4 марта в Государственной Думе состоялись парламентские слушания Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии на тему «Правовое обеспечение государственной политики в области экологического развития Российской Федерации».
В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители отраслевых и региональных министерств, администраций субъектов Федерации.
Вел слушания председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин. Обращаясь к участникам слушаний, он предложил сконцентрироваться на итогах 4-го Всероссийского съезда по охране окружающей среды, ставшего кульминацией «Года охраны окружающей среды», новых законодательных инициативах, нацеленных на реализацию принятой Съездом Резолюции, а также правоприменительной практике.
«Выступил в Госдуме по теме экологизации строительной отрасли в России, - сообщает в Фейсбук директор НП "Центр зеленых стандартов" Рашид Исмаилов. - Доложил об итогах применения «зеленых» стандартов в 2013 году, сочинском опыте, региональных инициативах, проблемах формирования рынка. Из основных предложений: необходим переход от стратегии снижения расходов на строительство дома к стратегии снижения совокупной стоимости владения им; необходимо скорректировать кредитно-денежную политику для широкого использования банковских инструментов для стимулирования инвесторов; реализация всех крупных государственных инфраструктурных проектов в обязательном порядке должна проходить по «зеленым» стандартам, то же касается и госкомпаний».
Ранее Рашид Исмаилов выступал в прессе с сетованиями на то, что Российские застройщики не спешат переходить на "зеленые" стандарты. Как показывает практика, писал эксперт в «Российской газете», застройщики, реализующие сегодня проекты строительства жилья, не спешат вкладывать средства в экологически безопасные и энергоэффективные технологии и материалы, мотивируя это тем, что повышается смета строительства объекта и им сложно выдерживать уровень стоимости одного квадратного метра жилья, устанавливаемый минрегионом для всех субъектов РФ. Реальность такова, что для регионов едва ли не основной проблемой в сфере строительства является снижение стоимости квадратного метра жилья, строящегося в рамках государственного заказа.
Мировой опыт предлагает эффективный инструмент для учета интересов и застройщиков и потребителей - системы сертификации объектов недвижимости, так называемые "зеленые" стандарты. Однако в нашей стране бизнес не торопится использовать эти инструменты, и заставить его нельзя, так как они добровольны. Мы работаем над тем, чтобы законодательно закрепить обязательность исполнения повышенных экологических требований к объектам недвижимости, финансирование проектирования, строительства и эксплуатации которых ведется за счет средств бюджета РФ.
Очевидно, что для застройщиков необходимо четкое понимание экономической эффективности вложения средств на внедрение и применение "зеленых" технологий. Одной из основных причин отсутствия интереса к "зеленым" стандартам является то, что представители строительного бизнеса, да и потребители, еще в полной мере не осознали преимуществ использования энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий. Кроме того, отсутствие достоверной информации о реальных издержках, множество спекуляций на тему "эко", низкий уровень доверия потребителей - все это также сказывается на темпах развития рынка.
Вместе с тем "зеленое" строительство уже доказало свою выгоду. На строительство объекта приходится 20% общих затрат, остальные 80% на его эксплуатацию, поэтому девелоперам и застройщикам, всем кто вкладывает средства в строительные проекты необходимо думать о снижении ресурсопотребления. Здесь скрыт основной источник возврата первоначальных издержек.
В свою очередь, по словам Владимира Кашина, прошедший «Год охраны окружающей» среды стал крупнейшим природоохранным проектом за последние десятилетия. Тема охраны окружающей среды коснулась буквально каждого жителя России, повысив популярность экологически ответственного поведения, идей охраны природы, как единственной неизменной и вечной ценности. В значительной степени повышен интерес граждан к вопросам формирования благоприятной экологической обстановки в своих родных регионах и городах.
При этом Комитет активно поддерживает гражданские инициативы, как посредством рассмотрения поступающих обращений, так и посредством организации соответствующих мероприятий.
Кашин убежден, что исправить ситуацию, которая складывается в результате нарушения природоохранного законодательства, возможно лишь слаженными действиями всех ответственных структур, незамедлительным и эффективным реагированием на каждый сигнал об ухудшении экологической обстановки, а также выстраиванием максимально открытого диалога и информационного обмена между органами власти и обществом.
Отмечалось, что международные договоры в области охраны окружающей среды являются неотъемлемой частью Российской правовой системы. При этом Российская Федерация играет на международной природоохранной арене одну из решающих ролей.
В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам в области охраны окружающей среды внесены комплексные изменения в национальное законодательство.
«Впереди очень много работы по гармонизации российского законодательства с нормами международного экологического права, а также приведению его в состояние, способное противостоять самым серьезным экологическим вызовам», - сказал председатель Комитета. Он напомнил, что 12 мая 2014 года состоится расширенное заседание Высшего экологического совета Комитета по вопросу законодательного обеспечения повышения плодородия и защиты почв.
О вопросах защиты природы и проблемах экологического развития рассказал руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский. По его словам, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии проводит полезную работу, тем более, что в современных условиях задача защиты экологии весьма актуальна.
Он высказался, в частности, за необходимость проведения экологического мониторинга в России, больше внимания уделять экологическому воспитанию подрастающего поколения, бережно относиться к родной природе.
С докладами, в частности, выступили заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин, заместитель председателя Комитета по вопросам имущественных отношений, землепользования, природных ресурсов и экологии Московской областной Думы Алла Качан, член Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Фокин, председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Владимир Прокопьев, юристы, эксперты по вопросам экологии, журналисты.
По окончанию парламентских слушаний были приняты ряд рекомендаций Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, Министерству природных ресурсов и экологии РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ.