Волков: Таланты наших детей – основа инновационного будущего России

Волков: Таланты наших детей – основа инновационного будущего России - фото 1Олег Волков специально для журнала Экоград.

Текущая должность:  ам. директора по повышению квалификации в ЧЕБОКСАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФГБОУ ВПО "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ ИМ. В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА"


Образование: Чувашский государственный университет.

Кредо: Жизнь пройти так, чтобы не было ни минуты сомнения, что Жизнь - прекрасна! 

Таланты наших детей – основа инновационного будущего России

  1. 1.Счастливая семья = Умные родители

            Я – папа, отец трех сыновей. Роме, нашему старшему, уже 30 лет, Антошке скоро будет 27, а Фёдору, последышу – 16. И сегодня уже могу с уверенностью говорить, что у нас счастливая семья. Я искренне горжусь своими детьми, их успехами и творческими достижениями. Они занимаются любимым делом и сегодня у них все в порядке в личной жизни. Что еще нужно родителям? Всем, кажется, известно определение счастливой семьи по Льву Толстому («Все счастливые семьи…»). Не открывая Америк и не претендуя на изобретательность и ноу-хау, хочу поделиться своими выводами счастливой семьи по-русски (сам-то я чуваш, а жена Ирина по паспорту, вроде как, русская). Итак, выводы:

  • семя нашей счастливой семьи – это брак по любви, красивой и яркой;
  • почва семьи подготовлена культурой, традициями, обычаями родственников;
  • здоровье семьи в корнях ответственности и взаимного уважения друг к другу;
  • стержень дружной семьи в доброте, верности и своевременной помощи;
  • сила семьи в нашем профессиональном труде и творческом отношении к делу;
  • будущее семьи в детях, воспитанных личностно в любви, заботе и чести.

Как видите, ничего сверхъестественного, все, как и в других счастливых семьях… Тем не менее, мне кажется, что во всем этом четко регламентированном алгоритме шагов, есть один этап, для подробного описания которого у меня выработался свой взгляд. И этот этап касается вопросов будущего семьи. Наше будущее – гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно – совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Наше будущее – дети. Любящие супруги, сознательно ставшие родителями, хотят видеть в своем ребенке достойного продолжателя рода, деятельного и успешного человека, которым будут гордиться не только они, но и все родственники и даже чужие люди.

Большинство молодых мам и пап уверенно считают свое дитятко самым лучшим, самым одаренным и красивым. И ведь они правы, потому как в каждом ребенке скрыт Леонардо (кому кто нравится: да Винчи или ди Каприо). При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками и наклонностями для возможного развития в способности, которые окончательно формируются в талант в процессе индивидуального развития и обучения совместно с хорошим (лучшим) педагогом. Ученые установили, что от 50 до 80 % задатков, способностей и талантов обеспечивается за счет наследуемых генов.

Личность и творческие возможности человека могут проявить себя в разном возрасте (детском, подростковом, юношеском и взрослом), в том числе в раннем дошкольном детстве. В последнем случае они могут быть выявлены еще до поступления ребенка в школу, что создает предпосылку для последующего индивидуального обучения и активного творческого развития. Поэтому забота о развитии способностей наших детей, а все дети талантливы от рождения, это забота о развитии науки, культуры, экономики и социальной сферы жизни будущей России.

Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно, плодотворно и счастливо они смогут, если сегодня мы поможем развить их позитивные задатки и наклонности в уникальные способности и таланты. Поиск возможностей ребенка и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство и сила страны. Учеными и педагогами-практиками созданы достаточно надежные методики выявления задатков и наклонностей детей, разработаны и успешно апробированы специализированные программы помощи по развитию у детей их сильных способностей.

Почему же, если все так научно обосновано, методически определено и конкретно работает, нашастатистика уверенно и безнадежно информирует, что  количество одаренных/талантливых детей в России не превышает 2-3 процентов от общего числа детей. И вот здесь я обращусь к сравнению особенностей жизни нашей семьи с другими семьями, например с соседской семьей Ивановых, у которых тоже сыновья, примерно того же возраста, что и наши двое старших. В нашей семье было конкретное, хотя несколько условное разделение обязанностей – муж/отец зарабатывает (в 80-90-е годы ХХ века это было возможно без всякого криминала), а жена/мать 18 лет занималась домашним хозяйством и правильным воспитанием сыновей, прежде чем вышла на работу. В своей новой профессии логопеда, связанной с детишками дошколятами, супруга быстро стала признанным профессионалом и лидером. Основой ее успеха стали практика домашней воспитательницы и опыт работы умной мамой.

Все свободное время мы, в основном, уделяли личностному развитию детей даже в «ущерб» общепринятым развлечениям и отдыху с друзьями. Наши вечера в основном были посвящены совместным походам с детьми в спортивную секцию, музыкальную или художественную школы. При этом из процесса воспитания сыновей мы принципиально вычеркнули такой привычный инструмент, как «иди гулять на улицу». Тогда как эта методика саморазвития всегда считалась базовой среди большинства российских семей, и не только у наших соседей. Одними из первых, даже среди своих одноклассников, наши дети освоили компьютер, хотя это сомнительное удовольствие было в начале 90-х годов ХХ века весьма не дешевым. Но увлеченность Антоши к ПК, а наследственная готовность Романа прийти на помощь другому помогла нам в совместном правильном выборе их профессий и качественного высшего образования для этого. Результат нашего подхода в воспитании: старшие сыновья получили соответствующее их способностям и потребностям практическое образование, а младший уже после 9 класса поступил в музучилище и получает музыкальное профессиональное образование, на которое он явно мотивирован, в отличие от общего среднего школьного образования, как у всех.

И, как результат, я пришел к выводу, что у нас такое мизерное количество (2 - 3%) одаренных детей потому, что у нас такое же количество умных, правильно любящих своих детей родителей. Почему же так произошло? Все дело в том, что, в первую очередь, и это, по-моему, главное, существуют принципиальные различия в умении быть умными родителями. А основа этого заложена в культуре семьи, формирующейся системой родовых связей, традиционно-национальных отношений и факторов мощного социально-государственного воздействия. Все это закладывает фундамент понимания, принятия и освоения взрослыми важности родительской роли, требующей большой любви, личной ответственности и всего свободного времени для участия в многолетнем творческом процессе семейного воспитания и индивидуального развития своих детей.

Ну и, во-вторых, отсутствует общегосударственная система непрерывной диагностики и личностного развития способностей детей на всех этапах их жизни и обучения, начиная с дошкольного возраста.Нет единой утвержденной педагогической системы, основанной на использовании простых, универсальных способов и понятных методик, оценивающих не только наследственные задатки и этапы развития способностей, но и решающей проблемы понимания детьми своей одаренности, их мотивации и личной ответственности за творческую самореализацию.

Не вдаваясь глубоко в причинно-следственные связи условий жизни большинства российских семей от государственно-социального характера, созданного в нашей стране СССР-Россия, отмечу, как я считаю, самое существенное в русле поставленного вопроса. В нашей памяти еще свежи те исторические периоды становления советского государства, когда из общинно-крестьянской России жесткими, авторитарными методами строился Советский Союз: велась коллективизация, индустриализация, борьба с послевоенной разрухой, выполнение решений партсъездов и строительство развитого социализма. Людей считали бездушными «винтиками», поэтому с детства в них воспитывали жесткую исполнительскую дисциплину, обучали неукоснительному соблюдению стандартных операций в качестве живого придатка к механизму (станку, колхозу, заводу, институту), созданному государством.

Сегодня же в безыдейной, современной России принципиально все по-другому: идет борьба за выживание народа в условиях необъявленной государством войны, развернутой внутри своей страны войсками ЖКХ, энергетических монополий и кредитных организаций. Большинство граждан нашей страны оказались «мобилизованными» на эту войну, когда люди вынуждены работать, чтобы хоть как-то прожить, едва сводя концы с концами. Они даже не могут выбирать работу, которая им нравится, выбор за них сделала эта жизнь. Жизнь российских обывателей превратилась в работу за минимум средств, половина из которых уходит на жирование назначенных владельцев «трубы» (коммунальной, энергетической, финансовой). Тут с завистью вспомнишь исторические факты о «десятине», которую собирали с крестьян князья или монгольские завоеватели.

А это значит, что в процессе воспитания детей у наших людей просто никогда не было выбора, все дети в обязательном порядке посещали детские садики, количество которых обеспечивало все потребности советского государства. Да, и сегодня, проблема нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) решается в государственном масштабе. Почему-то, почти нет сомнений, что эта количественная проблема будет успешно решена в самое ближайшее время.

Но остается проблема с родителями малолетних детей-дошкольников, в большей степени озабоченных не только вопросом оплаты за образовательные услуг в ДОУ, но и вопросом качества этих услуг. Услуг, которых, в принципе, с родителями не согласовывают и фактически предоставляют по программе, разработанной для группового воспитания детишек для жизни в стране советской плановой экономики, которой уже нет. А то, что программа единого дошкольного образования за 20 лет никак не изменилась и даже не корректировалась, вам скажет любой заведующий или старший воспитатель современного российского детского сада.

 

Волков: Таланты наших детей – основа инновационного будущего России - фото 2Олег Г. Волков, профессор, Чебоксары

06.01.2013

 

Волков Олег Гаврилович


Место работы: Чебоксарский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина»
Должность: заместитель директора, профессор, к.х.н., действительный член Российской академии проблем качества, член Всероссийской организации качества, руководитель регионального комитета ВОК в Чувашской Республике «Качество образования», постоянный руководитель представительства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в Чувашской Республике.
Награды: почетный работник высшей школы Российской Федерации, почетная грамота и благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации, почетные грамоты Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и др.
Адрес: 428020, г. Чебоксары, ул. П. Лумумбы, 8, оф. 233
Телефоны: раб. (8352) 63-05-40
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Сайт в Интернете: www.volchki.ru

О.Г. Волков, выпускник химического факультета Чувашского госуниверситета им. И.Н. Ульянова (1980 г.), кандидат химических наук (аспирантура ИОНХ АН СССР им. Н.С. Курнакова, Москва, 1984 г.), доцент (1999 г.), профессор (2011 г.) давно и успешно работает над проблемами совершенствования качества. Особенно активно и плодотворно он занимается вопросами совершенствования качества российского образования, начиная от дошкольного (проект «Выявление и развитие индивидуальных задатков и наклонностей детей дошкольного возраста в ДОУ») и включая все остальные уровни: общее среднее, начальное, среднее техническое, высшее и дополнительное профессиональное, особенно, инновационное инженерно-техническое образование. Активно работает со школьниками и студентами по подготовке их к олимпиадам и конкурсам международного (РОСТ-2010, г. Н.Новгород) и всероссийского уровней (Шаг в будущее, 1996-2001 гг, Олимпиада народного хозяйства МСЭФ, «Моя страна – моя Россия» ГД РФ, 2005-2012 гг.).
Большой личный вклад в модернизацию и развитие инженерно-технического образования был внесен Олегом Г. Волковым в период его работы на разных должностях, включаю должность начальника Управления профессионального образования в Министерстве образования и науки Чувашской Республики (1994-2003 гг.). В частности, он был руководителем рабочей группы в Чувашии по подготовке и реализации в России международного проекта «Реформа системы образования», финансируемого из средств Международного банка реконструкций и развития (1999-2003 гг.) С 2000 года он был соорганизатором и региональным руководителем программы реализации экспериментального пилотного проекта по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) и проекта по ГИФО.
Активную результативную деятельность Олег Г. Волков, как широко востребованный специалист в области менеджмента качества, ведет в масштабах города Чебоксары, Чувашской Республики и России, оказывая профессиональные консалтинговые услуги по вопросам изучения и внедрения международных стандартов качества и проведению курсов повышения квалификации и опережающего образования в организациях всех сфер экономики. Особенно успешно он работает с образовательными учреждениями в качестве научного руководителя и консультанта. Так, по итогам работы в 2004-2010 гг., смогли приступить к формированию собственной СМК более 20 учреждений образования всех уровней. Их результаты отмечены победами на всероссийских и республиканских конкурсах качества и социальной ответственности.

 

Профессору Волкову принадлежит авторская модель руководства компанией «Пирамиды – волчка», основанная на образах игрушек, известных с детства каждому человеку. Модель базируется на использовании философской позиции антиномии в изучении базовых принципов двух противоположных способов руководства организацией: статичной пирамиды как символа административного управления и активного волчка, как образа эффективного менеджмента. Им разработана оригинальная модель-дополнение под названием «Пирамида качества жизни» к общепризнанной пирамиде потребностей Маслоу, которая распространяется в научной среде и среди практикующих менеджеров как «Пирамида потребностей и качества жизни Маслоу-Волкова».
Олег Г. Волков автор ряда эссе, учебного пособия «Управление качеством жизни», 2007 г, монографии «Пирамида МММ (механизм мотивации и модернизации) качества жизни» 2011 г., более 140 научных статей, более трети из которых написаны в соавторстве со студентами.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить