Красный Бор: война вокруг полигона

 Красный Бор: война вокруг полигона - фото 1О мучительной головной боли Питера – полигоне токсичных отходов «Красный Бор» – «ЭкоГрад» писал неоднократно (последний раз http://ekogradmoscow.ru/novosti/peredovitsa/krasnyj-bor-glavnaya-ekougroza-sankt-peterburgu). Нынешний всплеск интереса связан с первым проектом завода по переработке отходов полигона, который иначе как спорным не назовёшь (в частности, идея сжигания ядохимикатов с атмосферными выбросами никому не нравится).

Ну и как обычно, за дело взялись экоактивисты, самого проекта ещё и в глаза не видевшие. Поэтому презентация проекта вышла донельзя скандальной, а последующие события – в частности, возбуждение уголовного дела – лишь подбавили масла в огонь.

«ЭкоГрад», традиционно стоящий на страже объективности, публикует хроникальные заметки питерских журналистов и полный видеоотчёт со скандальной пресс-конференции. Выводы – за читателями!

***

Вчера, 1 октября, проект завода по переработке промышленных отходов, захороненных на полигоне «Красный Бор» представили журналистам. Презентация едва не превратилась в расправу. И над проектом, и над его авторами. Огня добавили экологи-активисты, пришедшие, а пресс-конференцию в самом воинственном настрое.

«Кладбище отходов», находящееся на территории Ленобласти, не раз становилось поводом для ссор 47-го региона и Петербурга. Об основных характеристиках проекта попытались рассказать и.о. председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Петербурга Сергей Кукушкин и представитель компании-проектировщика завода Андрей Миронов. С собой в команду, видимо, для усиления аргументации, взяли эксперта — члена Объединенного совета «Экология и природные ресурсы» петербургского научного центра РАН Сергея Зубарева.

Спикеры сразу «поделили ответственность». Кукушкин рассказал о проекте в общих чертах, оперируя больше эпитетами, чем цифрами. А в конце выступления сделал реверанс сторону общественников и экологов, которых на пресс-конференции, посвященной полигону, было едва ли не больше, чем журналистов. Кукушкин пригласил борцов за экологию войти в рабочую группу проекта и передал слово господину Миронову, вещавшему от лица компании ООО «Пеуру Рус» - именно эта контора по запросу правительства Петербурга трудилась над проектом ликвидации отходов Красного Бора. Кукушкин начал с того, что завод по переработке отходов будет стоить 3 млрд рублей, но это еще не очень дорого, так как технология переработки выбрана не самая дорогая: 8 тыс. рублей за тонну мусора (для сравнения — переработка тонны батареек стоит 70 тыс. рублей). Впрочем, проекту еще предстоит пройти государственную экологическую и общественные экспертизы. Возможно, с учетом корректировок, его цена изменится.

И.о. председателя природоохранного комитета всячески старался дать понять, что Петербург заодно с Ленобластью в отношении к полигону: Красный Бор надо ликвидировать. Строительство завода же представитель природоохранного комитета преподносил как чуть ли не панацею от всех бед, которыми грозит Красный Бор местным жителям. «Работа завода не должна наносить вред», «Завод должен быть прозрачен. Информация о том, что перерабатывается — должны быть доступна», - сыпал фразами-мантрами, явно занятыми у экоактивоситов, заместитель председателя. Кукушкин с гордостью сообщил, что проект соответствует 4 параметрам: экологичность, эффективность, экономичность и самое главное — этичность. При этом этичность он выделил как самый важный параметр. После чего и пригласил активистов в рабочую группу для доработки параметров проекта после Госэкоэкспертизы.

Миронов рассказал, что его компания вместе с комитетом провела исследования по составу отходов всех промышленных предприятий Петербурга. Задача завода, по его словам, обезвредить старые отходы Красного Бора. Это две карты, на которых скопилось 391 тыс. и 38 тыс тонн отходов соответственно. Для проведения анализа этих отходов привлекалась федеральная лаборатория при Роспотребнадзоре. Химический состав карт состоит из более 22 элементов. Во время выступления Миронова посыпались неудобные вопросы с мест от активистов. Поэтому представитель компании «Пеуру» быстренько скомкал концовку речи и уступил право держать ответ перед воинственно настроенной аудиторией эксперту — Сергею Зубареву.

Товарищ из РАН начал спокойно и издалека. Сначала рассказал об ошибках, допущенных при создании полигона почти полвека назад: токсические отходы обезвреживались минимально — только щелочные кислоты и тяжелые металлы, карты были доступны дождю и снегу, сотрудники полигона страдали от испарений. Затем Зубарев устроил краткий экскурс в историю полигона и поисков более-менее безопасных технологий утилизации отходов, начиная с 90-х годов. Когда назрела необходимость в заводе по переработке отходов, первыми отреагировали финны и предложили Петербургу проект завода, уже существующего в Рийхимяки. Но российскую сторону не устроила цена.

В 90-х создали технологию на 100 тыс.тонн по сжиганию отходов из двух печек. Позже проект скорректировали на мощность 40 тонн. В 2000, пройдя все экспертизы и согласования, проект получил финансирование. Сотрудники полигона параллельно искали, как заменить сжигание на другие процессы: мембранные, биологические и другие технологии (в основном по очистке воды). Но ни один из этих процессов не позволял сбрасывать воды в природные водоемы. В 2010 году поняли, что технология устарела, и все можно сделать современнее и безопаснее. В итоге оказалось, что технология сжигания — универсальная и наиболее подходящая. Когда встал вопрос о продолжении строительства, экспериментировать было уже некогда, так как карты уже переполнились. Резюмируя, Зубарев сказал, что является противником сжигания -  использовать его можно только тогда, когда никакие другие механизмы не подходят. «Мы находимся именно в такой ситуации», - объяснил эксперт.

В новом проекте появилась мощная многоступенчатая система очистки отходов. Зубарев ее подробно описал. Суть в том, что система очищает газы, и их концентрация в атмосфере не превышает ПДК. Когда посыпались вопросы журналистов, спикеры не смогли дать внятных ответов почти на каждый второй вопрос. Из той информации, которую удалось из них выудить, выяснилось следующее: вопрос с финансированием строительства завода еще не решен, так как проект пока даже не подавался на государственную экологическую экспертизу. Это планируется сделать после общественных слушаний, назначенных на 13 октября. Если все пойдет по плану, завод могут запустить в апреле 2018. Будут ли привлечены в строительство частные инвестиции - также пока неясно. Правительство Петербурга больше надеется на федеральные субсидии. Проектная мощность завода — 40 тыс. тонн в год. Жители Колпино, Никольского, красного Бора, поселка им. Тельмана и других близких к полигону территорий,с могут следить за количеством и качеством выбросов через систему онлайн-мониторинга. За образец был взят завод по обезвреживанию опасных отходов в южнокорейском Сеуле.

Вторая часть пресс-конференции, состоявшая из ответов спикеров на вопросы журналистов, едва не сорвалась из-за гиперактивности общественников, норовивших вставить свои пять копеек к высказыванием «ответчиков». Кукушкин и Миронов отбивались, как могли. Но отсутствие внятных ответов на ряд вопросов не добавляло им очков. В итоге мяч перешел на сторону активистов. Последним удалось-таки перекричать спикеров. Модераторы не справлялись. Пресс-конференцию пришлось спешно завершать. Наиболее шумным напомнили, что через 2 недели состоятся общественные слушания проекта. Как стало известно Online47.ru, в правительстве Ленобласти проект завода еще не видели. По крайней мере, в юридический отдел Комитета государственного экологического надзора проект не поступал. Позиция комитета по строительству мусоросжигающего завода остается прежней, сообщили Online47.ru в пресс-службе правительства 47-го региона.

«Строительство завода по сжиганию мусора на месте полигона Красный Бор — нежелательно. Но Комитет открыт для диалога и готов участвовать в обсуждении мер по рекультивации полигон вместе с Петербургом», - прокомментировали в пресс-службе. По словам представителя правительства Ленобласти, рекультивация должна проходить под контролем правительства Ленобласти и Комитета государственного экологического надзора. Напомним, губернатор Ленобласти Александр Дрозденко неоднократно высказывал свою однозначную позицию по полигону «Красный Бор»: полигон должен прекратить свое существование, перестать принимать отходы, а скопившиеся должны быть рекультивированы. Добавим, по словам Сергея Кукушкина, «Красный Бор» уже несколько месяцев не принимает отходы. Активисты-экологи утверждают обратное и настаивают на том, что ими были зафиксированы факты сжигания отходов на полигоне в ночное время.

Анастасия ЛАПТЕНОК

http://online47.ru/2015/10/01/Protiv-Bora-net-priema-20686

***

Завод по сжиганию отходов на полигоне "Красный Бор" обойдется бюджету в три миллиарда рублей. Предыдущий обошелся в полтора, но за 25 лет так и не заработал. Если построят, ядохимикаты исчезнут через 50 лет. Но нужно еще 13 миллиардов рублей, а власти Ленобласти - против.

Днем 1 октября был представлен проект строительства завода по сжиганию опасных отходов на полигоне "Красный Бор" в Тосненском районе Ленобласти. Он был разработан по заказу правительства Петербурга финско-российской компанией "Пеуру Рус" и, теоретически, может воплотиться в жизнь до конца 2018 года. Впрочем, у изучившего идею корреспондента 47news, возникло ощущение, что шансов на это немного.

Сомнения подкрепляет историческая тенденция. Завод по сжиганию отходов в Красном Бору собираются строить уже 25 лет. В 1990 году проект также предлагали финны. Но в 1994 году был одобрен проект отечественного Института прикладной химии. Строительство началось в конце 90-х. В общей сложности на завод истратили 1,5 миллиарда рублей, но построили лишь очистные сооружения, котельную и каркас будущих зданий. Затем проект был признан устаревшим, и его закрыли.

Новый проект создатели называют ультрасовременным. Не только печь, но и "дожигатель" с температурой горения 1200 градусов Цельсия гарантируют распад всех известных органических соединений. Обещают, что после прохождения через систему фильтрации, газообразный продукт горения, достигающий близлежащих жилых массивов, будет мало отличим от окружающего воздуха. Так, количество диоксида азота должно увеличить предельно допустимую концентрацию лишь на 4%.

Заявленная мощность нового завода оказалась меньше, чем у прежнего — 40 тысяч тонн в год, против 100 тысяч. И здесь у экоактивистов, настойчиво возражающих против строительства такого завода, появляется первый серьезный довод. На полигоне, эксплуатировавшемся с 1970 по 2014 год, скопилось около двух миллионов тонн химикатов. То есть для их сжигания при заявленной мощности потребуется около 50-и лет, в течение которых в атмосферу беспрерывно будут поступать продукты горения. Даже для ликвидации двух самых больших, все еще открытых карт (емкостей для заполнения отходами — прим. ред.), вызывающих наиболее сильные опасения, потребуется по меньшей мере 10 лет.

По словам исполняющего обязанности председателя комитета по природопользованию правительства Петербурга Сергея Кукушкина, примерная стоимость строительства завода — три миллиарда рублей. И речь идет только о бюджетных деньгах - найти инвестора на утилизацию полигона вряд ли возможно, ввиду отсутствия какой-либо рентабельности.

Отдельной строкой идет финансирование утилизации отходов. Стоимость сжигания одной тонны при текущих ценах — восемь тысяч рублей. Эксплуатация предприятия в год обойдется бюджету в 320 миллионов рублей. Таким образом, ликвидация только наиболее опасных открытых карт будет стоить 3,2 миллиарда рублей. Полная ликвидация полигона — как минимум 12,8 миллиарда. Откуда возьмутся деньги Кукушкин объяснить не смог, сказав, что пока об этом говорить рано.

Впрочем, и вопрос экологов о том, как именно были потрачены 49 миллионов рублей, выделенных Смольным на проектирование, представителя компании-проектировщика Андрея Миронова поставил в тупик. Не ответили и главе тосненского поселка имени Тельмана Юрию Кваше — он попросил назвать компанию, которая проводила геологические исследования территории полигона. По мнению присутствовавших на презентации экоактивистов, такие работы не проводились вовсе.

Отметим, что средства на проектирование завода выделялись комитетом по природопользованию Петербурга, когда им руководил Валерий Матвеев. Директор полигона "Красный Бор" Сергей Мацуков считается его хорошим знакомым — они оба уроженцы Самарской области и в одно время работали в структурах "Транснефти". О некоторых странностях в отношениях между комитетом и полигоном, в частности об аренде за счет "Красного Бора" автомобиля Toyota Land Cruiser для Матвеева, уже писали наши коллеги с "Фонтанки".

Остался и еще один важный вопрос — куда отправятся самые опасные отходы с городских и областных предприятий. Полигон "Красный Бор" единственный на Северо-Западе, до закрытия принимавший отходы I класса опасности. Сейчас предприятия вынуждены складировать их у себя. Транспортировка на полигоны в другие регионы крайне убыточна, и многие эксперты опасаются, что рано или поздно отрава окажется в городской канализации или в областных реках.

В пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти официально сообщили, что областной комитет эконадзора будет рад принять участие в обсуждении всех мер, необходимых для окончательной рекультивации "Красного Бора", юридически принадлежащего городу, но расположенного на областной земле "Мы выступаем за обязательную ликвидацию полигона. Что же касается отходов I класса опасности, частично они могут уничтожаться прямо на предприятиях. Предварительно, мы уже нашли инвесторов, готовых этим заняться. То, что останется, будем вывозить", - пообещали в пресс-службе.

Однако сжигание опасных отходов власти 47-го региона не одобряют. "Мы еще не видели проекта, но сама идея сжигать ядохимикаты, которые будут попадать в атмосферу, нам категорически не нравится", - прокомментировал собеседник корреспондента 47news в областном правительстве.

Общественные слушания по проекту строительства завода должны пройти в городе Никольское Тосненского района 13 октября.

Артем ШАЛЯКИН,

47news

http://47news.ru/articles/94240/

***

В отношении директора полигона «Красный Бор» возбуждено уголовное дело

В отношении директора полигона «Красный Бор», подведомственного комитету по природопользованию, возбуждено уголовное дело.

Об этом сообщает прокуратура Ленинградской области (географически полигон находится в 47-м регионе).

Летом 2014 года полигон «Красный Бор» заключил контракт с компанией «РИВИР» на очистку поверхностей двух технологических карт, в которых хранятся особо опасные бытовые отходы. Стоимость контракта составила почти 10 млн рублей. Однако, по версии полиции Тосненского района, на самом деле работы выполнялись сотрудниками полигона.

Дело возбуждено в отношении директора полигона Сергея Мацукова, который пришел на предприятие вместе с Валерием Матвеевым, до последнего времени возглавлявшим комитет по природопользованию.

***

Ранее, 29 сентября, состоялось выездное заседание постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания Санкт-Петербурга, посвященное проблемам обращения с медицинскими отходами в Санкт-Петербурге и организации деятельности участка централизованной переработки медицинских отходов.

В ходе заседания были выслушаны мнения экспертов в области обращения с медицинскими отходами.

Комиссия решила обратиться к Губернатору СПб Георгию Полтавченко, с просьбой рассмотрения вопроса об определении уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга по организации системы  обращения с медицинскими отходами в СПб, а также обратиться к вице-губернатору Ольге Казанской с предложением провести расширенное заседание по вопросам оптимизации системы обращения с медицинскими отходами с участием главных врачей лечебно-профилактических учреждений СПб, Комитета по здравоохранению, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Правительства Санкт-Петербурга, Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу и депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

 

 

 Подготовили Игорь АГАФОНОВ, Владимир ХЛУДОВ.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить