Через два дня в Москве должна состояться пресс-конференция, посвященная экологическим итогам года в России, на котором планирует выступить министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской и другие представители Минприроды РФ.
В пресс-релизе мероприятия указывается, что "в ходе мероприятия глава Минприроды России проинформирует о результатах деятельности Министерства по совершенствованию природоохранного законодательства, развитию системы особо охраняемых природных территорий, об экологической ситуации в регионах России". Внимательно изучив регламент работы пресс-конференции, особо обратил внимание на темы выступлений, и, к своему удивлению и сожалению, не нашел ни одной темы, связанной с Новой экологической политикой (НЭП), разработанной Департаментом по природопользованию и охране окружающей среды гор. Москвы.
И это притом, что речь на пресс-конференции пойдет о главных экологических итогах года, но без упоминания о НЭП. Удивительно, но факт.
Главный столичный эколог Антон Кульбачевский, анонсируя создание новой экологической доктрины гор. Москвы до 2030 года, отметил, что базовыми принципами НЭПа являются обеспечивание минимизации негативного воздействия на окружающую среду, экологическая безопасность, ресурсосбережение, а также существенное снижение эксплуатационных расходов бюджета.
Работа над концепцией НЭП ускорилась потому, что несколько лет назад столичная общественность забила тревогу в связи с ухудшающейся экологической ситуацией в столице, выступив с требованиями о необходимости введения новой экологической политики, которая бы учитывала необходимость направления человеческой деятельности в соответствии с природой с помощью и при участии государства и общества для обеспечения сохранения экологического баланса в природе.
Экологические проблемы, и это общепризнанный факт, приняли глобальный характер, так как материальный прогресс государств не принимает во внимание экологические основы человеческой жизни и жизни других существ. В связи с этим в экономически развитых странах стали обращать особое внимание на экологию, формулировать новые подходы в использовании природных ресурсов и выделять необходимые средства на восстановление нарушенного экологического баланса.
Приходится констатировать, что принятое Правительством Москвы в июле текущего года замечательное постановление «Об основных положениях новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года», которое приняли на "ура" экологи и все неравнодушные граждане столицы, остается пока лишь красивой декларацией, не подкрепленной реальными делами.
И это происходит в российской столице, где ситуация с экологией крайне неблагоприятная, как и в целом по стране.
Член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, профессор Алексей Яблоков, часто выступающий с критикой в адрес властей и руководителей регионов и компаний, пренебрегающих решением экологических проблем, обратил внимание общественности на то, что в соседней стране - Казахстане в жизнь успешно претворяется концепция НЭП в отличии от Москвы и России в целом. «Похоже, что в Казахстане эти принципы будут реализованы раньше и полнее, чем в Москве», - отметил А.Яблоков.
Необходимо подчеркнуть, что Казахстан - одно из тех неблагополучных в экологическом отношении государств, пострадавших вследствие человеческой деятельности. Известно, что только лишь эксплуатация военных полигонов, запуски ракетной техники на Байконуре и испытания ядерных бомб в Семипалатинском регионе, особенно в советские годы, привели к радиоактивному заражению 2 млн. гектаров сельскохозяйственных земель, добавьте сюда число погибших и облученных. Цифры просто пугающие.
Проблема высыхания Аральского моря - сродни экологической катастрофе глобального масштаба, которая стала результатом безответственности, экологической безграмотности и отсталых технологий.
Интенсивное освоения углеводородных запасов Каспийского шельфа Казахстаном в настоящее время также способствует нарушению экологии: массово гибнут рыбы, лебеди, тюлени, снизилось поголовье осетровых рыб.
Все эти проблемы соответственно сказываются не в последнюю очередь и на состоянии здоровья населения, увеличилось рождение младенцев с патологиями, с новыми видами болезней, люди чаще стали болеть, уменьшилась продолжительность их жизни. В Казахстане даже появился такой термин, как "экологические беженцы".
Естественно в Казахстане задумались над экологической безопасностью и, начиная с 1989-1990 годов, в республике задумались над формированием новой экологической политики, которая была сразу же сориентирована на развитие экономических методов в регулировании природопользования.
Казахстан стал переходить к экологически безопасному и устойчивому развитию, ставшему сейчас одним из приоритетных направлений стратегии развития страны и нашедшему отражение в утвержденной президентом республики Нурсултаном Назарбаевым "Долгосрочной стратегии развития страны до 2030 года" и ее составной части - стратегии «Экология и природные ресурсы – 2030».
Несмотря на то, что Казахстан отстает от мирового уровня в вопросах создания экологически благоприятной среды обитания, тем не менее, республика выступает инициатором в вопросах решения экологических проблем во всей Центральной Азии, значительно усиливает свою деятельность по международным экологическим конвенциям, направленным на решение приоритетных проблем в области экологии.
Казахстан пришел к выводу, что успешно противодействовать обострению экологических проблем в стране и регионе возможно только при вовлечении других стран. И таким поучительным примером растущего двустороннего взаимодействия являются отношения Казахстана с Японией - страной, которая в области экологической безопасности добилась огромных достижений.
Японское правительство убеждено, что национальные экологические проблемы зависят от состояния глобальных экологических проблем. Поэтому помощь другим странам в решении проблем окружающей среды Япония рассматривает как важную дополнительную меру охраны окружающей среды в собственной стране.
Япония, как страна, пострадавшая от атомного оружия в 40-годы XX века, оказывает постоянную помощь Казахстану в сфере ликвидации последствий многолетних ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне, выделяет финансовую помощь для реализации национальных и международных программ в здравоохранительной, гуманитарной, экономической и экологической сферах.
Необходимо отметить, что России необходимо перенимать опыт и усилия Казахстана по преодолению экологических проблем, а его сотрудничество с Японией может стать рабочей моделью любого международного сотрудничества, с которой могут брать пример и другие страны, а помощь, оказываемая Страной восходящего солнца, может служить актом высочайшего гуманизма.
Подготовил Вагиф АДЫГЕЗАЛОВ