Могли ли войска Военно-космической обороны отразить астероидную космическую атаку. Комментирует военный обозреватель Сергей Михайлов:
- Падение метеорита в Челябинской области вызвало легкую панику, много слухов и домыслов. Действительно, бытие наше как-то сразу показалось хрупким и не защищенным никакими оружейно-оборонительными системами самых последних поколений.
Совсем недавно с большой помпой было объявлено о создании войск Воздушно-космической обороны, которые уже несут боевое дежурство. Порой даже проговаривалось, что ВКО способны не только отразить атаку вражеских баллистических ракет, но и вовремя засечь, обработать и разрушить какой-нибудь крупный метеорит в верхних слоях атмосферы или даже в ближнем космосе. И вот произошло то, что произошло…
Получается, что ни мощнейшие загоризонтные радары системы ВКО, которые вводятся в строй ударными темпами, ни оптико-электронная станция слежения за космическими объектами «Око», расположенная в горах Таджикистана, ничего не видели и атаку из космоса прозевали.
Сегодня уже появились оптимистические заявления о том, что скоро в правительство будут представлены предложения по обнаружению астероидов, угрожающих Земле, и предотвращению метеоритных дождей. Интересно, те, кто будут разрабатывать предложения по «предотвращению метеоритных дождей», сами-то понимают, за что берутся?
Стоит сделать небольшой экскурс в наше прошлое. Советская Армия была самой мощной в мире, и при этом форма одежды, что рядовых солдат, что генералов, отличалась сдержанностью. А вот в странах Латинской Америки и Африки, где вооруженные силы являлись буквально ничтожными, форма военнослужащих была кричаще роскошной. Пестрая расцветка мундиров, золотые аксельбанты размером с морской канат, огромные фуражки-аэродромы с высоченными тульями и яркие орденские планки, занимающие всю грудь ни разу не стрелявших вояк. Над этим видимым несоответствием в СССР много потешались.
Но пришли иные времена и к нам. И чем слабее становились Вооруженные силы России, тем выше задирались тульи фуражек новых российских генералов, тем гламурнее становилась форма одежды защитников Отечества, тем звучнее назывались воинские награды.
В СССР существовали две хорошо отлаженные и очень мощные для своего времени системы защиты от атак с воздуха и из космоса – ПВО, то есть противовоздушная оборона и ПРО – противоракетная. Все было понятно. ПВО отражает атаки вражеских бомбардировщиков и крылатых ракет, а ПРО, используя ядерные заряды, должна сбить с курса и даже уничтожить межконтинентальные ракеты США в случае их пуска по СССР. При этом баллистические ракеты должны поражаться в космическом пространстве.
И вот, когда единая советская система ПВО-ПРО, охватывавшая всю территорию СССР, была разрушена, а остатки ее более десяти лет никак не развивались, кому-то пришло в голову замахнуться на космос. Наверное, рассуждали так: это, мол, у «совков» не хватало полета фантазии и креативного мышления, а мы – эффективные менеджеры, не какое-то там примитивное ПРО воссоздадим, а сразу Воздушно-космическую оборону организуем! И организовали, забыв народную мудрость: назвался груздем – полезай в кузов. Ведь ВКО, в отличие от ПРО, по своему смысловому содержанию должна обеспечивать не только отражение ракетных атак, а именно воздушно-космическую оборону во всей ее полноте. В том числе - защиту от метеоритных атак и астероидных угроз. Но кто ж об этом думал, когда занимался красивым переименованием в духе латиноамериканских сериалов?
Поэтому стоит разочаровать излишне доверчивых соотечественников: нет у нас никакой ВКО, а есть ПРО в виде бледной тени того, что имел когда-то Советский Союз.
А противоракетная оборона в силу своей идеологии нацелена на контроль строго определенных секторов ближнего космоса – тех, через которые теоретически должны лететь вражеские ракеты. И если вдруг в эти сектора залетит «гость» из глубин Вселенной, станции радиолокационного контроля либо его просто не увидят, либо не успеют обработать траекторию полета.
Какие бы не создавались в недрах ОПК зенитно-ракетные комплексы хоть пятого, хоть шестого поколения, защитить Землю от метеоритных дождей они не смогут. Нельзя просто взять и приказать силам ВКО перенацелиться с баллистических ракет невероятного противника на вполне вероятные метеориты. Ничего не выйдет. Для защиты Земли от блуждающих в космосе глыб потребуется создание совершенно новой системы ВКО, принципиально отличающейся от ПРО. И это задача не одной России или одних США, или КНР. Это задача общечеловеческая. Создание глобальной ВКО приобретает первостепенную важность. От того, насколько она будет быстро и успешно решена, вполне возможно, зависит судьба всей земной цивилизации.
Увы, интересы наших партнеров лежат совершенно в другой плоскости. Они озабочены созданием ЕвроПРО и пытаются окружить противоракетным частоколом территорию России. И никто не хочет думать, что падение булыжника массой в несколько тонн окажется страшнее всех иллюзорных ракетных угроз Ирана и КНДР вместе взятых.
По словам отечественных специалистов, занятых созданием ракетных комплексов ПВО, радарных систем и вычислительной техники, мы в состоянии разработать эффективные системы дальнего космического слежения и отражения метеоритных угроз. Просто задача эта настолько сложная и дорогостоящая, что ее можно сравнивать с совокупностью всех ядерных и космических проектов, реализованных в ХХ веке. Однако, считают наши оборонщики, именно решение такой задачи способно покончить с гонкой вооружений и взаимным недоверием.