Портфолио vs ЕГЭ: стандарты уступают Большому Брату

Начало 2019 года имеет все шансы войти в историю российского образования как время смены матричной парадигмы. Эпоха «больших данных» (BigData) через нанотехнологии уже видоизменила постиндустриальный технологический уклад, и это отразилось а мировой образовательной доктрине – на авансцену вышла концепция «обучающегося общества», основанная на образовательных альтернативах, учитывающих интересы локальных социальных, этнических, культурных и гендерных стратов, делающих учебные программы индивидуальными и дистанционными. Так возникли условия и потребность в непрерывном образовании на протяжении всей жизни. Идея непрерывного образования в её системной гибкости означала разнообразие образовательных услуг, которые предлагаются учащимся и обеспечивают им в дальнейшем возможность выбора своей стратегии образования, а также изменение роли педагога в образовательном процессе – из транслятора знаний, умений и навыков он становится консультантом и помощником в самостоятельном активном освоении нового содержания образования.

Портфолио vs ЕГЭ: стандарты уступают Большому Брату - фото 1

Пионером матричном обновления образования в России стала Москва, и иначе случиться вряд ли могло. «Большие данные» в урбанистики задали пакет решений в виде «умного города» (SmartCity) и ныне охватили всю совокупность социальных процессов, о чём гордо заявил мэр Москвы Сергей Собянин на прошедшей 5 февраля III Международной конференции по управлению качеством образования «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании». Мэр в ходе своего выступления остановился лишь на проекте «Московская электронная школа» (МЭШ) с его новаторской концепцией портфолио. Встречаясь 21 марта в школе №1234 с преподавателями, внесшими наибольший вклад в развитие проекта МЭШ, Сергей Собянин развил свою мысль:

…Школа сможет выстраивать траекторию индивидуального обучения, максимально учитывать способности учащегося и его образовательные потребности. Большие данные также помогут ученикам формировать личные портфолио, которые будут включать их достижения — победы на олимпиадах, грамоты, сертификаты, выполненные проекты — за весь период обучения в школе.

Как известно, уже сегодня наличие подобного портфолио добавляет абитуриентам несколько баллов к результатам ЕГЭ и дает дополнительные шансы при поступлении в вуз.

…Очень серьезный вопрос не только накопить эти данные, не только их проанализировать, но и понять, какие мы можем из этого сделать выводы, что мы дальше можем сделать, заменив ЕГЭ на портфолио, и выстроить новые критерии успешности, новые критерии знаний. Это самый сложный и тонкий вопрос, который требует очень аккуратного подхода и обсуждения.

Конечно, мы таким образом более эффективно сможем выявлять талантливых физиков, математиков, историков, но мне кажется, мы таким же образом можем выявлять и будущих талантливых организаторов, бизнесменов, политиков, то есть людей, способных не только с точки зрения знания арифметики, математики и физики, но и с точки зрения большей адаптации, приспособленности к современной жизни, это очень важно.

На мой взгляд, школа, являясь лишь одним из этапов образования, не может сделать это портфолио достаточно содержательным без того, чтобы эта работа не была продолжена на следующем этапе. То есть если этот процесс прерывается на этапе школьного образования, то его эффективность снижается. Было бы очень правильно, если бы такое портфолио пополнялось на этапах и среднего, и высшего образования и в дальнейшем в нем отражались жизненные успехи человека, его профессиональный рост. Тогда бы из этого портфолио уже вышла целая электронная история человека, к которой можно обращаться на протяжении всей его жизни.

Одна из глобальных задач «Московской электронной школы» — создание портфолио каждого учащегося. Потому что можно подделать результаты — попросить родителей, чтобы они контрольную написали за тебя или еще какое задание выполнили. Но когда информация за 11 лет учебы отображается в системе, их невозможно подделать. Потому что там результаты и контрольных, которые проводятся в классах, и ЕГЭ, и олимпиад, и различных мероприятий, которые проводят учреждения допобразования, и так далее. То есть огромный массив информации. Мы хотим разработать мобильное интерактивное приложение, чтобы можно было проверить учащемуся свои знания, настроить его так, чтобы в нем задания подбирались персонально, чтобы была возможность получать дополнительные знания, чтобы формировалось электронное портфолио, чтобы у каждого учащегося был личный кабинет».

Портфолио vs ЕГЭ: стандарты уступают Большому Брату - фото 2

Стоит отметить, что тема школьных портфолио в российском образовательном сообществе впервые прозвучала ещё в 2003 году, конкретизировалась вместе с идеей профильного обучения в школах (которое с 1 сентября 2006 года стало обязательным), а 20 сентября 2011 года Президент РФ Дмитрий Медведев поручил создать к началу 2012 года механизм школьных портфолио, которые будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения. Прошло более 7 лет, этот механизм оставался загадкой даже для правительства, пока за дело не взялся мэр Москвы Сергей Собянин, реализующий в рамках Госсовета стратегический кус на системное ускорение. Очевидно, что с этим фактором и были связаны его сенсационные выступления в начале года.

Но объявить замену ЕГЭ на портфолио и даже продемонстрировать отлаженность механизма «школьной Википедии» – МЭШ, с помощью которого это может оптимально реализовываться, – это хороший зачин и одновременно запрос экспертному сообществу на системный операционной продукт. Короче говоря, тема пошла в народ и требует обсуждения, что и получилось на днях. Готова ли к такому повороту система образования, шла речь 2 апреля в Медиалофте на Пречистенке, где Федеральный институт развития образования (ФИРО) РАНХиГС совместно с интернет-изданием «Мел» организовал экспертный дискуссионный клуб на тему «Портфолио vs ЕГЭ: как все это понимать?». В работе клуба участвовал главный редактор «ЭкоГрада» Игорь ПАНАРИН, передаём его отчёт о форуме.

Портфолио vs ЕГЭ: стандарты уступают Большому Брату - фото 3

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Модератор – Максим ДУЛИНОВ, директор ФИРО РАНХиГС

Спикеры:

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ

Игорь РЕМОРЕНКО, ректор МГПУ

Михаил МОКРИНСКИЙ, директор Международной школы «Летово»

Павел КУЗЬМИН, директор Московского центра качества образования

Игорь КРУГЛИНСКИЙ, начальник Управления оценки качества общего образования Рособрнадзора

Евгений МАЛЕВАНОВ, директор Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС

КОНСПЕКТ ДИСКУССИИ

Максим ДУЛИНОВ

– Единому госэкзамену (ЕГЭ) исполнилось 10 лет (1 января 2009 года вступили в силу поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые провозгласили ЕГЭ обязательным для всех выпускников, независимо от того, собираются они продолжать обучение в вузе или нет. – Ред.). Как Вы считаете, он устарел?

Виктор БОЛОТОВ:

– ЕГЭ – это внешний экзамен, он объективно уступает место центрам сертификации по компетенциям, выдающим сертификаты онлайн и живьём. Эта смена форм ещё лет на 10.

Игорь КРУГЛИНСКИЙ:

– ЕГЭ совершенствует модель, технологии. Сама дискуссия по ЕГЭ давно ушла, можно менять его формы – в это процесс включился московский мэр Сергей Собянин. Смена ЕГЭ на портфолио добавляет первому критерии успешности, стандарт документов о среднем и высшем образовании дополняется электронной историей успеха.

Игорь РЕМОРЕНКО:

– Основное в портфолио – это индивидуальные достижения. Получаются экзамены с высокими ставками. Хотя первые портфолио должны быть, на мой взгляд, у работников образования.

Портфолио делается по принципу аналога таргетированной рекламы, цифровой истории. Так это выглядит в МЭШ – все учительские мануалы в единой среде, разложены по профилям учителей. Это позволяет типологизировать представленные материалы –например, что учителя берут из учебников, что нет (вообще не нужно), а что берут из другой литературы, которая нужна. Так выявляются лидеры цифрового образования, типы их популярности, методические стратегии, можно на основе этого анализа подсказать учителям, в каких сообществах им оптимально находиться.

Михаил МОКРИНСКИЙ:

– Нам, учителям, не всё равно, ЕГЭ или портфолио. Нет ничего страшнее нарушения монополии, потому что уходит понимание ясности правил игры – что надо вложить, где новенькое, кто и почему выигрывает. ЕГЭ – это объективность и формализованность.

Портфолио превратится в два профайла – школы и ученика. Цифровой век позволяет сопоставить, где пользователи у этой истории, её стейкхолдеры – в вузе.

Будет выбор между лучшим и свалкой – мы живём сейчас на свалке информации, и предстоит своевременная попытка справиться с этой свалкой, чтобы уметь принимать решения, реагировать на вызовы.

Поскольку портфолио есть сочетание двух уровней – достижений ребёнка и школы, то жизнь учителя теперь будет чётче сложнее – важно не засыпать на солнцепёке.

Павел КУЗЬМИН:

– МЭШ уже собрала 10 млн ученико-результатов, а ЕГЭ – около 6 млн.

Высокотехнологичное портфолио – это кодекс цифровых следов учащегося.

В массивах МЭШ видно, чем ребёнок занимался, есть и его проектная деятельность, но возникает главный вопрос – как с этой информацией работать.

Предстоит предлагать определенные технологии разным ребятам, настроить процедуру проверки достоверности (прокторинг), автоматическую обработку данных, подтверждение авторства.

Формирование портфолио предполагает диагностику с поверкой развернутого ответа (особенно по гуманитарным предметам).

Будет разгрузка педагога на рутину, теряется монополия на единого поставщика данных, возникает вариативность для оценки образовательных результатов ребёнка.

У родителей учащегося и его самого должно быть право открывать результаты ребёнка только определённым категориям пользователей.

Применима свободная траектория тестирования – каждый сам формирует своё портфолио.

ЕГЭ контролирует/оценивает базовый срез знаний, портфолио – это попытка создать индивидуальную траекторию, цифровой след и большие данные.

Но мы пока учитываем и оцениваем замкнутость критериев и параметров на ЕГЭ, а что будет оценивать портфолио? Где его рамки?

Евгений МАЛЕВАНОВ:

– Уточню, что такое большие данные (BigData) – это более 1 млрд строк в таблице или более файл более петабайта (1015 байт). Проективный объём портфолио пока не определился.

ЕГЭ – жестко ограничивающий, портфолио более свободное, но там есть ловушка – данные об ошибках накапливаются. Доступ к самим достижениям смешан с процессуальными моментами.

И надо учитывать, что в данный момент часть нашей страны находится на этапе перехода от ЕГЭ к ЕГЭ&портфолио, а другая часть ещё не дотягивается до ЕГЭ как формализованного экзамена.

BigDataозначает, что в вашей жизни когда-то всплывут совершенно забытые и казавшиеся незначительными моменты, и произойдёт это в момент конкурсного отбора.

Победа на соревнованиях не всегда обеспечивает успех на выбранном пути.

Требования жесткие и чёткие к портфолио – это сам по себе очень неблизкий и сложный этап, если не вполне реализуемый.

Портфолио позволяет не организовывать специальный экзамен, а зачесть по совокупности действий тренировок без соревнований – но важно все же уметь пройти экзамен. Потому что каждое слово и каждая мысль входит в наше портфолио.

Виктор БОЛОТОВ:

– Портфолио чревато массовыми приписками в сфере оценивающие-коммуникативных аналогов (пример – недавний слух о баллах для поступления в вуз за членство в Юнармии). Репутационные риски – здесь работать не будут!

Если выстроить портфолио по жёстким параметрам – то всё будет у всех.

Игорь РЕМОРЕНКО:

– Репутация вуза должна иметь значение – это для выборки из перечне индивидуальных достижений портфолио.

Разная социальная ткань – разные вузы.

Но пока регламентировать портфолио не нужно.

Кстати, уникальный материал всех времён, разъясняющий суть ЕГЭ, принадлежит Виктору Болотову (Виктор Болотов. Когда ЕГЭ станет независимым https://www.russkiymir.ru/publications/87915/)

Максим ДУЛИНОВ:

– Портфолио – это МегаБольшой Брат, кумулирующий не только формализованные данные, но самые разные активности в образовательной деятельности

Сергей Семенович Собянин открыл МЭШ миру, но и для сервисов – тоже.

Павел КУЗЬМИН:

– Самое главное в школе – это возможность выбора, что проистекает из уважения к разным результатам, школьным предметам, активностям.

Но всё же основа портфолио – это академические результаты ребёнка (которые тестируются на ЕГЭ. – Ред.)

Не надо сверху наложить на портфолио ограничения, ребёнок делает выбор сам, что и он, и его семья показывает во внешнюю среду из своего портфолио. А также – как данные определяются, накапливаются и представляются – как и кому.

Михаил ШНЕЙДЕР, директор школы №45 имени Л. И. Мильграма:

– Тут говорилось про Юнармию и подобный учёт активностей – так уже без всякого портфолио некоторые главы регионов переводят дедушек через Невский, а что уж будет с портфолио тогда?

Система ЕГЭ предотвращает эти игры с активностями, тут более-менее объективно, и там, где есть измерители, можно о чём-то говорить – отрегламентировано, посчитано.

Если ничем не регламентировать портфолио –то все в погоне за активностями будут спасать детей Африки, посещать по 150 музеев в день, придёт Оруэлл! И победит то, у кого самая быстрая реакция и ничего больше.

Понятно, что наш век – время управляемого хаоса, а мы скатываемся к неуправляемому.

В такой большой стране играть подобными штуками небезопасно, портфолио просто должно занять своё место и не более того. Поэтому вопрос: какие дефициты ЕГЭ закрывает портфолио?

Виктор БОЛОТОВ:

– ЕГЭ ничего не говорит про личные достижения вне предмета, и это его главный дефицит. Поэтому есть риски, и вузы спорта, искусства всю жизнь используют портфолио. И здесь есть тревожный симптом – каждый год перечень вузовских олимпиад сокращается из-за злоупотреблений.

ЕГЭ нельзя учитывать при оценке деятельности учителя и школы, а портфолио можно, что необъективно.

Евгений МАЛЕВАНОВ:

ЕГЭ –для тех, кто поступает в вуз по стандартизированным алгоритмам.

Портфолио – за стандарты (образования) ответить не может, но если его делать вольным и вариативным, то как искать соотношения по баллам у ребят, если у них разная шакала ценностей?

И, учитывая конкуренцию на рынке, это создаёт особые сложности.

Портфолио vs ЕГЭ: стандарты уступают Большому Брату - фото 4

Игорь ПАНАРИН, главный редактор журнала «ЭкоГрад»:

– Я здесь, видимо, в единственном лице представляю журналистское сообщество как работодатель. И выступлю как работодатель с вопросом – поможет ли переход на портфолио решить проблему разных психологических типов молодых людей, один из которых строго играет по правилам без импровизации – и добивается успеха, а другой не просто отрицает правила, но в силу натуры привержен поиску своего решения, хотя не укладывается в дедлайны, стандарты и всё такое прочее. Люди первого типа забрасывают нас письмами с требованием тех самых правил успеха, а вторые в них не нуждаются, но их успех спонтанен. Как Вы думаете, поскольку портфолио по замыслу будет отражать реального человека, то каков должен быть его контент, чтобы успех можно было формализовать для данного психотипа?

Виктор БОЛОТОВ:

– Очень хороший и очень точный вопрос. Не бывает неординарных детей, бывают загубленные дети, которым не дали раскрыться. Дети бывают кинестетики(психотип личности, воспринимающий мир через ощущения. – Ред.), и тогда понять, куда ребёнок ориентирован, поможет его портфолио, вся прелесть которого – в вариативности.

20% детей не осваивают академические стандарты, и это мировая цифра, – для них надо придумывать другие траектории

Softskills– это портфолио не для академически ориентированных детей, а для тех, кто профкомпетнции могут показать.

Какие конкурсы для таких ребят подходят? Например, олимпиада «Шаг в будущее» Бауманки.

Максим ДУЛИНОВ

– Маленькое резюме по итогу. Стандарт обучения нацелен на результат, поэтому смысл ЕГЭ – проверить соответствие образования федеральному стандарту. От портфолио мы не сформулировали результат, только оценки потенциала. ЕГЭ понятен, цель его задаётся приоритетами государства, а портфолио пока лишь создаёт условия для его использования, хотя будущее, наверное, в методической сочетаемости этих двух образовательных стратегий. А пока портфолио об академической успеваемости – это первый этап, который уже сейчас на стадии реализации.

Подготовил Игорь ПАНАРИН. Фото автора, mos.ru, интернет-ресурсов.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить