Предварительные итоги истории «скверной истории с Храмом» в Екатеринбурге, которая ещё не закончилась, но встала на паузу, уже требуют осмысления. Я вполне представляю волну критики по поводу следующих моих слов, но они должны быть сказаны. А поскольку не прозвучали еще, то пусть почтенное общество их услышит от меня
Мы экологи, а точнее и вернее – журналисты-экологи. Защита зеленых насаждений, их оазисов, скверов в том числе, – наша профессиональная задача, и здесь по долгу службы и по призванию мы говорим неудобные для власти слова. Ядрово, Шиес, Байкал, Иркутск с «чёрными лесорубами», «Красный Бор», Лосиный остров – всех болевых точек, которых мы касались в наших публикациях, уже не перечислить, потому что ареал экологической протеста и борьбы постоянно расширяется помимо нашей воли.
Политик Геннадий Гудков поделился мнением о том, почему не рассматривается версия о применении в отделке Sukhoi Superjet 100 высокогорючих материаловМы уже 15 лет популяризируем экологическое мировоззрение. Это целая жизнь в экологии и во имя экологии, и можно вспомнить знаковые вехи. Два года назад, разбирая случай с визит-центром в бурятском Танхое на берегу Байкала, мы начали полемику с главным экологом страны, министром природных ресурсов. К сожалению, эта полемика привела не к восстановлению порядка и защите великого озера, а к отставке министра, которая ситуацию не изменила.
По правилам «Единой России» мы участвовали в выборах в Государственную Думу по одному из подмосковных округов – и победили, правда, не выиграли. Спасибо всем, кто голосовал за меня на этих выборах. Мне кажется, нас было больше, чем накруток у всех конкурентов, но, увы, наши голоса в этом процессе оказались не востребованы ни одной политической силой.
Что касается «скверной истории с Храмом» в Ёбурге (уж так мы его называли с детства, не обессудьте), то, во-первых, ничего нового мы в этой истории для себя не узнали и тем более не выявили. Может, за исключением пары ранее незаметных нитей у кукловодов, но это дело житейское. Никаких необратимых процессов не произошло и произойти не могло. Вопрос, нужен ли Ёбургу сквер вместо Храма или наоборот, реально локальный, и на месте виднее. Но сама постановка вопроса и флёр безысходности демотивируют больше, чем все тумаки, розданные во время митингов.
Кстати, что такое следы от полицейских дубинок, знаю не понаслышке, так что контекст ясен. Спокойный взгляд из Москвы просто фиксирует, что нужны и Храм, и сквер, а пуще всего – диалог. С последним не будут спорить и местные, поскольку именно формальный беспредел стал причиной «скверной истории».
Отбросим юношеские аргументы типа «жизнь никогда не будет прежней» (будет, ибо многообразна) и оценим, что же нового для нас открылось – и открылось ли вообще.
Что в обществе существуют различные интересы, а интересы разных групп в итоге сталкиваются, что есть люди с психологией кубанско-кущевских "цапков и цеповязов", – известно каждому, перешагнувшему рубеж совершеннолетия. Что "цапки и цеповязы" всегда отираются подле власти – тоже не новость, поскольку такова их генетическая суЧность. Поэтому они не маскируются, а драка с ними равно почётна, как и любая борьба за правое дело, как и безуспешна, потому что власть без них никуда.
Единственная новация – индивидуальные профили друзей и подлецов теперь стали отчётливее, поскольку и те и другие проявились на добровольной основе. Принимать на этом фоне игры «пиарщиков» за некую реальность – себя не уважать, тем более увязывать неуклюжие шаги в этой истории #постсурковскихполупрофи от «русского мира» с какими-то трагическими последствиями для самого Русского Мира совсем скучно и бредово. Крупные алмазы и песок невозможно размешать до однородной консистенции, да и к «скверной истории с Храмом» это отношения не имеет.
Защитники сквера победили, но они победили не Храм – и в этом есть ответ на глубоко эшелонированный президентский пассаж. Они не безбожники, они мечтатели и активисты, в отличие от отмеченных верховным сарказмом кадрового выбора «Старой площади» губернатора, мэра Ёбурга и далее по списку. Увы, их судьба незавидна, и жалеть их совсем не стоит. Выросшие по понятиям «цепков-цеповязов», делящим мир на вертухаев с кнутом и рабов, третирующие как «терпил» всех своих сограждан, у которых нет такого кнута, они оказались меж всех огней сразу. Тут и требующие пайки "цапки с цеповязами", и крупнейшие налогоплательщики сиречь олигархи, и окрики из Кремля (отдельно – со «Старой площади»), а опереться не на кого – народ ненавидит, и поделом.
Это к вопросу о том, можно ли в борделе соблюсти невинность. Но битва не закончилась – ни фабульно (кое-кто из подлецов уже начинает отчислять студентов за участие в протестах, мониторя соцсети), ни контекстуально, потому что жизнь – это не игра в стратегию, где ходы уже написаны, хотя и не известны игроку, но давно ясны автору.
Русский Мир, по алгоритмам которого разыгрывалась «скверная история» от всех игроков, никуда не ушел, хотя кадровые перемены в составе «пиарщиков» пресловутого проекта очевидны. Не случайно тема протеста в Ёбурге слилась с темой протеста в Шиесе, наложилась на неё и даже перекрыла, – и разбором аварии в Шереметьево.
Прочь клиповое мышление и поиски простых ответов на вопросы. Нет смысла платить за жизни сгоревших пассажиров самолета «запретом недоделанного самолета» – но есть наш вопрос в этой полемике: кто поставил при отделке салона лайнера горючие и токсичные материалы, кто их применил, кто выдал положительное заключение экспертизы? Имена этих «цапков-цеповязов», фактически уничтоживших десятки людей, важны для следствия, но для нас, экологов, важнее разрушить порочный механизм, который грозит уничтожить ещё десятки жизней в новом самолете, в котором нам придется сгореть.
«Долой стену!» – это лозунг защитников сквера, и мы его берём себе. Разрушьте эту стену отчуждения – и не будет ни «скверного Ёбурга», ни Шиеса, ни Ядрово, ни других горячих точек на русской карте. Будет Русский Мир, пусть каждый представляет его по-своему. Но мир – это не война, экологам отсюда виднее.
Игорь Панарин