Российская космонавтика - пауза между прошлым и будущим

Российская космонавтика - пауза между прошлым и будущим  - фото 1Презентации этой статьи редакция журнала «ЭкоГрад» уделяет особое значение. Тема космоса в нашей стране всегда будет находиться на стыке мечты, реальности эмоции: гордости, боли. Владимир Кошлаков, Исполнительный директор «Фонда поддержки детского технического творчества им. летчика-космонавта СССР Героя Советского Союза А.А. Сереброва», экс-главный редактор газеты «Вестник Героев». Еще раз возвращается к теме хронологии великого пути.

 

 

 

Российская космонавтика - пауза между прошлым и будущим  - фото 2

 

 

Путь в космос начинался с Нахабино!

«Вспомнят о них,

наверное,

                                                                           когда пролетят года,

                                                                           что были они - первыми

                                                                           и будут ими - всегда»!

                                                                                                       В.А.Андреев

Мало кто сегодня знает о том,  каковы наши приоритеты в деле освоения космоса, если не касаться запусков Первого в мире  искусственного Спутника Земли в 1957 году и Первого человека в космос в 1961 году (Ю.А. Гагарин). Дело в том, что у этих двух знаменательных для всего человечества дат есть своя предыстория, есть так называемая – предтеча. Так что же предшествовало этим  знаменательным  событиям? И какое отношение к запуску Первого искусственного Спутника Земли и полету Юрия Гагарина имеет полигон в Нахабине Московской области?  И что такое « ГИРД»?

    Основы отечественной космонавтики были заложены в 20-30-е годы ХХ века. Ее колыбелью были – «ГИРД» (Группы изучения реактивного движения) и «ГДЛ» (Газодинамическая лаборатория— первая научно-исследовательская и опытно-конструкторская лабораторияСССР. Их деятельность была посвящена разработке ракетных снарядов на бездымномпорохе, ставших прообразами снарядов в гвардейском реактивном миномете«Катюша», а также жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). В конце1933году онивошли в составРНИИ).

     В «ГИРД» работали молодые энтузиасты, девизом которых были замечательные слова Ф.А. Цандера: «Вперед – на Марс! Скорей – на Марс!»  Какой Марс в 30-е годы??? (Ф.А. Цандер – инженер, ученый, изобретатель. Начиная с 1926 г. Ф.А. Цандер работал над проблемами межпланетных полетов ракет и ракетопланов В 1930 году провел первые испытания своего опытного реактивного двигателя – «ОР-1»).

      В 20-е гг. прошлого столетия в нашей стране наряду с пропагандой индустриализации страны широко обсуждались фантастические идеи межпланетных полетов. В начале 30-х гг. акцент делается на распространение технических знаний в области ракетной техники, на собственно научно – техническую пропаганду! Именно это подчеркивается

в письме С.П. Королёва ленинградскому ученому – популяризатору космоплавания Я.И. Перельману от 31 июля 1932 г.: «...Мы думаем, что вполне своевременно будет издать целую серию... небольших популярных книжечек по РД ... популярных и в то же время технических книг»

     К началу 30-х годов остро назрела необходимость в создании такой организации, которая бы объединила всех заинтересованных людей для работы над ракетной техникой (реактивными двигателями и ракетами).

Нужно сразу же отметить, что в «ГИРД» шли в основном энтузиасты и оптимисты-романтики с такой непоколебимой верой в свое дело, какие встречаются очень редко. Правда их объединяло не только сделать явью желание и стремление к возможным, пусть и далеким полетам ракет в космос, к другим планетам, но и то, что все они уже имели опыт работы в авиастроении, свои авиационные конструкции, идеи по созданию ракетной техники.

     Итак, с чего все началось.

   В конце 1931  года в Москве на квартире С.П. Королева собралось четыре человека – сам С.П. КоролёвФ.А. Цандер, М.К. Тихонравов и Ю.А. Победоносцев. «Нас было четверо, - вспоминает один из участников события М.К. Тихонравов, - все люди разные, но всех объединяло желание практически применить неиссякаемые силы, таящиеся в реактивном движении».
 
В четырехчасовой беседе они обсуждали вопрос об организации «ГИРД». Решили, что ее начальником станет Ф.А. Цандер, а председателем технического совета – С.П. Королёв. Наметили и структуру ГИРД: четыре бригады, каждая из которых должна решать свои конкретные задачи.

В этот вечер произошло историческое событие – было оформлено ядро четвертой группы Бюро воздушной техники ОСОВИАХИМа, названной «Группой Реактивного Движения». Вскоре ее переименовали в – «Центральную группу изучения реактивного движения и реактивных двигателей» (ЦГИРД), так как к этому времени уже образовались подобные группы на общественных началах в Ленинграде, Харькове, Баку и др. Агитационно-пропагандистская деятельность «ГИРД»вызвала широкий отклик в стране. Во многих городах при местных организациях «Осоавиахима» создаются соответствующие группы, секции, общества. Перечень их был представлен в газете «Техника» от 9 сентября 1932 г.
В январе 1932 года была создана группа московского ГИРДа.

     3 марта 1932 г. было проведено совещание под председательством М.Н. Тухачевского с участием начальников управлений РККА, руководителей «ГИРД» и «ГДЛ», на котором был заслушан доклад С.П. Королёва о перспективах реактивного движения и планах организации. Его результатом стал подписанный председателем ЦС Осоавиахима  Р.П. Эйдеманом приказ о создании «Опытного завода ЦГИРД», на основании которого «ГИРД» получала свое производство и испытательную базу!

     В апреле 1932 г. коллектив «ГИРД» начал восстанавливать помещение (если так можно назвать сырой подвал), которое «Осоавиахим» арендовал для своей новой организации по адресу: угол Садово-Спасской улицы (во дворе дома №19) и Орликова переулка в Москве. Площадь помещения составляла 650 кв. м, это давало возможность «гирдовцам» разместить в нем и конструкторские бригады, и производственные мастерские. Конструкторских бригад было четыре. Первую бригаду возглавлял Ф.А. Цандер. Ей была поручена разработка проектов двигателей и ракет с использованием элементов конструкций в качестве ракетного топлива (идея Цандера). Второй бригадой руководил М.К. Тихонравов. Она разрабатывала тему строительства ракет и двигателей с участием в совместных с первой бригадой проектах. Третья бригада, под руководством Ю.А. Победоносцева, работала по проблемам создания воздушно-реактивных двигателей и газодинамических установок. Четвертую бригаду, одновременно руководя организацией, возглавлял С.П. Королёв.

     Основной и первоначальной задачей «ГИРДа» было – доказать на опыте пригодность реактивного принципа движения жидкостных ракетных летательных аппаратов, и эту задачу Группа успешно решала. Уже к апрелю 1932 года ГИРД, практически, становится главной государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов.

     Сбывалась мечта С.П. Королёва: он работал на предприятии, целью которого было осуществление ракетного полета! Если «ЦГИРД» имела в основном организационные и просветительские функции, то «ГИРД» предназначалась для проведения экспериментальных работ по созданию реальных ракет и двигателей. Вот что вспоминал соратник С.П. КоролеваМ.К. Тихонравов: «… с основанием «ГИРДа», как у С.П. Королева, так и у меня, появилось стремление как можно быстрее увидеть в полете ракету непременно на жидком топливе. Если ракетный двигатель еще можно было отработать на земле, то динамику ракеты возможно было изучить только в ее движении, т.е. в полете. При одобрении С.П. Королева мне удалось сделать проект такой ракеты, благодаря которой мы смогли бы изучать не только некоторые вопросы динамики, но и ее устойчивости и пр. Эта ракета получила индекс «09»». Устройство ракеты «09» было очень простым. Подача кислорода осуществлялась давлением собственных паров. Впоследствии такой способ подачи  применялся на некоторых других ракетах. Сгущенный бензин вмазывался в камеру сгорания. Зажигание осуществлялось с помощью авиасвечи. Аэродинамическая форма ракеты соответствовала  последнему слову техники. Применены были новые для того времени материалы, например – электрон.

   Не буду останавливать подробно на том, в КАКИХ условиях шла работа «гирдовцев» - многие из них приходили работать после своей основной работы, работали до полуночи, а кто и еще позднее, подвал был холодным и сырым, женщины летом выбегали погреться на солнышке, все это подрывало здоровье энтузиастов, например Ф.А. Цандер в итоге умер 28 марта 1933 года по дороге на лечение (он так и не увидел воплощение своей мечты). И многое другое, начиная от нехватки материалов, инструментов, до ЧП в виде взрывов в подвале … жилого дома (дом этот, кстати, чудом сохранился, его не снесли московские власти - спасибо «Архнадзору»),  но памятную доску (автор архитектор С.В. Клепиков) почему-то еще в советское время (20 апреля 1978 г.) повесили не на сам дом, где был «завод ГИРДа», а на соседний, который выходит на Садовое кольцо (Садово-Спасскую, 19 к.1), хотя есть некоторое мнение, по которому выходит, что в самом начале ГИРД размещался именно… в подвалах корпуса №1...

Итак. После периодических взрывов к гирдовцам в подвал спускались жильцы кто с палками, кто, с чем… Веселая кипела работа – романтика да и только! Энтузиасты! (Вот на таких то людях и выезжала наше государство во все  века, как говориться - очень часто вопреки, а не закономерно. Сами ГИРД-овцы в шутку расшифровывали свою аббревиатуру как - «Группа Инженеров, Работающих Даром». Вот так.)

   Итак, М.К. Тихонравов долгожданную ракету спроектировал. Дальше – пуск! Невозможно представить состояние всех участников создания данного изделия. Все волновались так же, как перед запуском Первого искусственного спутника Земли в будущем ее участники. Некоторые участники «ГИРДа» это чувство испытают в дальнейшем очень много раз!

И вот. Первая попытка. 11 августа 1933 года в Нахабино на место испытаний приехало много «гирдовцев». Здесь были: Королев, Победоносцев, Корнеев, Ефремов и др. Все собрались возле пускового станка, где располагалась ракета. Ракета состояла из алюминиевых сплавов, в нижней части которой монтировались четыре стабилизатора. Но в день пуска обнаружились неполадки в системе зажигания. Тогда С.П. Королев принял решение о переносе старта не оттягивая его далеко. Дата выпадала на 13 августа… Сергей Павлович махнул на все предрассудки и утвердил эту дату. Итак – 13 августа! Но в этот день «гирдовцев» вновь настигла неудача – прогорела камера и воспламенилась обшивка…

Третий старт ракеты назначили на 17 августа 1933 года.  Ракету «ГИРД-09» везли обвернув газетами в трамвае.., а далее на поезде до Нахабино, а потом - несли до старта на руках… как дитё малое…

Время старта затянулось до 19.00. Но на этот раз все прошло удачно! Из сопла ракеты вырвалось конусообразное пламя. Ракета медленно, словно нехотя, скользнула по направляющей пускового станка и с нарастающей скоростью устремилась в подмосковное небо. Успешный пуск Первой отечественной жидкостной ракеты под индексом «ГИРД-9» прошел успешно! Была вписана страничка в историю отечественной космонавтики и ракетостроения! И это священное место находится совсем рядом с Москвой           - под Нахабино. Ракета поднялась ввысь примерно на 400 метров, полет длился 18 секунд. Ракета упала и развалилась от удара о землю, но почин был сделан. А все участники этого эпохального события были в этот момент на седьмом небе от счастья! Они устроили вокруг упавшей ракеты что-то вроде языческих плясок – ликованию не было предела. С.П. Королев подбежал к ракете, опустился на колени и стал трогать ее еще теплый металл и выпалил громко: «Вот и полетела!!! Не зря же бились!!!»

 Тогда же вышел специальный выпуск стенгазеты ГИРД – «Ракета №9». Всю ширину газеты заняло изречение С.П. Королева: «Советские ракеты победят пространство!»

С.П. Королев сразу же после первых пусков ракеты «09» заказал серию из шести таких ракет, предвидя, что с их помощью будут решаться некоторые проблемы ракетного движения. Полет ракеты «09» положил начало широкому фронту исследований в области отечественного ракетостроения.

     21 сентября 1933 года приказом заместителя наркома по военными морским делам М.Н. Тухачевского был создан Первый в мире «Реактивный научно-исследовательский институт РККА».

    25 ноября 1933 года здесь же в Нахабине была успешно запущена вторая «гирдовская» ракета «ГИРД-Х», сделанная по проекту Ф.А. Цандера (уже покойного на тот момент) – первой бригадой «ГИРД». Она поднялась на высоту 70 метров. Все обнимались и целовались. Каждый утверждал, что благодарен судьбе, что он ВСЕ ЭТО видел собственными глазами! Каждый был – участником исторического события.

    В 1934 году доработанная ракета «ГИРД-9» достигла высоты уже в 1500 метров!  А 15 августа 1937 года на этом же полигоне совершила немыслимый по тем меркам полет стратосферная ракета «АВИАВНИТО» конструкции М.К. Тихонравова. Данная ракета смогла подняться на высоту 3000 метров, что стало выдающимся достижением той эпохи!

   Летные испытания ракет с ЖРД в Нахабине, разработанных в ГИРДе и РНИИ, позволили приобрести большой опыт натурного испытания ракет, накопить определенные знания и теоретически их обобщить, что положило начало отечественному жидкостному ракетостроению и космонавтике.

     Два первых старта «гирдовских» ракет в 1933 году (ГИРД-9 и ГИРД-10), положили начало начал нашей космической отрасли – именно здесь родился предвестник «Байконура», т.н. «Байконур №1» - «нахабинский». Так это место называют все космонавты страны.  Это потом будет Первый Спутник, полет Юрия Гагарина, выход нашего космонавта в открытый космос, и многое другое, и все это впервые. История отечественной космонавтики – предмет для гордости каждого гражданина России, но гордятся ли наши граждане этими достижениями? Знают ли они о них? Где и кто им рассказывает об этих достижениях и приоритетах отечественной науки?

     В честь ГИРДа названа  кратерная цепочка на Луне!

     Одной из самых глобальных проблем России, равно как и всей европейской и даже мировой цивилизации, начала XXI века является кризис идентификации, то есть отсутствие понимания своего места в истории. Причиной этого являются глобальные исторические катастрофы, приведшие к разрыву связи поколений, разрушению единой культурной традиции. Теряя связь с традицией, человек одновременно теряет видение своего жизненного пути. Он не понимает кто он, к какому народу, какой культуре он принадлежит

     Так вот, сегодня, как мне представляется, наша молодежь, наши дети – вряд ли индефицируют наше Отчество со страной «высокого технического уровня», со страной имеющей некую «техническую культуру». Да, это не опечатка! «Техническая культура» как термин уже давно не используется в обиходе ученых и чиновников, что уж до молодежи…  Нас вокруг (дома и на работе) сплошь окружают технические изделия и приборы, созданные за рубежом! На ЭТОМ и вырастают наши дети.  И ничего другого – альтернативного этому заморскому они НЕ ВИДЯТ! И что ОНИ должны думать о той стране, в которой родились? Примерно вот  что: «а что мы вообще умеем делать кроме оружия?».

   Понимая, что сегодня мы делать толком ничего не умеем – ни телефонов, ни автомобилей, ни компьютеров – логика ребенка такова, что значит, у нас и не было никаких технических и инженерных традиций, значит - все чего мы добились в этих направлениях – мы все ЭТО украли на западе! Вот и весь набор знаний и патриотизма… Ничего мы делать не умеем, только воровать…

      И дети здесь не виновны! Такова современная жизнь – кругом нас атакуют элементы «технической культуры» западных стран. Мы этому не были подвержены в детстве – просто этого не было, а наши дети? Кто о них позаботится? И мы удивляемся – «а что это они так стремятся уехать все на запад?» Наши дети считают, что ТАМ цивилизация, что ТАМ все изобрели. А мы – отстой. Примерно так. Обидно? Очень! Ведь ЭТО ВСЕ неправда! Но как об этом рассказать нашим детям? Как об этом говорить, чтобы они поверили? Ведь они историю изучают по американским блок-бастерам и фантастическим фильмам! Правда уж очень дорогим и красивым. Там все выглядит достойно и правдоподобно для молодежи. За 1,5 часа просмотра они получают информацию о том, что они самые передовые в космосе, и что именно с них все и началось! А где мы? А наше место – «труба»! Причем чем длиннее, тем лучше! А еще лучше – много-много труб, в разные стороны. Хорошо! Ничего делать не надо.

       Как показывает история нашего государства – лучшее время для творчества – это кризис. Причем чем сильнее кризис, тем более прорывные изобретения могут возникнуть. Так устроен человек. По крайней мере – наш человек. Сейчас как раз такое время наступило. Но где эти талантливые инженеры и конструкторы? За рубежом? Неужели все?

    Вот почему особенно сейчас ценно место Первых пусков под Нахабино! Это настоящий артефакт, свидетель исторического события. Но разве ЭТО место используют сегодня для широкой пропаганды наших приоритетов и достижений в области космических исследований? Нет!!! Это место не просто пришло в запустенье, оно вообще может исчезнуть с лица земли, и никто, кроме местных жителей этого особенно не заметит… Поэтому и уезжают одаренные инженеры за границу. Не верят в потенциал нации!    Почему?

      На месте пуска первых ракет в Нахабине сейчас существует обелиск с тестом (нанесена информация о событии, которое произошло здесь в 1933 году и фамилиями непосредственных участников создания ракет Королев, Цандер и Тихонравов, см фото). Так вот, этот обелиск появился не по логике, а вопреки... Додуматься увековечит данное место, решили… местные школьники! Не государство! В 1966 году коллектив школы принял решение об увековечении этого места, а ведь тогда прошло уже 33 года с тех знаковых событий… Итак, ученики Нахабинской школы №2, на вырученные средства от проделанной работы (школьники по вечерам мыли вагоны в  депо вместе с комсомольцами мотор-вагонного депо) установили памятный знак. И это был Первый в стране памятник, увековечивший имена и дела пионеров отечественной ракетной техники – группе «ГИРД»!  

      А в день 50-летия события у памятного знака появился макет той самой ракеты «ГИРД-9», также была установлена и копия пускового станка. Место приобрело тогда торжественный вид. Но то было в 1983 году. Сейчас там все по-другому. Все заросло, камень – обелиск, стоит, но он собран из нескольких расколотых кусков (видимо его в самом начале 70-х годов кто-то уронил, случайно…) Лес, который примыкал к памятному месту начали активно вырубать… Если эту землю продадут кому-нибудь… можно будет про все Это забыть. Почему? Мы знаем чем закончилась история с пусками ракет в группе «ГДЛ» под Ленинградом (Санкт-Петербургом) – место пуском уничтожено, там сейчас танковый полигон… Место утеряно для истории! Кто-нибудь об этом говорит? Это кому-нибудь нужно? Тишина. Так и в этот раз – с Нахабино может все обойтись тишиной. Но... Неравнодушные люди есть, как в самом Нахабине, так и за его пределами. «Фонд поддержки детского технического творчества им. космонавта А.А. Сереброва» обратился с рядом писем к Губернатору МО, в Совет Федерации (в Комитет по обороне), к Министру культуры РФ, к вице-премьеру О.Ю. Голодец и Президенту ГК «Роскосмос»  о том, чтобы данное место было сохранено для потомков. Более того, чтобы придать этому святому месту для отечественной космонавтики было предложено организовать рядом с этим местом «Детско-юношеский авиаракетный Центр» для популяризации отечественных ракетно-космической истории и техники.  Теперь это место под серьезным контролем общественных и ветеранских организаций – ветераны РВСН. Космических войск, Роскосмоса, ветеранов ГосДумы, Героев Труда (Трудовая доблесть России), родственников участников события (дочерей Королева, Тихонравова, Цандера, ряда космонавтов – Александрова, Аксенова, Коваленка, Юрчихина, Джанибекова, и др.).

    Что удивляет нас, так это то, что еще в мае 2013 года Председатель  Правительства РФ Д.А. Медведев на встрече в Красногорском районе с ветеранами Великой Отечественной войны коснулся данного вопроса, когда один из ветеранов Великой Отечественной войны И. Пирогов, рассказал о Нахабинском полигоне Дмитрию Анатольевичу. Эта тема очень понравилась Д.А. Медведеву, он заинтересовался. Предложил даже в день 80-летия первого пуска ракеты «ГИРД-9» (17 августа 2013 года) провести … символический пуск подобной же ракеты! Все присутствующие его поддержали. Обещали место привести в порядок. Да и только…  Не услышали Дмитрия Анатольевича. А жаль. Он ведь прекрасную идею продал местным властям, а они не поняли! Вот так и живем. Ждем лучших времен и государственно мыслящих людей… Но сами, все-таки, пытаемся что-то изменить, так сказать – достучаться до чиновников. ХХI век очень стремителен. Времени для нашего государство отведено на наверстывание отставания в технологическом плане совсем немного, атака на нас уже началась… А сделать необходимо очень многое! Нужны героические усилия всего общества, при условии его консолидации вокруг лидера и веры в успех и правоту дела, которым будет занят каждый на своем месте. Возможно, это и станет делом всей жизни многих из нас, пора бы потрудится и для Отечества, как это делали легендарные «гирдовцы». У них все получилось.  А на что способны сегодня мы?

«…Невольно хочется вскликнуть: так много сделано и пройдено!

И в то же время нельзя не сказать: как ещё мало достигнуто,

 как много ещё предстоит осуществить!»

  С.П. Королёв

Кошлаков Владимир Дмитриевич

(Исполнительный директор «Фонда поддержки детского технического творчества им. летчика-космонавта СССР Героя Советского Союза А.А. Сереброва»)

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить