее и другое оборудование и материалы бывший подрядчик передал нынешнему. «Метрострой» так и не оплатил расходы, пишет «Фонтанка».

Ранее «Инжтрансстрой-СПб» подал шесть исков к комитету по строительству и Федеральной антимонопольной службе. Компания оценила свой ущерб из-за разрыва контрактов на строительство стадиона в 7 млрд руб.

Спасение утопающих –– дело рук известно кого. Так и отреагировали в Кремле. "Наверное, хозяева стадиона и подрядчики проекта будут следить за этим", — пояснил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, добавив, что вмешиваться в ситуацию Кремль не намерен. Такой открытый месседж Игорю Албину: назвался героем –– будь им, а мы приветствуем только победу и добиваем раненных гладиаторов. Что ж, война так война, русским не привыкать, даже если это трудовая баталия и проливается не кровь, хотя и не клюквенный сок. Не аврал, а концентрация усилий и интеллекта с виртуозным использованием технологий –– и всё это в оболочке недюжинной русской силы. Так победим! Сейчас и всегда.

Владимир ХЛУДОВ.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить