Глава Бурятии Алексей Цыденов опубликовал в Сети пояснения по поводу стоимости очистных сооружений в Северобайкальске. Своё обращение Цыденов адресовал землякам. Ранее депутат Государственной Думы Жанна Рябцева во время депутатской инспекционной поездки по Республике Бурятия резко раскритиковала проект строительства очистных сооружений, назвав расходы по их возведению необоснованно завышенными
Добрый день, земляки.
Вернусь к очистным. Провели сверку по очистным Северобайкальска и Ворсмы. Пост будет длинным, но в общих словах я уже говорил, а подробности коротко не получается. Хотя даже эти подробности сравнительного анализа сильно сокращены.
Очистные и Северобайкальска, и Ворсмы мощностью 5000 метров кубических в сутки. Но численность населения в Ворсме 11 тыс. человек, а в Северобайкальске 24 тысячи человек. Плюс в Северобайкальске железнодорожное локомотивное и вагонное депо. Это влияет на фактический процент загрузки очистных.
Первое - это входные условия, т.е. уровень загрязнения стоков поступающих в очистные. Превышение уровня загрязнения в Северобайкальске по отношению к уровню в Ворсме значительное. Смотрите сами.
БПК5 – выше в 1,7 раза
ХПК общее – выше в 1,8 раза
Аммоний по N – выше в 1,2 раза
Взвешенные вещества – выше в 1,9 раза
Общий азот – выше в 1,4 раза
Общий фосфор - выше в 2,6 раза
Второе - это до каких параметров требуется очистка. У нас байкальские требования - Приказ № 83 от 21.02.2020 года Министерства Природных Ресурсов. И вот сравнение, по каким параметрам у нас более жесткие условия и на сколько.
БПК5 - требования одинаково.
ХПК общее - требования в 1,5 раза выше.
Аммоний ион по азоту – требования в 1,3 раза выше.
Взвешенные вещества - требования в 14 раз выше.
Фосфор фосфатов - требования в 4 раза выше.
Нитрит-анион по азоту - требования одинаково.
Нитрат-анион по азоту - требования в 4,5 раза.
ПАВ - требования в 10 раз.
Нефтепродукты - требования в 5 раз выше.
Сульфаты - требования в 1,66 раза выше.
В итоге, у нас входящие стоки с большей концентрацией загрязняющих веществ, при этом, требования к очистке гораздо жестче.
Надо отметить, что достижение более высоких показателей очистки, это не линейная зависимость.
К примеру спринтеры. Стометровку меньше чем за десять секунд в мире пробегало всего около двухсот человек. А если повысить требование всего на одну секунду?! За девять секунд сто метров пока еще не пробежал ни один человек в истории.
Т.е. иногда даже незначительное повышение требований требует кратно больших усилий. А у нас требование отличаются очень сильно в более жесткую сторону. Соответственно и более жесткий подход в подборе технологических решений, выбору механической и биологической очистки, более производительного и качественного оборудования, в том числе физико-химическую обработку «привозного стока» на установке реагентной флотации и увеличения объемов биологических сооружений (с учетом технологии Мембранного биореактора, далее МБР), более высокого расхода воздуха для биологического процесса, то есть более производительных воздуходувок. Более производительного оборудования для обработки отбросов (транспортеров, прессов, установки приготовления и дозирования реагента (дезинвазия-отходов).
Также особо следует отметить, что Северобайкальск стоит непосредственно на Байкале и любой сбой в работе очистных приведет к попаданию неочищенных вод непосредственно в Байкал. Поэтому по проекту у нас все технологические процессы имеют обязательное резервирование. Т.е помимо того, что самого оборудования и конструкций у нас больше, так оно еще и в двойном количестве.
Ниже под данным постом приложены сравнительные данные по технологическому оборудованию.
Из ниже приложенных данных видно, что и количество оборудования, и количество емкостей, и конструкций у нас значительно больше, и это объективная необходимость. В Ворсме 55 единиц оборудования, а у нас 132.
Еще раз повторюсь, что все технологические проектные решения по очистным в Северобайкальске прошли согласование на Научно-техническом совете Минстроя России. Иной более компетентной экспертизы в этой сфере в стране просто нет.
Для сравнения стоимости важно и то, что в Ворсме монтировалось чешское оборудование в 2020 году. У нас уже большая часть - это российское оборудование, плюс за четыре года произошли многие процессы, которые существенно повлияли на стоимость. Соответствующие транспортные расходы на доставку до Северобайкальска также заложены в сметную стоимость.
Плюс заложена утилизация иловых осадков старых очистных и пр.
Справедливости ради надо отметить, что проведенная работа по сравнению стоимости всё равно не была напрасной.
Нашли необоснованное завышение объемов и соответственно стоимости работ по благоустройству. Порядка 200 млн. Уже экономия. При приемке работ это бы все равно выявилось. Но чем раньше, тем лучше.
Такие факты экономии возникают ежегодно по многим объектам. Для примера, это реконструкция в прошлом году защитной дамбы в Улан-Удэ второй этап (участок дамбы как раз в районе очистных). Там при установленном объеме финансирования 232,2 млн. рублей, по факту приняли работ на 16,7 млн. меньше. Реконструкция дамбы выполнена в полном объеме, при этом экономия составила 7,2% и возвращена в бюджет.
По программе Чистая вода у нас по объектам в этом году экономия порядка 36 млн. возвращается в бюджет.
Но повторюсь, чем раньше выявляется экономия, тем лучше.
Важным вопросом, в первую очередь для наших жителей, жителей Северобайкальска, является итоговая стоимость коммунальных услуг при запуске новых очистных. Весь технологический цикл очистки до установленных приказом Минприроды требований дорог не только в строительстве, но и в последующей эксплуатации. Повышенное потребление электроэнергии и прочего. Это непосредственно отразится на тарифе.
И актуальным остается вопрос и к исполнительным органам, и к законодательным о том, что население республики несет дополнительные расходы, связанные с охраной озера Байкал. Байкал надо сохранять для будущих поколений в неизменном виде. Мы это понимаем, принимаем и всеми имеющимися у нас возможностями это обеспечиваем. И наши жители, и местные органы власти – все в этом задействованы.
Но нам нужна поддержка. И в льготном тарифе на электроэнергию, и в газификации республики, и во многом другом.
Президент нас поддерживает, соответствующие поручения Президента есть. Работаем с Правительством России над их исполнением. Верим и надеемся на то, что все будет исполнено.
Также актуальным является и совершенствование нормативной базы. Многие запреты и требования, которые сегодня усложняют жизнь на Байкале, проистекают не из осознано сформированных экологических защитных ограничений, а из несогласованности между собой различных законов, принимавшихся в прошедшие годы, без учета Байкальского фактора.
И здесь нужна поддержка и депутатов Государственной Думы, и Министерства природных ресурсов России, и академической науки.
Мы руки не складываем – мы работаем! Нам надо и Байкал сохранить, и людям справедливые условия для жизни обеспечить.
Иного пути нет!